Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Эрик Шредер.   Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Ночь судьбы

   Дух явился к нему и приказал: «Читай!» И он ответил: «Я не могу читать». Тогда Дух схватил его с силой и сказал снова: «Читай!» И он повторил: «Я не могу». И Дух схватил его во второй раз, говоря:



   1. Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил

   [все

   2. создания],

   3. сотворил человека из сгустка [крови].

   4. Возвещай, ведь твой Господь – самый великодушный,

   5. который научил [человека письму] посредством калама[4],

   6. научил человека тому, чего он [ранее] не ведал[5].



   Тогда Дух оставил его. Он спустился с горы, весь дрожа, и возвратился домой, повторяя главу. Ему стало холодно, он склонил голову и сказал жене:

   – Укрой меня! Укрой меня!

   Хадиджа накрыла его плащом; и он заснул.

   Затем Дух возвратился и крикнул Мухаммеду громовым голосом:



   1. О завернувшийся!

   2. Встань и увещевай,

   3. превозноси своего Господа,

   4. очисти одежды свои,

   5. избегай скверны…[6]



   Тогда Мухаммед отбросил плащ и встал.

   – Разве ты не будешь больше спать? – спросила жена.

   – Нет больше ни сна, ни отдыха для меня, – сказал Мухаммед. – Он повелевает мне призывать людей к БОГУ. Но кого я буду звать? И кто поверит мне?

   – Призови меня первой, я верю тебе, – ответила она.



   У Мухаммеда был близкий друг, некто Абу Бакр, человек, пользовавшийся уважением в племени курейш, честный и богатый, занимавшийся торговлей. В те времена существовал обычай, согласно которому каждый, кто приходил в святилище в Мекке, должен был совершить ритуальный круг вокруг Черного камня и поклониться одному из идолов, которые находились в Святом Доме[7]. После этого, согласно своему желанию, он мог присоединиться к одной из групп людей, в центре которых сидели наиболее уважаемые люди города. Мухаммед обычно сидел в компании Абу Бакра и делился с ним своими делами. Услышав призыв, он решил прежде всего повидать друга.

   Утром он пошел к Абу Бакру. И вот! Абу Бакр идет, чтобы встретить.

   – Я шел, чтобы посоветоваться с тобой, – сказал Мухаммед.

   – А я – с тобой, – сказал Абу Бакр, – но говори сначала ты, поскольку мой рассказ длинен.

   Тогда Мухаммед сказал:

   – Вчера Ангел явился ко мне и повелел мне призывать людей к Богу. Он сказал: «Люди должны поверить в Бога, в то, что я послан Им, и не должны больше поклоняться идолам». Я хотел спросить тебя, кого я должен призывать и кому я могу довериться?

   – В таком случае позволь мне быть первым человеком, который будет призван тобою, – сказал Абу Бакр.

   Тогда пророк с радостью сообщил ему формулу ИСЛАМА (что означает Преданность Господу); и Абу Бакр произнес Символ веры, а именно:



   Нет БОГА, кроме АЛЛАХА,

   и Мухаммед – пророк ЕГО.



   Есть Предание, идущее от первых последователей пророка, согласно которому тот произнес: «Из всех, кому я когда-либо предлагал ислам, никто не принял его так легко, как Абу Бакр; он не колебался ни секунды».

   Поначалу Абу Бакр держал свою Веру в тайне; но каждый раз, будучи в святилище и беседуя с людьми, пытался обратить их в ислам; когда это удавалось, он приводил их к пророку, и они произносили Символ веры. Первый человек, которого он обратил, был Осман; за ним последовали Абд аль-Рахман, сын Ауфа, Зубайр, Талха, Саад, сын Абу Ваккаса, и другие, пока их число не достигло тридцати девяти правоверных. Они держали свою Веру в тайне.

   И послал Бог Откровение:



   13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил и чего не совершал [из добра и зла].

   14. Но человек свидетельствует против самого себя,

   15. даже если он пытается оправдаться.

   16. Не повторяй [, Мухаммад,] его (т. е. Корана), чтобы ускорить [запоминание, опасаясь ухода Джибрила],

   17. ибо Нам надлежит собрать Коран [в твоем сердце] и прочесть его [твоими устами людям].

   18. Когда Мы возвещаем тебе его [устами Джибрила], то слушай внимательно чтение.

   19. Далее, воистину, Нам надлежит разъяснять его.

   20. Но нет, вы любите [жизнь] преходящую

   21. и пренебрегаете будущей.

   22. Лица [счастливых людей] в тот день будут сиять

   23. и взирать на Господа своего.

