Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Елена Жадько.   100 великих династий

Токугава

Токугава — японская династия, основанная Иэясу Токугавой и состоявшая из пятнадцати сёгунов. Они пришли к власти в 1603 году и правили страной, отстранив от руководства японского императора, до 1867 года, когда их свергли в результате революции 1867–1868 гг. Некоторые представители этой династии старались возвысить свою страну, мо другие, которых было больше, заботились лишь о собственных интересах и о том, чтобы укрепить наследование сёгуната за своими детьми или, в крайнем случае, за другими родственниками.

Иэясу Токугава был крупнейшим князем, стоявшим во главе восточиьіх провинций (Канто), и одним из ближайших сподвижников полководцев Ода Нобунага и Хидэёси Тоётоми, выступавших за централизацию страны.

После смерти Хидэёси Тоётоми в течение некоторого времени Иэясу Токугава выступал как опекун наследника Хидэёси — Хидэёри, но в 1600 году он разбил войска Хидэёри в битве при Секигахара и в 1603 году заставил императора провозгласить его сёгуном. Иэясу Токугава имел хорошо укрепленный замок Эдо (Иедо), который сделал своей столицей. Он завершил объединение страны, начатое сёгунами Ода и Тоётоми.

В 1605 году Иэясу Токугава официально передал власть в руки своего сына Хидэтада, но фактически продолжал править страной. Он издал несколько указов, подтверждавших закрепощение крестьянства, а также кодексы поведения для дворян и князей и даже для императора, которого он поставил под контроль сёгунов.

Окончательно власть семьи Токугава закрепилась лишь при третьем сёгуне из этой семьи — Иемицу Токугава (1623–1651). В 1639 году он жестоко подавил крестьянское восстание в Симабара на острове Кюсю, в котором участвовали более 30 000 человек, а два года спустя издал свод законов, оформивший юридически сложившуюся конституцию Японского государства.

Иемицу Токугава проводил политику ограничений в отношении иностранцев. Он решительно противился посещению страны, и тем более столицы, европейцами и целым рядом указов запретил японцам под страхом смертной казни покидать Японские острова. Исключение было сделано лишь для голландских и китайских купцов.

Были запрещены также все книги, в которых содержалось хоть какое-нибудь упоминание о «людях Запада».

Правительство установило надзор и за религиозными пристрастиями подданных. Всякий, перешедший в другую религию, кроме буддизма, отдавался под суд как преступник, совершивший уголовное преступление, и приговаривался к смертной казни.

Изоляция Японии в общем затормозила развитие страны, но в то же время некоторые отрасли промышленности — производство фарфора, хлопчатобумажной ткани, писчей бумаги и т. д. — расширялись и совершенствовались.

Иемицу Токугава продолжал политику притеснения японских князей и особенно своих политических противников, у которых он под различными предлогами конфисковывал имущество. Он ввел систему «Санкин кодай» — князья должны были в течение года жить при дворе в Эдо, а потом, оставив в Эдо в качестве заложников свою семью, — один год жить в своих княжествах.

В то же время другой внук Иэясу Токугава, Мицукини, глава княжества Мито, создавал большой труд по истории Японии «Дайнихо си». Он основал новое направление в историографии, получившее название «Школа Мито». Мицукини первым выступил против власти сёгунов Токугава и стал на позиции синтоизма — обожествления императоров. В своем княжестве он даже приказал разрушать буддийские храмы и строить новые — синтоистские.

Пятым сёгуном Токугава был Цунаёси (1646–1709), прозванный «Ину Кубо» — «Собачий сёгун». Свое прозвище Цунаёси Токугава получил за то, что, будучи членом буддийской секты, запрещавшей убийства животных, ввел суровые наказания за убийства животных и птиц, особенно собак.

Он широко покровительствовал различным наукам и искусствам. Недостачу средств на эти нужды сёгун покрывал, повышая ставки налогов, урезывая жалованье своим вассалам и проводя конфискации у неугодных князей. Такое управление привело к возникновению хаоса в финансовой системе страны, которую смог привести в порядок только восьмой сёгун — Ёсимунэ Токугава (1716–1745). Он сократил государственные расходы, поощрял внедрение новых сельскохозяйственных культур, строил ирригационные сооружения и снял запрет на ввоз в страну и перевод технической литературы с Запада.

Все это привело к тому, что в стране резко повысилась урожайность, но зато упали цены на сельскохозяйственную продукцию. Среди феодалов и крестьян начались волнения. Ёсимунэ Токугава попытался контролировать цены на рис, за что получил прозвище «рисовый сёгун». Ёсимунэ Токугава был последним крупным политическим деятелем из этой династии.

А последним, пятнадцатым, сёгуном стал Ёсинобу (Кэйки) Токугава (1866–1867). Он был регентом при сёгуне Иэмоти Токугава в 1862–1866 годах, а потом сам стал сёгуном. Его положение становилось все более ненадежным, начавшаяся революция грозила смести власть сёгунов. Ёсинобу Токугава пытался сохранить свое положение, но в 1867 году его вынудили заявить об отречении в пользу императора. Не смирившийся с этим Ёсинобу Токугава в 1868 году собрал войско и под Тоба и Фусиме вступил в бой с армией императора, но потерпел поражение и окончательно капитулировал.

Очевидно, он больше не доставлял неприятностей императору, т. к. в 1903 году тот присвоил Ёсинобу Токугава титул князя.

Умер последний японский сёгун в 1913 году.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ричард С. Данн.
Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Алексей Шишов.
100 великих героев

Лев Гумилёв.
Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению

Тамара Т. Райс.
Византия. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru