Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Энн Росс.   Кельты-язычники. Быт, религия, культура

Настольные и уличные игры

Хотя здесь речь идет о короле, возможно, перед нами – типичный день из жизни высокопоставленного аристократа железного века в то время, когда он не был занят войной. Игры были широко распространены среди языческих кельтов. Знатные люди постоянно играли в некую настольную игру под названием фидхелл («деревянная мудрость»); в валлийских преданиях она именуется «гуиддбуйлл», что означает то же самое. Судя по всему, в игре было два набора фишек, которые втыкали в доску на определенных позициях. Иногда в фидхелл играли просто для развлечения, но иногда ставки были высоки и имели жизненно важное значение, как в саге «Сватовство к Этайн».[46]

В этой мифологической саге богиня Этайн, супруга бога Мидира, проходит через цепь превращений, пока, наконец, не возрождается как Этайн – дочь знатного улада. К ней сватается Эохайд Айрем, король Ирландии, и она становится его женой. Этайн снова рождается на свет через тысячу двенадцать лет после своего первого рождения, когда она была дочерью бога Айлиля. Но Мидир все еще любит свою жену и является к ней под видом брата Эохайда – Айлиля, который заболел от любви к невестке. На третью ночь этих встреч Мидир рассказывает Этайн, кто он такой, кто такая она и каковы были их первоначальные отношения, которые он желает продолжить. Она отказывается идти с ним без согласия супруга.

Однажды Эохайд взбирается на крепостной вал Тары, своей резиденции, и видит, как к нему приближается прекрасный юноша. Это бог Мидир. «Мы не знаем тебя», – сказал король. «А я тебя знаю», – произносит в ответ незнакомец. Затем Мидир достает великолепную «доску из чистого серебра, а фигуры на ней из золота». Он приглашает короля сыграть с ним и проигрывает. Он дает королю за проигрыш 50 серых коней с эмалированными уздечками. На следующее утро на восходе Мидир снова приходит к королю, и они играют еще одну партию. Эохайд снова выигрывает, и Мидир отдает ему огромный приз. Так происходит три раза, и каждый раз король оказывается победителем. Однако в четвертый раз игра проходит при условии, что победитель назовет свою ставку, когда закончится игра. Мидир, разумеется, выигрывает и требует, чтобы ему разрешили обнять и поцеловать Этайн. Эохайд соглашается и просит Мидира прийти через месяц, считая с текущего дня. В условленный день король собирает всех своих воинов и запирает двери. Однако Мидир, лучась красотой, все равно оказывается в пиршественном зале. Он подходит к Этайн и обнимает ее.

«Тут взял он свое оружие в левую руку, а правой обнял Этайн и унес ее с собой через отверстие в крыше дворца. Устыдились тогда воины и окружили своего короля. Потом увидели они в небе над Тарой двух лебедей…»

В «Видении Ронабви», одном из сказаний «Мабиногиона», в игре снова появляются высокие ставки, и снова господствует сверхъестественный элемент. Артур предлагает Овейну: «Овейн, давай сыграем в гуиддбуйлл». – «Я согласен, господин», – говорит Овейн. И рыжеволосый слуга приносит Артуру и Овейну гуиддбуйлл.

Опять-таки речь идет о «золотых фигурках» и «серебряной доске». Артур и Овейн начинают играть, и происходят странные вещи: Овейн хочет перестать играть и пойти по своим делам, однако Артур, мрачный, забывший обо всем, что происходит вокруг, постоянно повторяет: «Играй в игру».

Играли и в другую настольную игру, которая называлась брандуб – «черный ворон». В недавно раскопанной белгской могиле в городе Уэлвин-Гарден были обнаружены игровые фигурки и кости.

Так что многие настольные игры были очень популярны и, несомненно, помогали коротать долгие вечера. Поощрялись и спортивные игры на поле: сыновей и воспитанников аристократов учили играть с ранних лет, точно так же, как детей в современных школах учат играть в регби. Герой Кухулин блистал в таких играх. Прелестное описание его спортивной экипировки дает нам «Похищение быка из Куальнге». Точно так же, как Кулух в «Мабиногионе» отправляется ко двору своего кузена Артура и добывает там себе место, в «Похищении» Кухулин против желания своей матери отправляется в Эмайн Маху и становится одним из домашних короля, ибо король Конхобар – брат его матери: «Вскоре пустился он в путь, собрав все, что нужно для игр. Взял он свою бронзовую палицу для бросков и серебряный шар, свой маленький дротик для метания и детское копье с закаленным на огне острием и, чтобы скоротать путь, принялся играть с ними. Сперва ударом палицы далеко отбрасывал он серебряный шарик, а затем туда же бросал и саму палицу. Метал он свой дротик и копье, играя, бросался за ними, поднимал палицу, шарик и дротик и успевал ухватить копье за древко, прежде чем втыкалось оно в землю».

Вот так, беззаботно жонглируя, будущий герой идет ко двору своего дяди, чтобы найти там удачу и определить свою дальнейшую судьбу. Когда Кухулин приходит в Эмайн Маху, мальчики-придворные играют в хоккей на траве. Он оскорбляет их, не соблюдая существовавшего там запрета: никто не может входить на игровое поле, не заручившись прежде заступничеством мальчиков[47]. Все они нападают на него, но Кухулин быстро с ними разбирается – а всего мальчиков было 150! Во время игры Фергус играл с королем в фидхелл. У игральной доски было свое имя – Кендхаэм, «Прекрасная голова», точно так же, как свои имена были и у оружия великих героев и богов. Это заставляет предполагать, что и доска, подобно оружию, наделялась сверхъестественными возможностями и качествами.

В древних преданиях описывается очень популярная игра типа травяного хоккея, видимо во многом напоминавшая каман, в который играют в горных районах Шотландии, и родственная обычному хоккею. Кухулин отказывался пойти с дядей в крепость Кулана, пока не закончит играть игру: «Конхобар… подошел к площадке для игр и не мог надивиться на то, что увидел: трижды пятьдесят юношей было у одного ее края и лишь один у другого, но всех превосходил он в бросках и метании в цель, а когда принялись они метать шары в цель – как издавна играли на поле в Эмайн – и наступил их черед бросать мячи, а его – защищаться, все сто пятьдесят мячей ловил он, ни одного не пропускал к цели; если же сам он бросал, а они защищались, – не зная промаха, попадал он».

Такую командную игру называли барье; цель представляла собой ямку, вырытую в земле. Два романо-бриттских изображения, судя по всему, показывают людей, играющих или одетых для такой игры типа травяного или обычного хоккея. Одно, из Кеттеринга (теперь находится в Британском музее), нанесено на глиняную форму из римской гончарной печи. Обнаженный человек держит в руке клюшку типа хоккейной, мяч и, возможно, голову; он ударяет по второму мячу. Другая фигура (также из коллекции Британского музея) фигурирует на пластинке, которая была частью ритуальной короны или диадемы, обнаруженной в Хокволдкум-Уилтоне, Норфолк. Человек держит перед собой в правой руке клюшку, похожую на хоккейную, а в поднятой левой руке – мяч. Углы пластинки украшают четыре мяча. Фигура также обнажена.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ю.Н. Воронов.
Тайна Цебельдинской долины

Дэвид М. Вильсон.
Англосаксы. Покорители кельтской Британии

И. М. Дьяконов.
Архаические мифы Востока и Запада

Р. И. Рубинштейн.
У стен Тейшебаини

под ред. Анджелы Черинотти.
Кельты: первые европейцы
e-mail: historylib@yandex.ru
X