   24. А лица [обитателей ада] в тот день будут омрачены

   25. думой о том, что их поразит беда.

   26. Так нет! Когда [душа] дойдет до ключицы

   27. и спросят [сородичи]: «Кто же заговорит [от смерти]?»

   28. Тогда догадается умирающий, что настала разлука [с миром],

   29. что сойдутся [земные и потусторонние] муки

   30. в тот день, [когда его] пригонят к Господу твоему[8].

* * *
   Люди, собираясь в святилище, стали поговаривать, что Мухаммед основал новую веру, что он объявил себя пророком Бога и имеет послание от Бога; и что некоторые верят ему и молятся втайне. Некий Абу Джахль заявил: «Если я найду человека, который верит ему, я размозжу ему голову, как ядовитой змее, если я увижу, что Мухаммед в святилище поклоняется кому-либо, кроме моего бога Хубала, я вышибу ему мозги камнем. По крайней мере, убийство племянника собьет спесь с Абу Талиба».



   Бог ниспослал Главу Рассвета:



   1. Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета

   2. от зла того, что Он сотворил,

   3. от зла ночного мрака, когда он застилает [мир],

   4. от зла дующих на узлы [колдуний],

   5. от зла зависти завистника»[9].

* * *
   Правоверные не осмеливались входить в Святилище, они молились дома или на горе Хира. Абу Талиб, узнав об этом, решил поговорить с Мухаммедом. Пророк рассказал ему все как есть и пытался обратить его в ислам, но Абу Талиб ответил: «Я не буду менять свою веру – это вера моего отца, но я помогу тебе».

   Из неверующих самый ожесточенный противник пророка среди его собственной родни, Хашимитов, был его дядя Абу Лахаб. Ибо сказано:



   «ОСТЕРЕГАЙСЯ ПЛЕМЕНИ СВОЕГО, БЛИЗКИХ ТВОИХ!»



   Мухаммед взошел на холм Сафа, возвысил свой голос и, когда Хашимиты пришли на его призыв, произнес:

   – Если я буду предупреждать вас о приближении врага, вы поверите мне?

   – Да, – ответили они.

   – Тогда я даю вам предупреждение, – сказал пророк, – о страшном наказании:



   1. Когда земля задрожит, сотрясаясь,

   2. и извергнет то, что в ее чреве,

   3. и человек спросит [в страхе]: «Что с нею?» —

   4. в тот день она поведает [человеку] о том, что с нею,

   5. поскольку Господь твой внушил ей [поведать об этом].

   6. В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы обрести [воздаяние] за свои дела.

   7. Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него.

   8. Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него[10].

   <…>

   14. на тот день, когда земля будет сотрясаться и горы обратятся в кучи сыпучего песка.

   15. Воистину, Мы послали к вам свидетелем против вас посланника, подобно тому как отправили посланника к Фир'ауну.

   16. Но Фир'аун ослушался посланника, и Мы наказали его жестоко.

   17. И если вы не уверуете, то как же вы спасетесь в такой день, когда младенцы становятся седыми?

   18. В тот день разверзнется небо, исполнится обещание Его[11].



   Когда Посланник Бога говорил о Судном дне, его щеки горели, его голос гремел, его речь была пламенной.

   – Он – пророк, он поистине видит больше, чем мы можем видеть, – сказал кто-то.

   Но его дядя Абу Лахаб был в толпе, и он встал и сказал:

   – Это для этого ты созвал нас здесь, Мухаммед? Погибни сам! И пропади пропадом твоя религия!

   И он убеждал их разойтись по домам, говоря:

   – Уходите, Мухаммед сошел с ума.

   После того была ниспослана Глава Огня:



   1. Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам!

   2. Не спасли его ни богатство, ни то, что он обрел.

   3. И вскоре войдет он в огонь пылающий.

   4. А жена будет таскать дрова [для огня],

   5. а на шее у нее – вервь из пальмовых волокон[12].



   1. Нун. Клянусь каламом и тем, что пишут.

   2. Ты [, Мухаммад,] благодаря милости Господа твоего – не одержимый,

   3. и, воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая,

   4. и, поистине, ты – человек превосходного нрава.

   5. Вскоре ты увидишь, и они увидят,

   6. кто же из вас одержимый.

   7. Воистину, твой Господь лучше знает, кто сошел с Его пути, и Он знает лучше, кто на прямом пути.

   8. Не поддавайся же тем, кто отвергает [истину].

   9. Они хотели бы, чтобы ты был снисходителен, тогда и они были бы снисходительны.

   10. Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы,

   11. злослову и сплетнику,

   12. гонителю добра, преступнику, грешнику,

   13. жестокому, к тому же самозванцу,

   14. если даже у него будет [большое] состояние и [много] сыновей.

   15. Когда ему провозглашают Наши аяты, он говорит: «Это – побасенки древних».

   16. Мы припечатаем ему на нос клеймо [позора][13].

* * *
   – Скольким богам вы поклоняетесь? – спросил пророк одного из курейшитов.

   – Семи на земле, одному на небесах, – ответил тот.

   – Скажи: Бог един, Бог вечен.

   Он никогда не порождал,

   Он не был порожден,

   Он не имел никогда равного Себе.

* * *
   1. Некий муж спросил, когда же постигнет неверных

   2. неотвратимое наказание

   3. от Аллаха, владыки ступеней?

   4. Ангелы и Дух (т. е. Джибрил) восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет.

   5. Терпи же благоговейно,

   6. ведь людям этот [день] представляется отдаленным,

   7. а Мы видим, что он близок.

   8. В тот день небо уподобится расплавленному металлу,

   9. горы будут [мягки], как шерсть,

   10. и родич не станет расспрашивать [своего] родича,

   11. хотя они и будут видеть [один другого]. Грешник захочет откупиться от наказания своими сыновьями,

   12. своей супругой и братом,

   13. своим родом, который поддерживал его,

   14. и всеми жителями земли, чтобы спастись.

   15. Так нет, [они не спасутся], ибо это [наказание] – пламя,

   16. сдирающее кожу с головы,

   17. зовущее тех, кто отвратился [от покорности Аллаху] и отвернулся [от истины],

   18. кто сколотил [состояние] и берег его.

   19. Воистину, человек создан нетерпеливым,

   20. беспокойным, когда его постигнет беда,

   21. скупым, когда ему достанется добро.

   22. Это не относится к тем, которые молятся,

   23. совершают обрядовую молитву всякий раз, [когда положено],

   24. которые выделяют долю имущества

   25. для просителей и обездоленных;

   26. [не относится] к тем, которые признают Судный день,

   27. которые боятся наказания Господа своего,

   28. поскольку неотвратимо наказание Господне,

   29. кроме тех, которые блюдут свою добродетель,



   30. кроме как по отношению к своим супругам и невольницам, за что им нет порицания.

   31. А те, кто переходит за пределы сказанного, – они преступники.

   32. Те же, которые сохраняют доверенное им и не нарушают клятв,

   33. которые стойки в своих свидетельствах,

   34. которые [бережно] блюдут молитвы, —

   35. они и будут почитаемы в [райских] садах.

   36. Что же случится с теми, которые не уверовали и бегут перед тобой

   37. толпами справа и слева?

   38. Не жаждет ли каждый из них, чтобы его ввели в сады благодати?

   39. Ни в коем случае! Ведь Мы сотворили их из того, что им известно.

   40. Нет и нет! Клянусь Господом востоков и западов! Воистину,

   Мы в состоянии

   41. заменить их лучшими, чем они, и никто не превзойдет Нас

   [могуществом]!

   42. Предоставь их самим себе, пусть погружаются в словоблудие и забавляются, пока не настанет их день, который им обещан, —

   43. тот день, когда они выйдут из могил в спешке, словно они бегут к идолам [на поклонение],

   44. с потупленными взорами, охваченные унижением. Это и есть тот день, который им обещан![14]



   9. Аллах – тот, кто гонит ветры, вздымающие тучу. Потом Мы гоним ее в края безжизненные и оживляем землю, после того как она высохла. Таким же образом воскресит Он [людей][15].



   17. Откуда тебе знать, что такое Судный день?

   18. И еще раз – откуда тебе знать, что такое Судный день?

   19. Это день, когда ни один человек не властен ничем помочь другому, и повеление в тот день принадлежит [только Аллаху][16].



   1. Когда солнце покроется мраком,

   2. когда звезды померкнут,

   3. когда горы придут в движение,

   4. когда верблюдицы, беременные на десятом месяце, останутся без присмотра,

   5. когда соберутся [все] дикие звери,

   6. когда моря выйдут из берегов,



   7. когда души соединятся [с телами],

   8. когда зарытую заживо спросят,

   9. за какой же грех ее убили,

   10. когда развернут свитки [людских деяний],

   11. когда небо будет низринуто,

   12. когда разгорится адский огонь,

   13. когда рай приблизится [к праведникам], —

   14. тогда познает каждая душа, что она уготовила себе [деяниями своими].

   15. Но нет же! Клянусь светилами,

   16. передвигающимися [по небу] и исчезающими [с небосвода],

   17. клянусь вечерним [сумраком] густеющим,

   18. клянусь зарей брезжущей,

   19. что, воистину, это (т. е. Коран) – слова посланца благородного,

   20. обладателя силы при Властителе Трона, могущественного,

   21. того, кому повинуются ангелы, и достойного доверия.

