Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

О. В. Дровосекова (Запорожье). О представлении смены сезонов у племен катакомбной культуры

В 1999 г. во время исследований археологического комплекса Мамай-Гора было обнаружено грунтовое катакомбное захоронение 27, совершенное в катакомбе, в котором находилось три погребенных с яркими следами насильственной смерти - мужчина, женщина и ребенок (определения Л.B. Литвиновой). Слева от черепа мужчины стояла округлая лепная чаша, которая является типичной для катакомбной культурно-исторической общности. Интерес представляет орнаментация сосуда в виде прочерченных треугольников, обращенных вершинами вниз, и разной степенью заштрихованности. По краю венчика нанесены три ряда косых небольших насечек в виде «елочки» (рис. 1). Данный рисунок может рассматриваться в качестве представления о круговом движении времени - смене сезонов.



Исходя из исторических и этнографических сведений многие народы со смешанным скотоводческо-земледельческим типом хозяйства делят год на два периода - весенне-летний и осенне-зимний, т.е. теплое и холодное время года. Как отмечают исследователи, в календарной орнаментации наступление холодов (зимы) всегда обозначалось отличительно от других. Также выделяется в орнаменте и весна как начало нового сезона хозяйственной деятельности.

Рисунок на чаше из погребения 27 условно можно разделить на две части, каждая из которых отражает периоды «тепла» и «холода». Среди треугольников отмечаются пары одинаковых фигур. В первом случае они показывают весенне-летнее время, во втором - осенне-зимнее. Например, парой может обозначаться время выпадения снега. Согласно климатическим данным, снег в Поднепровье лежит около двух месяцев. Полностью заштрихованные треугольники отражают начала наиболее важных периодов в жизни племени, т.е. весны и зимы. Весна - начало хозяйственного сезона, а зима - наиболее трудное время. Холод (низкая температура) в Поднепровье держится около трех месяцев, что также можно проследить в орнаментации сосуда.

«Елочка», нанесенная по краю венчика, выступает символом жизни, круговорота. Подобные рисунки встречаются на чашах катакомбной культуры и к их интерпретации уже не раз обращались исследователи. Н.А. Чмыхов, разрабатывая теорию зодиакального принципа семантики орнамента, указывал на изображение 12-месячного солнечного (или лунного) календаря на чаше из Макеевки. В нашем случае символы на сосуде (треугольники) следует рассматривать как обозначение сезонов. Таких знаков 10, т.е. мы имеем дело с неполным календарем. Исследователи отмечают, что подобное явление - это объективная реальность, поскольку в основе лежит хозяйственная сезонная деятельность. Например, древнемонгольские племена делили год на два сезона, но у них не было античного названия месяцев для этих периодов, т.е. существовало смещение календаря.

Чаша из погребения 27 не предназначалась для хозяйственно-бытовых нужд, а следы ремонта указывают на ее длительное использование, возможно, в ритуальных целях. Нахождение сосудов такого типа в качестве погребального инвентаря связано с культом предков, обеспечивающих как своевременное их участие в повседневной жизни племени, так и в сезонных обрядах. Осознание таких понятий, как «время» и «движение» нашло свое отражение в орнаментации сосудов катакомбной культурно-исторической общности.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)
e-mail: historylib@yandex.ru
X