Эта книга находится в разделах

Реклама

Loading...
Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Украшения и интерьеры

Украшения в форме декоративных карнизов встречаются лишь в редких случаях даже в прибрежных районах; там, где такие украшения обнаруживаются, они являются неотъемлемой частью структуры стены, а не позднейшим добавлением. Однако во многих случаях резьба по камню и скульптура оказываются тесно связаны с архитектурой. Дома искусно оформлялись тканями или золотыми и серебряными накладками, а многие из них, в том числе строения из камня и грязевого раствора, были оштукатурены раствором, по крайней мере внутри, а некоторые к тому же окрашены.

Некоторые строительные элементы включались из-за их декоративного эффекта. К примеру, дополнительные косяки были наиболее употребительным способом подчеркнуть значительность двери, окна или ниши, что также символизировало престижность. Двойные и даже тройные косяки могли устанавливаться во всю глубину ниши или дверного проема, и некоторые ниши ступенькой опускались ниже порога. Ниши, являясь элементом функциональным, в то же время использовались для создания декоративного эффекта, художественной организации пространства. Резные барельефы встречались, но нечасто, скорее на внешних стенах – либо как небольшие изображения животных на тщательно пригнанных каменных блоках, либо, в редких случаях, в виде резных геометрических узоров (см. рис. 4). Игра плоскостей также служит важным декоративным аспектом инкской архитектуры – она проявляется в святилищах, вырубленных в скалах, в каменной резьбе, в террасах, которые поистине представляют собой скульптуру в ландшафте. Каменные постройки в самых прекрасных своих образцах также удовлетворяют требованиям эстетики, поражая игрой света на искусной каменной кладке прямоугольного или полигонального стиля с заглубленными стыками.

Насколько нам известно, в интерьере домов не было никакой мебели, кроме низких табуретов, которые имелись у самих инков и у других важных персон. В редких случаях находили каменные скамьи, как, к примеру, в Мачу-Пикчу. Груды одеял служили как для сидения, так и для сна: все семейство спало вместе в одном углу своего жилища, не снимая дневной одежды. Ряды ниш, устроенных симметрично в стенах, служили в качестве полок и буфетов. Каменные штыри, размещенные между нишами на одном уровне с перемычками, являлись крюками для всех целей, а запасы продовольствия и одежды хранились в больших кувшинах. Вот это и была обычная домашняя мебель. Изредка, как в «хитроумном» комплексе в Мачу-Пикчу, на полу лежала пара валунов, искусно выдолбленных и превращенных в ступы, в которых толкли кукурузу и разминали картофель. Простые печи устраивались внутри дома в противоположном углу от того, который использовался для сна, но иногда их ставили у внешней стены в углу комплекса. В редчайших случаях около дома было построено небольшое дополнительное помещение с отдельным входом. Оно, возможно, использовалось в качестве кухни, но это предположение еще требует должной проверки и дальнейших раскопок.

Уже было упомянуто, что императорские уполномоченные интересовались состоянием гигиены в домах; это не опровергается привычкой жителей Анд спать на полу, который представлял собой просто утрамбованную или хорошо утоптанную землю. Полы в некоторых важных сооружениях иногда выкладывались камнем. В храме Кориканча в Куско пол был вымощен мелкой галькой. Когда строение было двухэтажным или имело чердак, их полы делались из дерева, укрепленного в выемках стен. Доступ на этот второй этаж осуществлялся при помощи веревки или веревочной лестницы через окно во фронтоне; встречаются каменные штыри, торчащие снаружи в углах этих окон. Строились и трехэтажные дома, но чрезвычайно редко.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X