   22. Тот, с кем вы спорите, вовсе не безумец,

   23. ибо он видел его (т. е. Джибрила) на ясном небосклоне,

   24. и он (т. е. Мухаммад) не скупится сообщить другим [поведанное ему] сокровенное откровение.

   25. Это (т. е. Коран) – не речи побиваемого камнями шайтана.

   26. Так куда же вы устремляетесь, [отрицая Коран]?

   27. Ведь он – только назидание для обитателей миров,

   28. для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь.

   29. Но вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров[17].



   5. Воистину, праведники пьют из чаши [напиток], настоянный на камфаре,

   6. из источника, из которого пьют рабы Аллаха и который льется не иссякая.

   7. Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются [повсюду].

   8. Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней,

   9. [и говорят]: «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности.

   10. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день».

   11. Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью.



   12. И за то, что они терпели, Он воздаст им райскими садами и шелковыми одеяниями.

   13. Они будут возлежать на ложах, не зная ни зноя, ни мороза.

   14. Тень деревьев будет осенять их, а плоды будут склоняться над ними низко.

   15. К ним приблизятся [девы] с сосудами из серебра и чашами из хрусталя,

   16. хрусталя серебряного, [блистающего] совершенством.

   17. В том саду те [девы] напоят их из чаши [напитком], настоянным на имбире,

   18. из райского источника, прозванного Салсабилом.

   19. [Чередой] обходят их вечно юные отроки». Взглянув на них, ты примешь их за жемчуг рассыпанный.

   20. Когда же присмотришься, то увидишь блаженство и великую власть [над ангелами].

   21. Они облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи, на них ожерелья серебряные, и напоил их Господь напитком чистым.

   22. Воистину, все это – вознаграждение вам, воздаяние благодарностью за ваше усердие[18].



   22. Черноокие, большеглазые девы,

   23. подобные сокрытым [в раковине] жемчужинам, —

   24. [и все это] – в воздаяние за то, что они вершили [в этом мире].

   25. Они не услышат там ни суетных, ни греховных речей,

   26. а только слово: «Мир! Мир!»

   <…>

   28. Те, что стоят на правой стороне, – кто же они?

   <…>

   41. Те, что стоят на левой стороне, – кто же они, стоящие на левой стороне? —

   42. будут в огненном вихре и кипятке,

   43. под сенью черного дыма,

   не дающего ни прохлады, ни блага[19].



   Смотри! Это было сказано на улицах, по которым ходили друзья и родственники Абд аль-Мутталиба, который говорил о рае!



   29. Воистину, грешники (т. е. мекканские многобожники) насмехались над теми, кто уверовал.

   30. Когда проходили мимо них, то перемигивались, [издеваясь].



   31. Когда же возвращались к своим семьям, то злорадствовали [над осмеянными верующими].

   32. Когда они видели верующих, то восклицали: «Конечно, они – заблудшие»[20].



   1. Клянусь звездой во время ее заката!

   2. Не заблудился ваш собрат и не обольщен [демонами].

   3. И речи он ведет не по прихоти [своей]:

   4. они (т. е. речи) – лишь откровение внушенное,

   5. властелином силы [Мухаммаду] возвещенное —

   6. обладателем мощи. Возник он

   7. на высшем небосклоне.

   8. [Джибрил] приблизился [к Мухаммаду], потом подошел еще ближе.

   9. Он был [от Мухаммада] на расстоянии двух полетов стрелы и даже ближе.

   10. Он (т. е. Аллах) внушил в откровении Своему рабу то, что внушил.

   11. Сердце его (т. е. Мухаммада) подтвердило то, что он видел [воочию].

   12. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел?

   13. А ведь он (т. е. Мухаммад) видел его (т. е. Джибрила) в другой раз

   14. у самого дальнего Лотоса,

   15. при котором сад – прибежище [праведных].

   16. Когда над Лотосом витали те, кто витает,

   17. взор его (т. е. Мухаммада) не отрывался [от происходящего] и не переходил [границы дозволенного].

   18. А ведь он увидел величайшее из знамений Господа своего[21].



   Когда откровение нисходило на пророка, он чувствовал сильное беспокойство, лицо его дергалось, и он в изнеможении падал, словно изнуренный бессонницей. Даже в очень холодный день его лоб покрывали крупные капли пота.

   – Вдохновение, – сказал Мухаммед однажды, – приходит одним из двух путей: иногда Джабраил[22] сообщает откровение мне, как человек человеку, и это легко; но иногда это похоже на звенящий колокол, Оно проникает в самое сердце и разрывает меня на части. Этот путь очень мучителен.



   19. Не равны слепой и зрячий,

   20. мрак и свет,

   21. тень и зной,

   22. не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует способность слышать тому, кому пожелает, а ты [, Мухаммад,] не можешь заставить слышать тех, кто в могиле,

   23. [ибо] ты – только увещеватель.

   24. Воистину – Мы послали тебя с истиной добрым вестником и увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не пришел бы увещеватель.

   25. Если не признали тебя, то ведь не признавали и тех, что жили до них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, с псалмами и просветляющей книгой.

   26. Потом Я подверг наказанию тех, которые не уверовали. И каков был Мой гнев![23]



   11. Человек молит о зле [для недругов] подобно тому, как он молит о добре [для себя][24].



   36. К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями[25].



   1. Думал ли ты о том, кто отрицает расплату [Судного дня]?

   2. Это ведь тот, кто гонит сироту

   3. и не призывает [людей] кормить бедняков.

   4. Горе же тем молящимся,

   5. которые не читают молитвы истово,

   6. которые лицемерят

   7. и запрещают подавать милостыню[26].



   23. Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно.

   24. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они [миловали] и растили меня ребенком».

   25. Ваш Господь лучше всех знает то, что [таится] в ваших душах, если вы вершите добро. И, воистину, Он прощает кающихся.

   26. И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно,

   27. ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью[27].



   131. Не смотри с завистью на то, чем Мы наделили некоторых из людей, чтобы подвергнуть их испытанию: на блеск земной жизни, ибо удел, даруемый твоим Господом, лучше и долговечнее[28].



   42. Аллах успокаивает души людей, когда они умирают, а тех, кто не умирает, – [покоит] во время сна. Он не отпускает те души, которым определил смерть, а остальные возвращает [в бодрствование] на определенный срок. Воистину, во всем этом содержатся знамения для тех, кто размышляет[29].



   Суру из Корана, называемую «Йа Син», благочестиво повторяют во времена бедствий и болезней, во время постов или в момент приближения смерти:



   26. Сказано было [ему]: «Войди [прямо] в рай!» И он воскликнул: «О, если бы мой народ знал,

   27. за что меня простил мой Господь, за что причислил меня к почитаемым!»

   <… >

   31. Неужели они не знают, сколько поколений Мы погубили до них, так что они более не вернутся?

   32. И, поистине, все в конце концов предстанут пред Нами.

   33. Знамением для них служит высохшая земля. Мы ее оживили и взрастили на ней злаки, которыми они питаются.

   34. Мы взрастили на ней пальмовые рощи и виноградники, и по Нашей воле забили источники,

   35. чтобы они вкушали плоды и то, что произведено их руками. Разве нет у них за то благодарности?

   36. Слава тому, кто сотворил пары из тех, что растит земля, и из людей, а также из того, чего они и не ведают.

   37. Знамением для них служит ночь, которую Мы лишаем дневного света, так что они погружаются во тьму.

   38. Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Ведающего.

   39. Для луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви.

   40. Солнцу не следует догонять луну, и ночь не опережает день, и каждый из них плывет по небосводу.

   41. Знамением им служит то, что Мы спасли их род в переполненном ковчеге.

   42. И Мы создали для них подобие ковчега, на который они и погружаются.

   43. А если Нам будет угодно, Мы потопим их так, что они не успеют воззвать о помощи и не спасутся,

   44. если только Мы не окажем им милость и не позволим наслаждаться [благами жизни] некоторое время.

   45. Когда их призывают: «Бойтесь того, что было до вас, и того, что будет после, – быть может, вас помилуют», – [они не слушают].

   46. И когда к ним является хоть какое-нибудь из знамений Господа их, они отворачиваются [от него].

   47. Когда тех, кто не уверовал, призывают: «Жертвуйте из того, что Аллах дал вам в надел», – они отвечают тем, кто уверовал: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы Ему было угодно? Поистине, вы – в глубоком заблуждении».

   48. Они говорят также: «Когда же случится обещанное [вами], если вы говорите правду?»

   49. Им нечего ожидать, кроме гласа трубного, который поразит их, в то время как они препираются.

   50. Они не успеют даже оставить завещание или вернуться к своим семьям.

   51. И прозвучит труба – и тогда они из могил устремятся к своему Господу.

   52. Они воскликнут: «О горе нам! Кто поднял нас с ложа, где [мы] покоились? Ведь это – то, что обещал Милостивый, и посланцы, оказывается, говорили правду».

   53. Не успеет прозвучать всего лишь один трубный глас, как они все предстанут пред Нами.

   54. В тот день никому не будет причинено ни малейшей несправедливости. И воздается вам только за то, что вы вершили.

   55. А обитатели рая в этот день, поистине, будут наслаждаться [своим] состоянием: [ведь]

   56. они и их супруги покоятся на ложах в тени [деревьев],

   57. предоставлены им там плоды и все, чего пожелают,

   58. от имени милосердного Господа [их встречают] словом: «Мир!»

   <… >

   36. и говорили: «Неужели мы отречемся от своих богов из-за какого-то безумного поэта?»[30]



   41. Это не слова какого-то там поэта. Мало же вы веруете!

   42. И не слова кудесника. Мало же вы внимаете наставлению!

   43. [Коран] ниспослан Господом миров[31].



   224. За поэтами же следуют сбившиеся с [правого] пути.

   225. Разве ты не видишь, что они скитаются по всем долинам

   226. и разглагольствуют о том, чего не совершают…[32]



   5. [Неверные] скажут: «[То, что он говорит], – бессвязные сны. Нет, он сочинил все это. А кроме того, он – поэт! Пусть он явит нам знамения, с которыми были отправлены прежние посланники»[33].



   37. Человек [по природе] создан нетерпеливым. Я вам покажу Свои знамения, так не торопите же Меня [с наказанием][34].



   5. Ты видишь землю ссохшейся. Но стоит Нам ниспослать ей воду, как она набухает, раздается и родит всяческие прекрасные растения.

   6. И [все] это происходит потому, что Аллах – Истина, что Он оживляет мертвецов и властен над всем сущим.

   <…>

   65. Разве ты не знаешь, что Аллах дал вам власть над всем, что есть на земле, а также над кораблями, которые плавают по морю по Его воле? Он удерживает небо от падения на землю, [что может случиться] лишь по Его соизволению. Воистину, Аллах сочувствует людям, милосерден к ним[35].

   7. [Неверные] говорят: «Что это за посланник? Он принимает пищу и ходит по базарам. Почему не был к нему ниспослан ангел, который увещевал бы вместе с ним?

   8. [Почему Аллах] не ниспошлет ему сокровище? Почему у него нет сада, плоды которого он вкушал бы?..»

   <… >

   20. Мы не посылали до тебя посланников, которые не вкушали бы пищи и не ходили бы по базарам, [как прочие смертные].[36]



   5. И объявляли они ложью истину, когда она являлась к ним. Но дойдут до них вести о [каре за их] глумление6.



   15. Те, которые при возвещении им Наших ясных аятов надеются на то, что не предстанут перед Нами, говорят: «Представь нам Другой Коран или замени его [чем-либо]!» Отвечай: «Не положено мне заменять его по своему усмотрению. Я лишь следую тому, что внушено мне в откровении.

   <…>

   35. Спроси: «Есть ли среди ваших идолов такой, который вел бы к истине?» Скажи: «Аллах ведет к истине. Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?»

   36. Большинство многобожников – в плену своих догадок. Но ведь догадки никак не могут заменить истину. Воистину, Аллах ведает о том, что они творят.

   37. Не измышлен этот Коран, а ниспослан Аллахом как подтверждение [дарованного] до него и в разъяснение Писания, в коем нет сомнения, [ниспосланного] Господом миров.

   38. Или же многобожники станут утверждать: «Измыслил Коран Мухаммад». Ты отвечай: «Сочините хотя бы одну суру, подобную Корану, и призовите [на помощь], кого вы можете, кроме Аллаха, если вы и вправду [так думаете]».

   39. Так нет же, они объявляют ложью то, чего не постигают [своим] знанием и толкование чего им недоступно. Точно так же считали ложью [Писание] те, которые жили до них. Что же, погляди, каков был конец нечестивцев[37].



   6. [Мекканские многобожники] сказали [Мухаммаду]: «О ты, кому ниспослано откровение (т. е. Коран)! Воистину, ты – одержимый.

   7. Почему ты не явился к нам в сопровождении ангелов, если ты из тех, кто говорит правду?»

   8. [Но] Мы ниспосылаем ангелов только с истиной, и уж тогда никому не будет дано отсрочки.

   9. Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его[38].



   21. Вспомни [, Мухаммад,] брата 'адитов, как он предупредил свой народ в Ал-Ахкафе, когда увещевания произносились прежде него и после него, [возвестив]: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха! Воистину, я опасаюсь, что вас постигнет наказание в великий день».

   22. Они спросили: «Неужели ты прибыл, чтобы отвратить нас от наших богов? Так яви же то, чем ты нам угрожаешь, если ты прав».

