Эта книга находится в разделах

Реклама

Елизавета Берс.   Археологические памятники Свердловска и его окрестностей

Введение

Каменный пояс Уральских гор — мощный скалистый хребет, протянувшийся с севера на юг, — образует естественную границу между европейской и азиатской частью СССР.

Среднее Зауралье является продолжением более высокого и менее обжитого Северного Урала. Горы Среднего Урала невысоки, а в районе Свердловска перевал через Уральский хребет остается почти незаметным.

Здесь горные хребты проходят вдали от водных бассейнов. Между ними и горами расположены «Каменные Палатки» — остатки разрушенных древних гор. Они то вплотную подходят к берегам озер и рек, то, как бы отступая, образуют острова среди болот.

Многочисленные озера окружают Свердловск. Их питают большие и малые реки, которые берут свое начало у восточного склона Уральского хребта. Эта водная сеть покрывает лесное Зауралье так густо, что в некоторых районах площадь воды превышает площадь суши. Значительные пространства в окрестностях Свердловска, особенно вблизи рек и озер, заняты торфяными болотами, а это значит, что в древности площадь водных бассейнов была еще больше.

Вокруг города — смешанный лес. Он вплотную подходит к окраинам, покрывая собой горы, берега рек и торфяники. Небольшие лесные поляны — результат недавней человеческой деятельности — напоминают о каторжном труде углежогов, добывавших в окрестностях города уголь для старых уральских заводов. В земле сохранились остатки этого старинного промысла: угольные кучи, покрытые дерном, а иногда и следы примитивных лесных жилищ. [5]

Все реки лесного Зауралья текут далее в Западно-Сибирскую низменность, кроме Чусовой, которая, начинаясь у города Полевского, как образно говорили в старину, «прошла сквозь и поперек Уральских гор» и впадает в Каму.

В западной части Свердловска в реку Исеть впадает небольшая горная речка Решетка, которая и соединяет через Чусовой канал западные реки Урала с восточными.

В обрамлении рек, озер и лесов стоит город Свердловск, один из крупнейших промышленных и культурных центров Урала. Как многоцветные уральские камни, сверкает он ночью тысячами огней. По прямым широким улицам, отороченным бесконечной нитью зеленых деревьев, мчатся трамваи, троллейбусы и автомобили. В центре города на пьедестале из уральской скалы возвышается памятник Якову Михайловичу Свердлову с лаконичной надписью на цоколе: «Товарищу Андрею — уральские рабочие». Он напоминает о героической борьбе трудящихся Урала, о достижениях этого города, выросшего и окрепшего в годы Советской власти...

За последние десятилетия совершенно изменился облик города, и только специальные исследования могут рассказать о его далеком прошлом. Исторические источники сообщают нам об основании, застройке и жизни Екатеринбурга XVIII и XIX столетий, о тех природных и экономических условиях, которые способствовали его созданию и развитию. Иногда можно прочитать, что этот город возник в XVIII столетии на пустом месте, среди лесов. Но это не так. Исторические источники сохранили лишь отдельные крупинки предыстории Екатеринбурга-Свердловска, но этого достаточно, чтобы доказать, что Урал всегда был ареной великих событий, и задолго до возникновения города эта территория была заселена разными племенами и народами.

Начало существования человека уходит в глубь веков, исчисляемую сотнями тысяч, до миллиона лет. По сравнению с этим временем письменность, с помощью которой возможна передача и сохранение в памяти многих поколений исторических событий, существует очень недолго.

Как же мы узнали о более давних временах, о тех периодах истории, о которых сохранившиеся письменные источники рассказывают слишком мало, не раскрывая картины происходивших явлений? Они изучаются одним из интереснейших разделов исторической науки — а р х е о л о г и е й.

Археология отличается от других исторических дисциплин тем, что для изучения древнейших исторических периодов [6] добывает материал из земли с помощью раскопок. Многие исторические явления могут оказаться незаписанными, но вещественные остатки — следы минувших тысячелетий, результат совместной человеческой деятельности, — встречаются везде и всюду. Задача археолога — найти и изучить эти вещественные остатки, чтобы восстановить по ним картины прошлого.

Все остатки древнейших исторических эпох, погребенные под слоями земли или сохранившиеся на ее поверхности, называются а р х е о л о г и ч е с к и м и   п а м я т н и к а м и.

Многочисленные экспедиции, ежегодно работающие во всех концах Советского Союза, находят археологические памятники разных времен и, получая путем научных исследований большой вещественный и документальный материал, все шире и глубже раскрывают далекое прошлое нашей Родины.

Оставшиеся когда-то на древней поверхности почвы черепки посуды, отходы производства, орудия труда и быта, кости диких и домашних животных, следы от жилищ покрываются слоем земли, более или менее мощным в зависимости от давности пребывания здесь человека и географических условий местности, а потом зарастают травой, деревьями или кустарниками и оказываются скрытыми и сбереженными под земляным покровом. Все, что подвержено тлению, сгнивает. Но иногда почвенные условия предохраняют вещи от гниения. Костные остатки и изделия из кости хорошо сохраняются в слоях золы и в глинистых почвах, а изделия из дерева и остатки деревянных построек — на заболоченных участках местности, в дальнейшем покрывшихся слоями торфа. В слое вечной мерзлоты тысячелетиями не распадаются даже ткани.

Однако при раскопках обнаруживаются не только вещественные остатки, но и следы древних, давно уничтоженных временем и людьми сооружений: углубления от жилищ, очажные ямы, ямки от столбов разного типа построек. Определенные научные методы работы позволяют восстановить по этим остаткам и особенности материальной культуры, и быт человека древнейших эпох, и — что особенно важно — характерные черты общественного строя. «Вскрытые раскопками средства труда — не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершался труд»1), — писал К. Маркс. [7]

При изучении археологических памятников выявляются не только местные особенности материальной культуры, но и общие характерные черты, свойственные целому ряду памятников, обнаруживается большое сходство в типах вещей, в орнаменте или рисунке на посуде, планировке жилищ, характере погребения. Предметы, найденные в разных местах, иногда удаленных друг от друга на значительные расстояния, бывают настолько похожи, что в них трудно найти заметные различия. Такие памятники, обнаруженные в разных пунктах определенной территории, объединяются в а р х е о л о г и ч е с к у ю   к у л ь т у р у. Археологическая культура — это группа сходных между собою памятников, расположенных на ограниченной территории. Они отражают историю той или иной этнической группы людей, связанных родственными или военными отношениями на определенном этапе экономического развития общества.

Сходство памятников проявляется в сходстве типа вещей и керамики, погребального обряда и типа жилищ.

Каждой археологической культуре со всеми свойственными только ей особенностями дается свое название, обычно по тому пункту, где впервые был открыт памятник: ведь мы не знаем имени тех племен и народов, которые ее создавали.

Эти общие исторические черты развития показывают, что изучаемые племена или народы не были изолированы друг от друга. Они или тесно общались между собой или были связаны какими-то косвенными путями. Предметы материальной культуры дают возможность проследить эти межплеменные связи и древние торговые пути. Рост производительных сил человеческого общества происходил постепенно, и археологические памятники относятся к одной из трех основных эпох развития материальной культуры: эпохе к а м н я, когда люди еще не знали употребления металлов, эпохе б р о н з ы, когда человечество открыло способы добывания меди и производства орудий из меди и бронзы, и эпоху ж е л е з а.

Эпоха к а м н я делится на палеолит (древне-каменный век), мезолит (средне-каменный век) и неолит (ново-каменный век). Эпоха б р о н з ы подразделяется на энеолит (медный век, начало эпохи бронзы) и эпоху бронзы.

Марксистско-ленинская историческая наука установила, что в течение сотен тысяч лет человечество не знало деления общества на классы, на всей земле существовал первобытнообщинный строй, когда не было ни частной собственности, ни классов, ни государства.[8]

Возникновение первобытно-общинного строя начинается с эпохи камня. В это же время формируются первоначальные роды, а в дальнейшем и племена. Начало же становления человечества имеет еще большую древность.

Подлинное и глубоко научное объяснение процесса становления человека дано Ф. Энгельсом. Труд создал человека, «а труд начинается с изготовления орудий»2).

В эпоху верхнего палеолита (около 40–12 тысяч лет до нашей эры) появляется человек современного физического типа. Люди начинают широко распространяться по земному шару, осваивая земную поверхность. Развитию производительных сил общества способствует переход от кочевого образа жизни к оседлому. Группы, отделяющиеся от первоначальных объединений, уже не порывают связи между собой, а продолжают поддерживать хозяйственные отношения. Продолжая считаться родственниками, они составляют уже племя. Группы одного племени оказывают друг другу взаимную поддержку. Запрещаются брачные связи внутри своей родовой группы, и заключение браков с представителями других родов ведет к еще большей сплоченности племен. Так постепенно, по мере роста производительных сил, утрачивается стадность, и человечество переходит к более высокой организации человеческого общества — к первобытной общине, вначале матриархальной3).

Период расцвета матриархально-родовых общин в основном падает на эпоху неолита. В это время человечество научилось полировать и сверлить каменные орудия, что способствовало более активному приспособлению человека к природным условиям и лучшему использованию природных богатств.

В конце эпохи камня начинается распад первобытно-общинного строя.

История человечества богата и разнообразна, вот почему для освещения ее древнейших периодов археология привлекает данные других наук о природе и природных условиях, изменяющихся во времени (геология, климатология, геоботаника), о человеке и животных (антропология и палеозоология), материалы этнографии, изучающей жизнь современных [9] племен и народов, сохранивших в той или иной степени черты первобытно-общинного строя.

Благодаря такому тесному содружеству наук, удается восполнить те пробелы в изучении доисторических периодов существования человека, которые не устанавливаются непосредственно при раскопках, расширить наши знания о жизни людей в давние времена.

Археологические памятники — это ценнейшие и неисчерпаемые исторические источники, свидетели минувших эпох. Постановлением правительства они объявлены всенародным достоянием. Их охрана вверяется не только государственным организациям, но и всему советскому народу, и прежде всего жителям тех территорий или земельных владений, на которых они найдены. До научных исследований на археологических памятниках запрещаются проведение земляных работ, рубка леса и вообще все виды работ, которые могут разрушить памятник или нанести ему повреждение. Категорически запрещены самовольные раскопки.

Широкий размах археологических исследований позволяет производить специальные археологические обследования отдельных больших территорий. Археологические работы проводятся в районах новостроек, причем в случае необходимости — еще до начала строительства. Этими археологическими разведками вводятся в науку как вновь открытые памятники, так и памятники, обследованные по указаниям местных краеведов.

Сохранившиеся в земле остатки минувших эпох неисчерпаемы. Как бы хорошо в археологическом отношении ни был изучен тот или иной район нашей Родины, при его дальнейшем изучении всегда будут открываться и новые памятники. Сохранить археологический памятник, своевременно сообщить о нем, поставить его на учет — вот благородная задача местных краеведов.

«Седая древность», как называл этот период Ф. Энгельс, «при всех обстоятельствах остается для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу позднейшего, более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»4).[10]


1) Маркс К. Капитал. Т. 1, 1949, стр. 187.

2) Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Госполитиздат, 1948.

3) Матриархат — родовой строй, при котором ведущую роль играла женщина. Подробнее об этом рассказано дальше.

4) Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Госполитиздат, 1950, стр. 109.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Елизавета Берс.
Археологические памятники Свердловска и его окрестностей

Марджори и Чарльз Квеннелл.
Первобытные люди. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru