Эта книга находится в разделах

Реклама

Loading...
Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Поклонение

Моча, жест почтения перед божеством или перед императором, представлял собой низкий поясной поклон, причем руки были распростерты выше уровня головы. Причмокнув губами, поклоняющийся подносил открытые ладони к губам и целовал кончики пальцев. Иногда, чтобы продемонстрировать особое почтение, в руках также держали хлыст.

Молиться и общаться с божествами можно было про себя, вслух или при помощи жестов. Поклонялись водным источникам, полям Солнца, горам и другим бросающимся в глаза объектам на местности. Оказать почтение можно было разными простыми способами, к примеру добавить еще один камень в апакита (груду камней). Можно было произнести стандартную фразу, или придумать свою, или попросить жрецов или друзей произнести формально более правильные молитвы. Традиционные молитвы читались в случае важных общественных ритуалов; возможно, они восходят к молитвам, первоначально сформулированным кем-то из Сапа Инков или высших жрецов. Поскольку считалось, что грех может вызвать гнев богов и навлечь несчастья, в ритуал поклонения входила также исповедь. Жрец, который принимал исповедь, иногда проверял истинность ее при помощи гадания, и если обнаруживал ложь или полуправду, исповедующегося наказывали – на его спину сбрасывали тяжелый камень. За исключением подобных случаев жрец обычно сохранял тайну исповеди. Когда инки исповедовались, они делали это конфиденциально, обращаясь непосредственно к Солнцу, прося его заступничества перед другими богами.

Обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, которые почти всегда включали поклонение или ритуалы культа, было очищение и пост участвующих. Пост большей частью ограничивался воздержанием от мяса, соли, вкусных специй при приготовлении пищи, а также от сексуальных отношений. Постные дни перед праздниками тщательно соблюдались, а продолжительность их варьировалась от двух до шести дней. Кроме того, пост также практиковался как часть покаяния или лечения, и тогда он проходил под наблюдением жрецов. Сиеса сообщает, что наиболее религиозных индейцев или тех людей, кого считали приближенными к богам, просили поститься в течение целого года, чтобы у всех было хорошее здоровье. Такой пост мог начаться после того, как маис был посеян, и продолжаться, пока не уберут весь урожай. Особый пост держал император. Он постился в одиночестве, в уединенном месте, перед своей коронацией или перед тем, как принять важные решения. Такие решения сопровождались жертвоприношениями богам и консультацией с оракулом или церемонией гадания – кальпа.

Кальпа («сила») проводилась во время приготовления к военной кампании. Церемония состояла из жертвоприношения ламы (см. рис. 52), по результатам которого жрец прогнозировал результат кампании, удаляя легкое и надувая его через жилу, а затем рассматривая отметки на поверхности легкого. По внутренностям ламы также судили о том, подходящий ли избран наследник. К нескольким знаменитым оракулам, например, оракулам Вари-Вилка, Пачакамака, Апу-Римак (около соответствующей реки) и Римак (около Лимы), или в храме на острове Титикака, обращались паломники со всех концов империи. В этих святилищах изваяния были вымазаны кровью жертв, а жрецы истолковывали предсказания оракула. Но любая уака могла дать ответ на вопросы относительно болезни, утраченного имущества, врагов, совершенных преступлений, правды или лживости – короче говоря, относительно любой проблемы. В Кончаке была обнаружена любопытная скала – внутри нее было вырублено помещение, в котором мог прятаться здешний жрец.


Рис. 52. Гадание: Сапа Инка советуется со жрецом. Внутренности ламы в ритуале Кальпа


Дж. Роув описывает чрезвычайно торжественный способ гадания инков, который также сопровождался жертвами и применялся в важных ситуациях: общение с духами производилось в этом случае при помощи огня (см. рис. 52). Огонь зажигался в двух металлических или керамических жаровнях, установленных вплотную друг к другу, а вокруг них расставлялись блюда с едой и напитки. Держа во рту жвачку из листьев коки, предсказатель с воплями и стонами призывал духов, приглашая их на пир. Голоса, выражающие согласие, должны были исходить из огня. Вероятно, этот трюк проделывался при помощи чревовещания, но «высказывания духа подтверждались языками пламени, вырывающимися из определенных отверстий в жаровне, которыми, разумеется, манипулировали помощники, дуя в трубочки».

Омо, местных колдунов, обычно тайно практикующих черную магию, инки опасались и немедленно осуждали их за любой вред, который те могли причинить. К ним обращались с разными небольшими просьбами, и они утверждали, что разговаривают непосредственно с духами во тьме. В число типичных суеверий входили также своего рода игры, которые повсеместно распространены даже сегодня, – к примеру, подсчитывалось, четное или нечетное выпало число. Однако предполагалось, что используемые при этом камушки имеют магическое происхождение. Наблюдали за передвижениями животных, особенно пауков, истолковывали их, а к необычным событиям в сверхъестественном или естественном мире относились как к предзнаменованиям.

Затмения и падающие звезды считались дурными знаками. Кобо описывает ритуалы, исполняемые при затмении Луны. Верили, что когда Луна затмевается, то это на нее напала пума или змея, которая хочет ее разорвать, – поэтому люди кричали и хлестали собак, чтобы те подняли вой и напугали агрессора. Мужчины делали приготовления, как будто для битвы: они дули в трубы, били в барабаны и поднимали страшный шум; они стреляли в Луну из луков и потрясали копьями, чтобы прогнать пуму или змею прочь.

Определенные звуки, издаваемые животными, такие, к примеру, как уханье совы или вой собаки, предвещали смерть, а некоторые животные – такие как змеи, ящерицы, пауки, жабы и мотыльки, – если их видели неподалеку от жилища, воспринимались как плохие предзнаменования – возможно, потому, что подобных тварей использовали колдуны. В некоторых областях Андского региона лисы также считались плохим предзнаменованием .

Даже если над огнем взлетали искры, могли подумать, что огонь рассердился, и тогда его надо было задобрить, плеснув ему немного чичи.

Сны могли восприниматься как важные сверхъестественные события, испытания и предзнаменования, и тогда их нужно было истолковать.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X