Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 12. Интендантская служба

Во время войны жили главным образом за счет ресурсов соответствующей страны.303) Но при этом необходимо было так вести себя, чтобы не терять симпатии населения. Продовольственное снабжение армии поэтому во многом зависело от доброй воли городов. Антиох III поблагодарил жителей Иерусалима за то, что они в 200 г. до н. э. «в изобилии обеспечили содержание наших солдат и наших слонов». В 190 г. до н. э. город Теос предоставил селевкидскому флоту вино в изобилии.304) Во время одного из азиатских походов Антиоха III, вероятно против Ахея, пергамский царь Аттал I снабдил сирийцев хлебом и деньгами.305) С другой [88] стороны, провинции державы, даже отдаленные, должны были посылать деньги, ткани и другие предметы снабжения находившейся в походе армии. Так, в 273 г. до н. э., когда шла война с Египтом, правитель Вавилонии распорядился о таких поставках войскам, находившимся в Сирии.306) Количество подлежавших поставке предметов, вероятно, распределялось между общинами, ремесленниками и т. д., как это делали в Египте в случае войны.

Обычно военные действия происходили только в хорошее время года. При виде врага армия разбивала из палаток лагерь, защищенный оборонительными сооружениями, и там располагали обоз и багаж воинов.307) Во время военных переходов останавливались в домах частных лиц. Нетрудно понять, что освобождение от таких постоев было завидной привилегией.308)

Осенью войска занимали зимние квартиры независимо от того, возвращались ли они в Сирию309) или оставались в районе театра военных действий.310)

Весной армия собиралась заново. Так, например, во время похода Антиоха III в Грецию сборным пунктом для сирийских отрядов, разбросанных зимой 192/91 г. до н. э. большей частью по городам Беотии, была указана Херонея.311) Такое рассредоточение армии могло оказаться для нее роковым. Так, войска Антиоха VII, рассеявшиеся зимой во вновь завоеванной Месопотамии, были, по словам античных историков, уничтожены в один день жителями городов, где они были расквартированы, приведенными в отчаяние вымогательством солдат.312) Чтобы регулировать весьма трудную проблему взаимоотношений между солдатами и их квартирными хозяевами, пункты постоя были подчинены специальным комендантам.313)

Солдат получал от фиска паек натурой (μετρήματα) и денежную плату (οψώνια).314) В 164 г. до н. э., готовясь к походу против евреев, Антиох IV мобилизовал войска во всей державе и «дал им οψώνιον на год вперед».315) По-видимому, плата выдавалась ежемесячно и [89] только за время действительной службы.316) Призываемый в армию солдат получал от фиска аванс или подарок.317) Небесполезно, может быть, напомнить, что плату получали не только профессиональные воины, но и новобранцы. В 221 г. до н. э. отряды, которым не было выплачено жалованье, взбунтовались.318) Нет никаких данных о ставках солдатского жалованья у Селевкидов. Известно только, что были служаки, которые, подобно римским duplicarii, получали более высокую оплату, чем их товарищи.319)

В одном тексте упоминаются пиршества, организованные для солдат одним из приближенных Антиоха VIII. Каждый стол был рассчитан на 1000 человек. Там распределяли большие хлебы и мясо и подавали вино, смешанное с пресной водой. Пирующих обслуживали воины, исполнявшие в этом случае роль слуг.320) Эта картина празднества, нарисованная Посидонием, позволяет предполагать, что в повседневной армейской жизни солдаты готовили еду из личных запасов и питались более или менее индивидуально. Перед походом солдаты получали свой рацион авансом. Антиох I однажды приказал взять с собой продукты на четыре дня.321) Антиох VII во время парфянского похода устраивал ежедневно общие трапезы, на редкость обильные.322)

В награду за службу царь раздавал знаки отличия, например золотые кольчуги, серебряное оружие, венки, или увеличивал жалованье.323)

Эти награды обещали перед битвой тем, кто проявит храбрость.324) Армия сама себе воздавала почести и оповещала о своем успехе, воздвигая трофей в честь одержанной над врагами победы.325) Но что больше всего прельщало солдат — это военная добыча. В принципе добыча, как в других эллинистических государствах и Риме, принадлежала государству. Так, после подчинения Иерусалима власти Селевкидов Антиох III приказал вернуть свободу «тем, которые были уведены из города и проданы в рабство», не только «им, но и родившимся у них детям, и вернуть им отнятое имущество».326) Деньги, вырученные при продаже пленных, поступали в фиск.327) По Апамейскому договору Антиох обязан был [90] вернуть римлянам пленных без выкупа.328) Но какая-то часть добычи по праву или без права попадала в руки солдат, которые собирали таким образом богатства — предмет хвастовства наемников-бахвалов в эллинистической комедии. Источники сообщают, что во время парфянского похода Антиоха VII простые воины скрепляли обувь золотыми пряжками, пользовались серебряной посудой и т. п.329)

