Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Елена Жадько.   100 великих династий

Вертинские

Русский Пьеро и «его девочки»

Вертинский Александр Николаевич (1889–1957), артист эстрады. Выступал с 1915 года (с 1919-го — за рубежом), с 1943-го — в СССР.

Его изысканно-интимная манера исполнения отличалась разнообразной интонацией, выразительностью жестов. Автор музыки и текстов ряда песен. Снимался в кино. Госпремия СССР (1951).

Николай Вертинский не мог жениться на матери двух своих детей, потому что первая жена не давала развода. Поэтому внука и внучку усыновил дедушка. Они рано осиротели и воспитывались в разных семьях. Разница в воспитании не сказалась на их пристрастиях — через много лет они встретились, и оказалось, что оба стали артистами.

Александр Вертинский рано почувствовал в себе любовь к лицедейству и сознательно готовил себя к карьере артиста. Он часто посещал театр, особенно выступления заезжих знаменитостей, а постепенно и сам стал представителем так называемой «богемы» Но путь к сцене вовсе не был легким, пришлось ему и грузчиком поработать, и корректором в типографии…

Он несколько лет состоял подсобным рабочим при съемочных группах в ателье. А Ханжонкова, исполнял небольшие роли в фильмах, а впервые дебютировал в 1912 году в фильме «Чем люди живы» в роли ангела. Подобных ролей у него около десяти, среди них чаще всего отмечают роль бродяги Анатолия Северака в фильме «Король без венца» и антиквара в картине «От рабства к воле» (1916).

Впервые Александр Вертинский выступил на эстраде в 1915 году в костюме Пьеро (костюм видоизменялся со временем: из белого он стал черным, а потом — черно-белым). В то время он пел о «бедных деточках, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы».

Постепенно у него выработался собственный стиль выступления, он научился эксплуатировать свой говоряще-поющий голос и даже то, что он не совсем четко выговаривал букву «р», лишь придавало ему шарма.

Из каждой песни он делал маленькую сценку с законченным сюжетом, образы героев намечал одним-двумя, но запоминающимися штрихами. Эти песни Вертинского сначала назывались «печальными песенками Пьеро», или «ариетками». Очень быстро пришла к Вертинскому известность, его песни легко запоминались, их часто исполняли другие артисты. Поклонницы буквально осаждали молодого исполнителя, а он позволял себя увлечь.

После революции, которую Александр Николаевич не принял, он эмигрировал в Грецию, где справил себе паспорт и смог продолжать работать. Вместе с Шаляпиным, Мозжухиным и Анной Павловой он гастролировал сначала по Европе, а потом в Америке.

В эмиграции Вертинский продолжал сниматься в кино, чаще всего в немецких и французских фильмах. Его приглашали и в Голливуд, но карьера голливудской звезды ему не удалась из-за недостаточного знания английского языка, на котором он всегда говорил с акцентом.

С 1923 по 1927 год он жил в Польше, где познакомился с девушкой по имени Ирен, которая вскоре стала его женой. Но брак их оказался неудачным.

Из Польши Вертинский переехал во Францию, а потом в Китай. В Китае он женился во второй раз, и у него родилась дочь. Вертинский всегда много работал, иногда ему приходилось давать по два концерта в день.

В эмиграции его творчество сильно изменилось: если до революции его манили экзотические страны, то потом появились нотки ностальгии по родине, изменились и герои песен. Если раньше это были капризные дамы, клоуны, бродяги, то со временем артист проявил интерес к простому человеку, его переживаниям. Его песни стали маленькими балладами. А в тридцатые годы певец обратился к творчеству советских поэтов.

Александра Вертинского всегда тянуло на родину, и он неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться, но ему отказывали в визе. В 1937 году ему разрешили вернуться, но без жены. Разумеется, таким разрешением он не воспользовался.

Ситуация изменилась лишь в 1943 году, когда возвращение Вертинского стало чуть ли не символом сплоченности советского народа. В это тяжелое время ему разрешили вернуться с семьей. Артист сразу же включился в культурную жизнь страны: он исколесил всю страну, выступая с концертами перед ранеными. Вернувшись на родину, он исполнял и песни нового содержания, и старые, которые стали экзотикой.

После войны Вертинский снимался в кино («Анна на шее», «Заговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег»). Заслуги Александра Вертинского перед отечественным искусством в 1951 году были отмечены Государственной премией СССР. Он работал до последнего дня, и умер на гастролях от сердечной недостаточности.

Лидия Владимировна Вертинская родилась в 1923 году. Она была актрисой, но посвятила свою жизнь семье, мужу, дочерям, Марианне и Анастасии. Она снималась в фильмах «Садко» — в роли птицы Феникс, «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Киевлянка». Каждый ребенок знает ее как злодейку Анидаг в «Королевстве кривых зеркал».

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков.

Вопреки воле отца обе девочки стали актрисами. Обе они закончили Щукинское училище и поначалу работали в Академическом театре им. Евгения Вахтангова. Марианна работает там до сих пор.

Анастасия же с 1968 года работала в театре «Современник», в 1970-м перешла во МХАТ и играла там до 1991 года. Как и ее отец, она выработала свой стиль игры, ее движения точны, пластичны, выразительны. В театре она сыграла немало ролей — это и безымянные героини из массовки, и Ирина в спектакле «С любимыми не расставайтесь», и Нина Заречная в «Чайке», и Елена Андреевна в «Дяде Ване» ее любимого автора А.П. Чехова, и Просперо и Ариэль в «Буре» У. Шекспира, и др., но несмогла полностью выразить себя.

По-настоящему же известной Анастасия Вертинская стала благодаря кино. Ее первая роль — Ассоль в «Алых парусах» — была не очень удачной, но ее отца любила публика, и в кинотеатры люди шли «посмотреть на дочку Вертинского». Однако если первым успехом она была обязана памяти отца, то дальнейшая ее работа ценна сама по себе. Заслуженную славу актрисе принес фильм «Человек-амфибия», затем она сыграла Офелию в «Гамлете», Лизу Волконскую в «Войне и мире», Кити в «Анне Карениной». От фильма к фильму росло ее актерское мастерство, и в 1978 году Анастасия Вертинская буквально покорила публику в роли Моны в картине «Безымянная звезда». Постепенно изменились образы, которые воплощала артистка — от романтических она перешла к драматическим ролям. Одна из лучших ее работ — роль Джеммы в фильме «Овод». В 80-х годах Анастасия снялась в фильмах «Житие Дон-Кихота и Санчо», «Новые приключения янки при дворе короля Артура».

В 90-х годах актриса снялась в драматических ролях в фильмах «Жажда страсти» и «Завещание Сталина».

Даже в эпизодических ролях Вертинская не оставалась незамеченной. Так, критики высоко оценили ее работу в фильмах «Не горюй!», «Тень», «Двенадцатая ночь». Можно сказать, что ей любая роль по плечу, но так сложилось, что чаще ей приходится воплощать образы из прошлых эпох.

В 1988 году Анастасии Вертинской было присвоено звание народной артистки России. В 1991 году она основала Благотворительный фонд русских актеров. Периодически работает за рубежом как педагог и режиссер.

Вертинская придумала и реализовала проект «Золотое сечение» — цикл телепередач, посвященных самым известным деятелям различных видов искусства, культуры, общественной жизни. Но проект этот просуществовал недолго.

Счастливо сложилась и личная жизнь Анастасии Вертинской. В браке с Никитой Михалковым у нее родился сын Сергей, который в настоящее время занимается кинобизнесом.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Александр Игоревич Ермаков.
Великие полководцы. 100 историй о подвигах и победах

Борис Соколов.
100 великих войн

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим

Джеффри Бибб.
Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса
e-mail: historylib@yandex.ru