Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Елена Жадько.   100 великих династий

Мироновы

На эстраде, в театре и кино Александр Менакер, Мария Миронова, Андрей Миронов. Имена эти вызывают щемящее чувство светлой грусти, потому что их уже нет. Но осталась память о светлых и талантливых людях, несших радость своим искусством — с эстрады, со сцены, с экрана Мария Владимировна Миронова (1911–1999) мечтала о драматической сцене. Она училась в Театральном техникуме имени Луначарского и одновременно в 1926 году поступила в Театр современной миниатюры, т. к. эстрада ее тоже привлекала. Но уверенность в правильности выбора еще не пришла, поэтому Мария Владимировна недолго работала в «Театре».

Зато она подружилась с семьей Б. В Щукина, который оценил ее талант и посоветовал поступить во МХАТ 2-й. Вскоре Мария Владимировна приняла приглашение нового художественного руководителя Московского государственного мюзик-холла Н.О. Волконского и 10 февраля 1928 года впервые выступила на сцене Колонного зала Дома союзов. Здесь появилась ее знаменитая Капа, а вместе с ней и новый эстрадный жанр — «телефонные» разговоры.

Александр Семенович Менакер (1913–1982) начал трудовую жизнь в пятнадцать лет музоформителем «Живой газеты» МОПРа. Он подбирал музыку, а иногда кое-что сочинял сам. Он играл не только на рояле, но и одновременно на всяких трубках, дудках и целом наборе шумовых инструментов — своеобразный человек-оркестр.

Он учился в Техникуме сценического искусства у В.Н. Соловьева, окончив который стал профессиональным артистом и режиссером собственных программ. Менакер блестяще пародировал Утесова, Печковского, Хенкина, создав фельетон «Патефономания».

Александр Менакер много гастролировал, выступал по всей стране. С середины 1930-х годов он работал в Ленинградском мюзик-холле, а после его закрытия — в Театре миниатюр.

Когда в 1938 году в Москве возник Государственный театр эстрады и миниатюр, случилось так, что московская звезда Миронова и ленинградская звезда Менакер пришли работать в этот театр. Встретившись, они пошли вместе и по жизни.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны они начали выступать вместе, но потом сотрудничество на некоторое время прекратилось в связи с рождением сына Андрея (8 марта 1941 года).

Вновь они начали выступать вместе в 1948 году и работали до самой смерти Александра Семеновича в 1982 году. Они взаимно дополняли друг друга — сдержанность Менакера компенсировала эмоциональность Мироновой.

Менакер м Миронова выступали со спектаклями «Дела семейные», «Кляксы», «Мужчины и женщины», «Номер в отеле». В 1978 году Александр Семенович стал заслуженным артистом России, а Мария Владимировна была удостоена звания народной артистки СССР в 1991 году. С 1990 года М.В. Миронова работала в Московском театре-студии под руководством О. Табакова (Козицкая в «Учителе русского» А.М. Буравского).

Андрей Миронов вырос в атмосфере любви, но его не баловали. Родители строго следили за выбором чтения и развлечений и за выполнением обязанностей, которые лежали на сыне.

Единство счастливой семьи особенно было заметно во время праздников, которые в доме очень любили. Они всегда отмечали все дни рождения, Рождество и Пасху. Что касается 8 марта, то в этот день родители всегда были рядом с Андреем, отказываясь от участия в многочисленных концертах.

В доме любили театр и музыку, в гости часто заходили М. Зощенко, Б. Ласкин, В. Дыховичный, В. Масс, М. Червинский, А. Лобанов, Т. Пельтцер, О. Абдулов, Л. Утесов и др. Каждый год на лето Андрей уезжал в Ленинград к дедушке. Семен Исаакович, окончивший юридический факультет Петербургского университета, прожил долгую и интересную жизнь, он хорошо знал и любил свой город и мог часами рассказывать внуку историю многих петербургских домов.

С детства Андрею Миронову легко давались иностранные языки. Еще до школы его водили в группу немецкого языка, он владел английским, а потом самостоятельно изучил еще и французский. Родители думали, что он продолжит заниматься языками, но Андрей Миронов еще в школе впервые вышел на сцену в спектакле «Русские люди» по пьесе К. Симонова и имел оглушительный успех в роли фон Краузе. В шестнадцать лет он вошел в состав школьного трио, исполнявшего джаз.

Заканчивая школу, он уже твердо решил поступать в Училище при театре имени Е. Вахтангова. Родители в это время гастролировали на Дальнем Востоке, а когда вернулись, актриса Вахтанговского театра Мария Синельникова сказала Марии Владимировне: «Ты знаешь, мы приняли одного парня с твоей фамилией. Очень смешной мальчишка».

Заканчивая училище, Андрей Миронов мечтал играть в Театре имени Вахтангова, но его туда не взяли, зато с восторгом приняли в Театр сатиры. В первые годы работы в театре он передавал через своих героев собственное мироощущение, заражая зрителей оптимизмом и энергией. Позднее, в 1980-е годы, он играл значительно меньше и занялся режиссурой.

В своем творчестве, да и в жизни Андрей Миронов четко знал, какая у него цель, но в то же время он не любил давать однозначные оценки, поэтому характеры его героев всегда многогранны, а иногда и противоречивы.

Он играл широчайший спектр ролей — героев-любовников и романтиков-идеалистов, комедийных персонажей и глубоко драматические, даже трагические характеры. Роли: Жадов («Доходное место» А.Н.Островского), Фигаро («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и др. Снимался в кинофильмах «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Мой друг Иван Лапшин» и др.

Его популярность в театре началась со спектакля «Женский монастырь», после которого зрители начали ходить в театр «на Миронова».

В кино впервые Андрей Миронов снялся в маленькой роли в фильме Ю. Райзмана «А если это любовь?». Потом был фильм «Три плюс два». Летом 1968 года он снялся в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». В его исполнении жулик по сценарию Гена—контрабандист, наделенный Мироновым собственным обаянием и добротой, обрел некий авантюрно-романтический идеал.

После этого фильма кинорежиссеры эксплуатировали в основном лишь комедийный талант Миронова, его образ актера-«шармера», и он не смог раскрыться в кино со всей силой своего дарования, как это произошло в театре и на телевидении. Телевизионные фильмы предоставили Андрею Александровичу возможность сыграть роли, в которые он вложил душу и талант, невостребованные в других жанрах. Он сыграл несколько ролей в музыкальных телефильмах «Лев Гурыч Синичкин», «Соломенная шляпка», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» и др.

А в театре одна интересная роль сменялась другой, да к тому же удовольствие Миронову доставляла и режиссерская работа. Он поставил спектакли «Маленькие комедии большого дома», «Тени» по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Прощай, конферансье!» и «Феномены» Г. Горина, «Бешеные деньги» А.Н. Островского. Как режиссер он все время искал новые детали, уточняющие, конкретизирующие характеристики, и умел органично вплетать находки в ткань уже сделанного.

В 1980 году Андрей Александрович Миронов стал народным артистом России, а спустя семь лет, 16 августа 1987 года, он умер на сцене Рижского оперного театра во время гастролей. Шел спектакль «Женитьба Фигаро» Миронов предчувствовал свою смерть и еще за несколько лет до трагедии однажды сказал: «Когда-нибудь у меня лопнут сосуды».

Дочь артиста Мария Миронова окончила Щукинское училище, училась во ВГИКе, играет в спектаклях театра «Ленком» «Фигаро», «Варвар и еретик», «Город миллионеров», «Две женщины». Снялась в детстве в фильме «Приключения Тома Сойера». Работает с М. Захаровым, которому особенно благодарна за роль в спектакле «Варвар и еретик».

Большую роль в ее судьбе сыграла бабушка, для которой игра в театре была не работой, не профессией — службой. Она замужем, есть сын. Мария Андреевна утверждает, что как актрису поняла себя после рождения сына.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Кайрат Бегалин.
Мамлюки

Надежда Ионина.
100 великих картин

Игорь Мусский.
100 великих зарубежных фильмов

Джеффри Бибб.
Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса

Надежда Ионина.
100 великих городов мира
e-mail: historylib@yandex.ru