Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 5. Экстраординарные доходы

Царь располагал многими источниками экстраординарных доходов, обеспечивавших его в случае необходимости деньгами. К ним относятся следующие.

а) Военная добыча. Антиох III захватил казну индийского царя Софагасена.99) Герреи, жившие у Персидского залива, должны были дать Антиоху III 500 талантов серебра, 1000 талантов ладана и 200 талантов благовоний.100) Деметрий I получил 1000 талантов от Ороферна за то, что восстановил его на каппадокийском троне.101) Ахей получил 700 талантов от города Сельги.102) Военные убытки [112] компенсировались продажей пленных. Согласно Второй книге Маккавеев, стратег Никанор хотел уплатить суммы, следуемые римлянам, а именно 2000 талантов, продавая с аукциона еврейских пленных из расчета 90 человек за талант.103) Но наибольшими были доходы, извлеченные из Египта во время похода Антиоха Эпифана. Еврейская Сивилла, в согласии с пророком Даниилом и хроникой Маккавеев, говорит об огромной добыче, взятой царем у египетского противника.104) По словам Полибия, Антиох разграбил святилища в завоеванном им Египте.105) И действительно, в папирусе из Тебтуниса упоминается ограбление храма в Арсиноите, произведенное людьми Антиоха.106)

б) Конфискации и штрафы. Антиох III после попытки отложиться наложил на Селевкию на Тигре контрибуцию в 1000 талантов.107) Имущество лиц, осужденных за «оскорбление величества», поступало в казну.108)

в) Царь воплощал в своем лице государство. По греческим представлениям,109) государство всегда в случае необходимости могло располагать имуществом своих богов.110) После войны с Римом Селевкиды оказались в плачевном положении. Уже в 187 г. до н. э. Антиох III, теснимый нуждой, вознамерился разграбить знаменитый [113] храм Бела в Эламе; он был там убит, а вся его армия уничтожена.111) Его сын Селевк IV попытался обобрать казну Сиона, содержавшую 400 талантов серебра и 200 талантов золота.112) Его преемник Антиох IV ограбил иерусалимский храм и увез оттуда 1800 талантов.113) Эпифан разграбил святилище в Гиераполе114) и попытался, в свою очередь, захватить священные сокровища Элама; он потерпел неудачу, пораженный местью Артемиды Элимейской.115) Селевкидская традиция объясняет это финансовыми затруднениями правителей, вызванными необходимостью платить римлянам контрибуцию.116) В следующем поколении различные претенденты на власть пытались заполнить свои опустевшие военные кассы, присваивая богатства великих храмов Сирии. Для оплаты наемников Александр Забина захватил сокровища храма Зевса в Антиохии117) и даже дерзнул посягнуть на статую самого бога.118)

г) Общеизвестно значение государственного кредита для финансов греческих городов эллинистического периода. Единственный пример займа, сделанного Селевкидами, относится ко времени войны с римлянами. В Греции Антиох III прибегнул к займам, чтобы уплатить жалованье своим войскам.119) Впрочем, в случае денежных затруднений суверенов им на помощь приходили их друзья.

д) Будучи преемником Ахеменидов, царь владел еще остатками персидских сокровищ и бесчисленными доменами древних властителей Азии. Дворцы Экбатан, уже раньше разграбленные Александром, Антигоном и Селевком I, тем не менее доставили Антиоху III золото и серебро для чеканки монет на сумму 4000 талантов.120)

Царь, который часто одарял своих друзей, наделяя их доменами, мог раздобыть деньги, продавая земельные участки из своих владений. Антиох I уступил территорию городу Питане за 350 талантов,121) Антиох II продал отвергнутой им жене Лаодике домен за 30 талантов.122)


99) Pol., XI.34.12.

100) Pol., XIII.9.5.

101) App. Syr., 47; по Диодору (XXXI.32) — 1070 талантов.

102) Pol., V.76.10.

103) II Macch., 8.10; ср. I Macch., 3.41 и 10.33; ср. W. L. Wostermann. — UE, Suppl. VI, стб. 930.

104) Dan., XI.29; I Macch., 1.19; Sibyll., III. 614: ρίψει δ’ Αιγύπτου βασιλήιον εκ δέ τε πάντα χτήααθ’ ελων αποκειται επ’ ευρέα νωτα θαλάσσης — «он низвергнет Египетское царство и, захватив все богатство его, удалится по обширной поверхности моря».

105) Pol., XXXI.4.10. Высказывалось мнение, что существовала разница между статусом «старых» городов, например Эфеса, и «новых» городов, основанных после завоевания Александра, нередко на место туземных поселений: D. Magie. The Roman Rule in Asia Minor. I, 1950, c. 134. Однако свидетельства источников не подтверждают этого различия. Военный, представляющий центральное правительство, появляется, например, в Эфесе (относительно Софрона в Эфесе см. Phylarch., 81 fr. 24J; ср. J. Seibert. — GGA, 1974, c. 205 и примеч. 55), в Аполлонии у Салбаке (L. Robert. La Carie, II, c. 30) и в Иерусалиме (см. ниже, гл. V, примеч. 216). Гражданский «надзиратель» засвидетельствован в Алинде (τεταγμένος επι ’Αλίνδων — см. L. Robert. Nouvelles inscriptions de Sardes, 1964, c. 13) и в селевкидских колониях. Центральное правительство вмешивается в отношения между городом и храмами как в Аполлонии у Салбаке (L. Robert. La Carie, II, с. 295), так и в Миласе (ВЕ, 1970, 543). Точно так же только по прихоти правителя Теос был освобожден от царского обложения (ВЕ, 1969, 495), а Иерусалиму снижена сумма налога, в то время как Аполлония у Салбаке может благодарить благодетеля лишь за освобождение от налогов, «на которое город имеет все права» (L. Robert. La Carie, II, с. 300).

106) Р. Tebtunis, III, 781.

107) Pol., V.54.9.

108) Diod., XXXIII.4; Jos. Antt., XII.236; II Macch., 3.11.

109) Rostovzeff. — САН, VII, с. 163.

110) Даже в истории с Гелиодором (II Macch., 3.13) еврейский первосвященник признает право государства на секуляризацию. Чтобы спасти храмовую казну от алчности Гелиодора, первосвященник утверждает, что это деньги третьих лиц, помещенные на хранение в храм. Но здесь идет речь о недоплате царской субсидии на жертвоприношения. См. мою статью: «Heliodore au temple de Jerusalem». — «Studies in Jowish and Christian History», II (1980).

111) Относительно смерти Антиоха III и кончины Антиоха IV ср. М. Holleaux. — REA, 1916, с. 77.

112) II Macch., 3.11.

113) II Macch., 5.21; I Macch., 1.21.

114) Gran. Licin., 28.

115) Pol., XXXI.11.

116) Iustin., XXXII.2.1; Sulp. Sevеr., II.19.6. Ср. «Monatsschrift f. Geschichte d. Judentums», 1927, c. 186.

117) Diod., XXXIV.27.

118) Согласно Arnob., adv. nat., VI.21, и Сlem. Alex., Protr., IV.52, царем-святотатцем был скорее Антиох VIII.

119) Liv., XXXV.49.10 (речь Фламинина): «Вы видите царя, который то почти нищенски выпрашивает хлеб у этолян, чтобы раздать его воинам, то ищет взаймы денег под проценты для уплаты им жалованья».

120) Pol., X.27.3. Ср. E. Babelon, с. LXXX.

121) OGIS, 335, стк. 134.

122) Welles, 18.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

И. В. Рак.
Египетская мифология
e-mail: historylib@yandex.ru