   23. Он сказал: «Знание ведь – только у Аллаха, и я сообщаю вам то, с чем я послан. Но я вижу, что вы – несведущие люди».

   24. Когда они узрели его (т. е. наказание) в виде тучи, двигающейся к их долинам, они сказали: «Это – та туча, которая одарит нас дождем». [Но пророк сказал]: «О нет! Это то, что вы торопили, – ураган, который влечет мучительное наказание.

   25. Он уничтожает все сущее по велению Господа своего». И от них ничего не осталось, кроме их жилищ. Так караем Мы грешных людей[39].

* * *
   Дядя Мухаммеда Гамза был самым сильным воином в своем клане, могучим охотником и лучником. Однажды, возвратившись с охоты, он услышал рыдание старухи, вольноотпущенницы Абдаллаха, и остановился, чтобы расспросить ее.

   – O Гамза! – воскликнула она. – Я плачу из-за твоего племянника Мухаммеда, которого ранил Абу Джахль.

   Тогда Гамза пошел в святилище, разыскал Абу Джахля, ругал его и бил рукоятью лука по голове, пока не хлынула кровь. После чего он вернулся в дом Мухаммеда и сказал:

   – Мухаммед, я отмстил за тебя; я украсил голову Абу Джахля кровавой короной.

   – Такая месть не нужна мне, – сказал пророк.

   – Какой же еще может быть месть? – удивился Гамза.

   – Если ты скажешь: «Нет бога, кроме Бога!» – это была бы месть, – отвечал пророк.

   И, не сходя с места, Гамза произнес эти слова.

* * *
   «Не было у Веры врагов более ожесточенных, чем Абу Джахль и сын Омара Хаттаб», – говорил Посланник Бога.

   Однажды Омар, выхватив меч, произнес:

   – Я убью этого отщепенца из племени курейш, творца смуты и богохульника.

   Но его остановили, сказав:

   – Ты думаешь, его родня позволит тебе ходить по земле после убийства Мухаммеда? Не лучше ли тебе возвратиться домой и наставлять своих домашних на путь истинный?

   – Кто из них нуждается в этом? – спросил Омар.

   – Твой шурин Саид, сын Зайда, твоя сестра Фатима. Они оба обратились в новую веру и стали последователями Мухаммеда, присмотри за ними.

   Омар вернулся домой в гневе. А в это время в его доме собрались Саид, Фатима и с ними некий Хабаб, мусульманин, в руках у которого был листок с главой «Та'ха» из Корана; и он читал эту главу вслух. Услышав, что Омар вошел в дом, Хабаб спрятался в шкафу, а Фатима взяла лист и спрятала его под одеждой. Но Омар еще на улице услышал слова проповеди.

   – Что вы тут бормочете? – спросил он с порога.

   – Ничего, – ответили они.

   – Да-а-а! Но я что-то слышал, – сказал Омар, – и мне уже сказали, что вы стали последователями Мухаммеда и его религии. – С этими словами он бросился на шурина, чтобы ударить его, Фатима попыталась помешать ему, и удар достался ей; брызнула кровь.

   Тогда они сказали ему:

   – Да, мы – мусульмане. Мы верим в Бога и Его Посланника! Делай с нами что хочешь!

   Но когда он увидел кровь своей сестры, он пожалел о содеянном.

   – Дай мне листок, который вы читали, – сказал он ей, – и позволь мне посмотреть, что там написано.

   Омар мог читать и писать.

   – Мы не можем доверить тебе священный текст, – ответила его сестра.

   – Не бойтесь, – сказал он, – я клянусь своими богами, что, прочитав, отдам его. – Затем, надеясь обратить его, она сказала: – Брат, ты осквернен поклонением идолам – и ни один нечистый не может читать Коран.

   Тогда Омар вышел и совершил омовение; после чего она дала ему лист; и он читал главу «Та'ха»:



   2. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание,

   3. а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха].

   4. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса.

   5. [Он] – Милостивый, который утвердился на [небесном] троне.

   6. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей.

   7. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое.

   8. Аллах – Он тот, кроме которого нет божества и у которого наилучшие имена.

   9. Слышал ли ты рассказ о Мусе?1



   И так до конца главы, где написано:



   135. Скажи [, Мухаммад]: «Все ожидают [наступления загробной жизни]. Ждите же и вы. И вы скоро узнаете, кто следует по пути истины и кто идет по прямой дороге»[40].



   – Насколько же прекрасны эти слова! – воскликнул Омар, когда дочитал до конца.

