Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Эдуард Паркер.   Татары. История возникновения великого народа

Борьба с канкали

Всякий раз, когда мы использовали слово «канкали», мы имели в виду народ, известный китайцам во времена хунну какдинлин или тиклик, при Тоба как «высокие телеги», во времена тюрков как уйгуры, а во времена монголов как канкли — тюркское слово, означающее «телега». Однако название «динлин», судя по всему, относится к двум народам, один из которых жил близ Байкала, а другой недалеко от озера Балхаш, в непосредственной близости от владений киргизов. О динлин почти ничего не известно, за исключением того, что они являлись частью империи хунну, а в период борьбы между различными татарско-китайскими династиями принимали то одну, то другую сторону. Обычаи «высоких телег», как бы мало нам ни было известно о них, позволяют связать их происхождение с хунну. Под этим названием — «высокие телеги» — народ стал известен в V веке. Есть причины предполагать, что наши европейские слова «kutsche», «coche» и «coach» (экипаж, повозка) ведут свое происхождение от китайского слова «kao-ch'c».. Впрочем, надо отметить, что литературной формой было не ch'c. kit или chit. Для изложения их истории много времени не потребуется. Канкали находились в состоянии постоянной войны с жуаньжуань, и, когда первый император Тоба снарядил против последних крупную военную экспедицию, он воспользовался возможностью, чтобы нанести удар и по «высоким телегам». В числе трофеев императора было 50 000 пленных — мужчин и женщин, 200 000 повозок с большими колесами и более миллиона голов скота, в том числе лошадей, коров и овец. Несколько сот тысяч «высоких телег» поспешили выразить свою покорность третьему императору Тоба, когда он наносил поражение жуаньжуань. Император поселил их на юге пустыни, но они вскоре взбунтовались и вернулись на север. Отметим, что династии Тоба из Северного Китая удалось усмирить северных кочевников лучше, чем любой другой чистокровной китайской династии. Однако после того, как «высокие телеги» переняли китайские обычаи и образ жизни, народ стал угасать. Императоры Тоба стремились помешать жуаньжуань и эфталитам сноситься с тугу-хунями, и, судя по всему, эти эфталиты (в то время на китайском языке название этого народа звучало как «етта» или «эпта», причем в Кантоне слово произносилось как «ип-тат», а в Корее как «еп-тал») не были эфталитами с Памира. Это был малочисленный народ, который китайцы сначала называли «малыми юэчжами». Они остались в районе Кукунор во время массовой миграции и постепенно проложили себе дорогу к Кульдже. Маловероятно, что жуаньжуань, нашедшие приют у эфталитов, когда-либо пересекали горы к востоку от Иссык-Куля. Во времена, когда Северным Китаем правили сяньбийские династии, «высокие телеги» терпели жестокие поражения от жуаньжуань. Судя по всему, они никогда, во всяком случае под именем «высокие телеги», не создавали свою собственную империю и в конце концов поселились где-то близ современного Урумчи, получив официальное признание Китая.
О характере и обычаях «высоких телег» известно следующее: у каждого племени или клана был свой вождь, а верховного правителя не было вовсе. Они были грубы и импульсивны, но в моменты опасности действовали сообща и слаженно. Они понятия не имели о военном строе, в сражении каждый бился как умел, и потому воины были совершенно не способны выдержать длительный бой. В их обычае было испражняться, не обращая внимания на окружающих. Обычным подарком при заключении брака был скот и лошади. У них не было ни зерна, ни крепких напитков. В день свадьбы мужчины и женщины приносили с собой кумыс и мясо, и хозяин радушно встречал гостей, не делая между ними различий. Они садились перед шатром и праздновали весь день напролет, а иногда оставались и на ночь. На следующий день невесту «похищали», после чего друзья мужа отправлялись в семейный загон с лошадями, чтобы выбрать самых красивых животных. Они любили слушать раскаты грома, каждый раз, когда гремел гром, они громко кричали, пускали в небо стрелы. Они часто мигрировали, возвращаясь на прежнее место в следующем году. Там они зарывали барана, разжигали костер и размахивали своими мечами, пока колдуньи читали заклинания, изгоняющие злых духов. Затем все племя сто раз объезжало верхом костер, а кто-то втыкал пучок ивовых прутьев в землю, поливая его кумысом. Женщины носили на голове берцовую кость овцы, обтянутую кожей и служившую каркасом для прически, которую они ярко украшали. Когда в племени кто-то умирал, погребальная процессия доставляла тело к вырытой яме. Хоронили умерших в сидячем положении. В руки покойного вкладывали лук, меч и копье, как живому. Однако яму не засыпали: все племя объезжало вокруг нее верхом несколько сот раз. Каждый должен был сделать это — и стар и млад, и мужчины и женщины. Племя мигрировало от пастбища к пастбищу. Они носили шкуры, ели мясо и разводили стада точно также, как это делали жуаньжуань, за исключением того, что колеса их телег были огромными, с большим количеством спиц. Так говорят китайские историки. В дальнейшем история «высоких телег» сливается с историей тюрков и уйгуров, о которых мы скоро поговорим.
В 400 году народ юебань, как утверждают китайские историки, был более слабой ветвью хунну, бежавшей на запад после большой катастрофы в 89—91 годах н. э. В то время они жили у реки Юлдуз к северу от Кучи, а позднее переселились дальше на запад. Мне хотелось бы пояснить здесь, почему я предположил, что этот народ юебань и авары суть одно и то же. Во-первых, китайский слог «юэ» часто употребляется вместо иностранной начальной буквы Е, как, например, в случае со словом «эфталиты» — «ephtha-lite», а «пань» или «бань» встречаются в китайском и санскрите. Во-вторых, как мы увидим, около 658 года великая китайская династия Тан покорила тюрков, основала шестнадцать «провинций» на западе — все под политическим руководством наместника в Куче (Гуйцзы). Одна из шестнадцати провинций носила имя Юебань, а ее новое местоположение в верховьях реки Оке, несомненно, имеет отношение к положению аваров в 450 году между тюрками и эфталитами, тогда известными как ета. Авары проникли в Европу при помощи недругов Константинополя — аланов, или асов. Оба этих названия встречаются в китайской истории и применяются к каспийским племенам, через территории которых, должно быть, прошли юебани, бежавшие от набиравших силу тюрков (при шаньюе Бумыне и его брате Истеми). Затем народ юебань исчез из китайской истории. (Сравните: Карпини называл их «алани» или «асси», так же именовал их и Рубрук — «аас».) В тот период, когда впервые появляется это имя, тюрки не имели никаких отношений с народом юебань, чьими единственными восточными соседями были и оставались жуаньжуань. Разгромив последних, тюркский каган Истеми (западный Дизавул), дядя Мухана, нанес поражение эфталитам. Согласно Менандеру, в 562 году тюркский хан Сильзибул заявил, что собирается напасть на аваров, как только покончит с эфталитами. Таким образом, юебани, или авары, должно быть, ушли на запад до смерти Мухана, последовавшей в 572 году, оставив после себя лишь память о своей древней земле, на которую их предки пришли в 88 году н. э. после разгрома северных хунну. Тюрки изгнали юебаней с территории близ реки Оке и основали там одну из провинций. Наконец, китайская официальная история императоров Тоба из Северного Китая гласит, что народ из Ляньчжоу называл правителя юебаней «шаньюй-царь», а в том районе находился даже город Юебань. В 1903 году Анри Кордье отмечал, что тюрки-гузы в 1000 году по-прежнему использовали термин «шаньюй», именуя так своего правителя. В России авары и лезгины — ревностные мусульмане — все так же живут в Дагестане, к западу от Каспийского моря.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана
e-mail: historylib@yandex.ru
X