Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Кости, ракушки, дерево и тыквы

Кость ламы была наиболее доступным материалом для изготовления костяных инструментов и орудий, в число которых входили ложки, иглы, ткацкие челноки, веретена, флейты и бусины. Были и декоративные изделия из кости, в том числе статуэтки.

Раковины использовались главным образом для создания инкрустаций, для бусин и для небольших фигурок людей и животных, которые могли быть украшениями или пожертвованиями.

Дерево, несмотря на то что его ресурсы в некоторых андских регионах были весьма ограничены, использовалось инками для множества важных целей. Большие стволы вывозились из лесистых районов в счет податей и хранились в Куско, где из них делали опорные рамы под крыши, части ткацких станков, носилок, рукояти топоров, дубинок, трубы для воды, палки-копалки и мотыги, а также ложки, чашки и ушные вставки, украшенные перьями. Кроме этого, из дерева для жертвенных целей вырезались фигуры в форме человека.

Деревянные надгробия в форме сельскохозяйственых орудий и принадлежностей рода деятельности, затейливо вырезанные, раскрашенные краской и обшитые металлом, обнаружены на побережье. Поскольку они встречались только в захоронениях инкского периода и на них ссылались в отчетах, их тоже можно добавить к перечислению образцов инкской резьбы по дереву.

С художественной точки зрения наиболее значительными изделиями из дерева были кубки, и профессиональные резчики по дереву именовались керо-камайок (мастера кубков). На языке кечуа эти кубки называются керо. Простые и прочные, напоминающие по форме бокал без ножки, сверху шире, чем у основания, керо могли вместить от одного до двух литров чичи. Украшали кубки, гравируя на них линейные геометрические орнаменты или узоры из небольших отверстий, которые могли быть инкрустированы свинцом. Вырезанные рисунки – простые цветочные мотивы – заполнялись цветным лаком, закрепленным растительным клеем. Эти чаши, обычно используемые попарно, играли важную роль в общественной жизни, поскольку именно их поднимали, провозглашая ритуальные тосты.

Позже, в течение колониального периода, рисунки становились все более вычурными, живописные, раскрашенные сценки, покрытые лаком, изображали смешение испанских и инкских обычаев и представлений. Изображения фигур были динамичными, роспись выполнялась в несколько ярких цветов. Разработка этого интересного вида искусства в постинкский период могла явиться следствием того, что испанцы монополизировали запасы золота, так что инкская элита осталась без своих золотых кубков.

В горах не росли тыквы-горлянки, и инки их обычно не использовали. Тем не менее некоторое их количество доставлялось из теплых краев, где их выращивали, и применялось в ограниченных количествах для измерения объема; но все горшки и большинство емкостей для хранения были керамическими.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X