   Едва Хабаб услышал это, он вышел из укрытия и сказал:

   – Омар, я уверен, это Бог послал тебя сюда в ответ на просьбу Посланника, ибо вчера я слышал, как он молился: «Господи! Укрепи ислам обращением Абу Джахля или Омара!»

   – Хабаб, – сказал Омар, – отведи меня к Мухаммеду, я желаю произнести Символ веры и стать мусульманином.

   А надо заметить, что Омар был человеком, о котором пророк однажды сказал: «Если бы сам Сатана увидел Омара, идущего по дороге, он поднялся бы на холм, чтобы не встречаться с ним лишний раз». И Омар сказал пророку:

   – Мы открыто поклонялись Лату и Хубалу – нашим идолам; что же мы должны теперь поклоняться Богу тайно?

   Вскоре после этого пророк вошел в Святилище и произнес там стихи Откровения:



   98. Воистину, вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, – всего лишь топливо для ада, в который выыто и войдете.

   99. Если те, [кому они поклонялись], были бы богами, то не вошли бы в ад. Но все они пребудут там вечно.

   100. Их удел там – [горестное] стенание, а они там [ничего другого] не слышат[41].



   9. …«Неужели вы не веруете в Того, что создал землю в течение двух дней, и равняете с Ним других? Ведь это Он – Господь [обитателей] миров.

   10. И Он воздвиг над землей прочные горы, дал ей благословение и поровну распределил на ней пищу для страждущих на четыре дня.

   11. Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом, и сказал ему и земле: «Предстаньте [предо Мной], хотите вы того или нет». Они ответили: «Мы предстанем по доброй воле».

   12. Он завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в откровении его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками для охранения. Так предопределил Великий, Ведающий»[42].



   17. Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит? Неужели же вы не образумитесь?[43]



   73. О люди! Вот вам притча, послушайте ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь, минуя Аллаха, не сотворят и мухи, если даже будут стараться изо всех сил. Если же муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее. Слаб и тот, кто просит, и тот, у кого просят![44]



   Но люди обратились против Мухаммеда, изгнали его из святилища и пошли толпой к Абу Талибу.

   – Мы больше не желаем слушать его! – возмущенно кричали они.

   Абу Талиб послал за Мухаммедом и сказал ему:

   – Народ справедлив к тебе, а ты не прав. Люди позволили тебе проповедовать свою веру в святилище, но ты не ограничился этим – ты оскорблял их богов!

   – Я не оставлю свое Дело, – ответил Мухаммед, – или Бог поможет мне победить, или я погибну. Нет! Если даже они повесят солнце мне на правую руку и луну на левую.

   Он заплакал и поднялся, чтобы уйти. Но Абу Талиб остановил его:

   – Сын моего брата, постой! – Он положил голову Мухаммеда себе на грудь и сказал: – Сын мой, иди и говори, как считаешь должным, поскольку, клянусь, я никогда не оставлю тебя.

   И Мухаммед проповедовал и читал Коран, но не нашел он в то время ни ответа, ни веры в душах людей.

   Во время паломничества арабов к святыням и на ярмарку в Мекку Мухаммед взошел на гору Арафат и призывал арабов к Богу. Тогда некоторые из бедуинов стали правоверными. Но неверующие курейшиты подходили к ним везде, где они собирались, с насмешками и оскорблениями, чтобы рассеять их. Глазами очевидца тех событий мы видим пророка, проповедующего Единого Бога: это бледный человек с длинными черными волосами, в красном плаще; а рядом с ним Абу Джахль, кидающий в него грязью и призывающий арабов хранить верность богам своих предков.

   Правоверные больше не ходили в святилище. Они тайно молились дома или поднимались на гору… Однажды Саад, сын Абу Ваккаса, пошел на гору Хира, чтобы помолиться с правоверными. Один курейшит наблюдал за ним. Когда Саад склонился в поклоне и лоб его достиг земли, тот человек швырнул ему камень в бок. Саад был терпелив. Но когда он склонился снова, курейшит взял другой камень и нанес ему более ощутимый удар. Тогда, завершив молитву, Саад схватил лежащую рядом кость от скелета верблюда и сильно ударил неверующего в голову. Весь в крови, человек побежал в сторону Мекки.

   – Сначала мы не знали, какими словами нам следует молиться, – рассказывал один правоверный, – мы имели обыкновение почитать Бога, Джабраила и Микаила. Но вскоре пророк Бога научил нас правильным словам.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Николай Николаев.
100 великих загадок истории Франции

Игорь Муромов.
100 великих авиакатастроф

Чарлз Патрик Фицджералд.
История Китая

Михаил Курушин.
100 великих военных тайн

Тамара Т. Райс.
Византия. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X