Эта книга находится в разделах

Реклама

Loading...
Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Война

Относительно крупные владения, а также некоторые небольшие, из тех, что сумели заключить союзы со своими соседями, сопротивлялись инкам. Преимущества армии инков заключались в ее численности, хорошо организованном снабжении и системе связи, что давало возможность существовать без маркитантов, а также в разнообразии вооружения.

Армия могла располагать множеством разных видов оружия как ближнего, так и дальнего боя, поскольку войска из разных провинций сражались своим традиционным оружием. К примеру, колья специализировались в применении болас — три камня, привязанные к шнурам или ремням, соединенным вместе, являлись великолепным метательным оружием, оно предназначалось для спутывания ног людей или животных. Антисуйу, лесные индейцы, мастерски пользовались луком и стрелами. Эквадорские и прибрежные племена метали копья и дротики. Праща, именуемая уарака, была распространена повсеместно, и солдаты носили ее, повязывая вокруг талии наподобие ремня. Кроме того, среди жителей Анд были популярны разнообразные дубинки. Солдаты пользовались как оружием своей родной местности, так и тем, которым их снабжали инки.

Инки сражались главным образом дубинками и копьями, наиболее популярной была звездчатая булава – дубинка с круглым каменным или металлическим навершием с шестью расходящимися остриями, насаженным на деревянную рукоять примерно 80 сантиметров длиной. Макана — дубинка в форме сабли – изготавливалась из твердой черной древесины пальмы чонта и была длиной около 1,2 метра и шириной 10 сантиметров, сужаясь к закругленной рукояти, оканчивающейся шарообразным набалдашником. Боевые топоры и алебарды представляли собой каменные и бронзовые лезвия, насаженные на древка различной длины. Были в ходу и простые копья: длинные шесты с заостренными и обугленными концами или металлическими наконечниками, хотя в более поздние времена они, вероятно, применялись чаще в обрядах, чем в настоящем сражении.

Важную роль в боевых действиях играла музыка: в бравурных песнях инков прославлялась их доблесть и звучали оскорбления в адрес противника. При этом играли на тамбуринах, вероятно обтянутых кожей, содранной с убитых врагов, и на костяных флейтах. Звуки труб, сделанных из раковин и глины, служили сигналами во время битвы. Музыка, бесчисленное множество воинов и блистательное многоцветье инкской армии должны были приводить неприятеля в священный трепет. Император в тех случаях, когда он сопровождал армию, оставался в паланкине со своим штандартом, окруженный личной охраной численностью более тысячи бойцов. Однако, как свидетельствует история, и здесь он не был в безопасности. В битве с каранки внезапная атака застала инков врасплох, так что они рассыпались. Затем, видя, что Уайна Капак упал с носилок, его гвардия разбежалась, думая, что он погиб. К счастью, другой отряд – янакона (личные слуги императора) – увидел его и спас. А вот Инка Уаскар в разгар сражения попал в засаду и был взят в плен. И проиграл империю Атауальпе!

Битву начинали с дальней дистанции воины с пращами. Затем в бой вступали лучники, пуская стрелы, и наконец обе стороны сходились врукопашную, и бойцы с дубинками и копьями доводили битву до победного конца. Большинство солдат пользовались в бою только одним видом наступательного оружия, прикрываясь щитами. Хотя инки обладали превосходящей численностью, в решающем сражении, как только армии сходились вплотную, это превосходство ослаблялось за счет падения дисциплины и потери управления. Каждый солдат сражался сам за себя, причем в пылу сражения все кричали и хвастались. «Они не дают своим глоткам никакой передышки, когда сражаются», – писал один хронист. Следствием этой неразберихи являлось то, что личная безопасность Инки оказывалась под угрозой. Тем не менее оперативное искусство играло важную роль, и инки часто только выгадывали от этого беспорядка, используя его, чтобы захватить вражеского вождя или предмет культа и таким образом деморализовать противную сторону. Другим излюбленным приемом было разделить войско на три отряда: первый должен был ввязаться в схватку с неприятелем, чтобы оценить его силы, а затем в бой бросались остальные два отряда, внезапно атакуя с флангов. Другим приемом в решающем сражении было поджечь траву и кустарник вокруг противника, прочно укрепившегося на рубеже.

В горах жители сопротивляющейся провинции обычно отступали, укрываясь в хорошо выбранных местах обороны – крепостях на вершинах гор, вокруг которых затем и сосредоточивалось сражение. Защитники горной крепости или прохода в ущелье скатывали большие валуны на приближающегося врага. Как обороняющиеся, так и наступающие применяли пращи, сплетенные из шерсти, травы ичу или сыромятной кожи, при помощи которых бросали камни размером с яйцо. Сиеса утверждает, что инки умели обрабатывать камни, превращая их в метательные снаряды, – они накаляли их, обливали пылающей смолой и целились в крытые соломой крыши неприятеля. Однако они обычно сдерживались и не сжигали вражеские селения без разбора, пока хватало терпения. Использовать яд для смазывания острия оружия у них тоже не было принято. Атакуя крепости, инки защищали себя от града камней, летящих из пращей противника, используя большие полотнища из плотного хлопка, каждое из которых прикрывало около 100 человек.

Поскольку горные крепости, эффективно используя особенности местности, строились на крутых склонах и были окружены рядом террас и стенами с выступающими секторами, инки обычно предпочитали отрезать неприятеля от снабжения и ждать. Перед такими методами были особенно уязвимы прибрежные государства. Кроме того, крепости можно было отрезать от источников водоснабжения, перегородив и отведя в сторону горные ручьи у самых их истоков. Были и другие способы справиться с вражескими укреплениями, при которых противника выманивали наружу. Известно, что инки воспользовались этим во время войны против каранки в Кито, применив свой излюбленный прием разделения армии на три части: первая часть притворилась, что теряет силы и отступает, и, когда противник покинул свою твердыню и начал преследование, вторая часть зашла с тыла и отрезала врагу пути отхода. Тем временем третья часть армии вошла в незащищенную крепость.

Обороняющиеся также применяли хитрость. Притворяясь, что не устояли перед осадой, они заманивали армию инков в свою крепость только затем, чтобы внезапно захлопнуть ловушку.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X