Сведения о повседневной жизни армии, которые можно почерпнуть в источниках, касаются по большей части того, что не нуждается в подтверждении определенным текстом. Само собой разумеется, что ставили часовых и аванпосты,330) что существовал секретный пароль331) и т. д. Историки упоминают военную музыку,332) барабан, подававший сигнал к атаке333) или сигнал ее отмены, глашатаев, военный клич, который издавали, устремляясь на врага. Профессиональное обучение солдат происходило во время походов, на зимних квартирах.334) При случае царь производил смотр, войска проходили перед ним в парадной форме, сверкая золотом и серебром335) В то же время селевкидский солдат, подобно римскому легионеру, привлекался к общественным работам. Так, город Лисимахия был отстроен воинскими частями.336)

Заслуживают, однако, внимания следующие детали: в селевкидской армии были переводчики, объяснявшие приказы командиров солдатам различной национальности.337) Не исключено, что даже в Сирии местные крестьяне говорили по-арамейски и лишь с трудом понимали греческий язык.338)

Можно было предвидеть, даже не имея опоры в источниках, что в армии практиковались связанные с гаданием жертвоприношения339) и что армия, спасшаяся от врага благодаря поднявшейся морской волне, должна была принести благодарственную жертву Посейдону.340) Но кто мог бы предположить, что Антиох I приказал своей [91] армии перед Дамаском отпраздновать «персидский» праздник.341) О царском культе в армии сообщают два текста. В договоре между Смирной и «магнетами» Синила указывается, что последние, т. е. солдаты стоявшего в городе гарнизона, должны были принести присягу не только именем богов, но также и «Фортуной царя Селевка».342) Это, бесспорно, заимствовано из «царской присяги»,343) дававшейся солдатами, которая связывала их с каждым сувереном. Так, Юстин рассказывает, что бывшие солдаты Деметрия I покинули Александра Балу ради Деметрия II, prioris sacramenti religionem novi regis superbiae praeferentes — «предпочтя величию нового царя344) верность прежней присяге».


301) Mс Dowell. Objects, c. 110.

302) См. примеч. 109.

303) Ср. Pol., V.70.5; Ios. Antt., XIII.224; 350 и сл. примеч.

304) Jos. Antt., XII.138; Liv., XXXVII.27.3; cp. Rev. et. juiv., C. 1935, c. 9.

305) Pol., XXI.17.6; 45.20.

306) Sidneу Smith. Babylonian Historical Texts, 1924, c. 156; cp. W. Otto. Beiträge, c. 4.

307) Stativa: Liv., XXXVII.19; XXXIII.37, 6 (следует Полибию). Ливий (XXXVII.37.10) описал лагерь у Магнесии: ров глубиной 2,5 м, шириной 5 м, защищенный двумя стенами, служил прикрытием лагеря. Ср. также Pol., V.47.4; II Macch, 12, 21; App. Syr. 32.

308) Welles, 70, CTK. 13: και ειναι το μεν ιερον ασυλον, την δε χώμην ανεπίσ<τ>α<θ>μον — «святилищу дается неприкосновенность, а селению (коме) — освобождение от постоя». Надпись Welles, 30, вполне могла бы быть и селевкидским предписанием.

309) См., например, Pol., V.45.7; 50.1; 66.2; Liv., XXXIII.19.8; XXXVII.18.6.

310) См., например, Pol., V.43.7; 57.1; Diod., XXXIV.17.2.

311) Liv., XXXVI.11.5; ср. также Pol., V.66.3; V.58.1.

312) Iustin., XXXVIII.10.7. Ср. также Polyaen., VIII.40.

313) Liv., XXXVI.11.3; XXXVI.21.2; Diod., XXXIV.17.2.

314) OGIS, 229, стк. 107: «жители Смирны обещают солдатам Палеомагнесии позаботиться, чтобы им из царского фонда выдали продукты, деньги на пропитание и все остальное, что им полагается»; Pol., V.50.1: «...начались волнения из-за недополученных продовольственных денег». Jos. Antt., XIII.129.

315) I Macch., 3.28 (см. примеч. 231).

316) Такова была обычная практика администрации эллинистических государств. Ср. К. Grоte. Das hellenistische Söldnerwesen. Jena, 1913, с. 85.

317) I Macch., 10, 36 (примеч. 201); ср. Plaut. Miles gloriosus, 72; Griffith, c. 292; Rostovzeff. — REA, 1931, c. 14.

318) Pol., V.50.

319) Феодота, полководца Антиоха III, называли ημιόλιος «Полуторный» (Pol., V.42.8 и 79.5). Вероятно, это означало, что он, будучи еще рядовым, получал на 50% больше обычного жалованья (A. van Groningen. Le second livre de l'Economique d'Aristote, 1934, c. 154).

320) Posidon., 87 fr. 24 Jac. (Athen. 153b).

321) Polyaen., IV.15.

322) Posidon., 78 fr. 9 Jac. (Athen. 540b).

323) Pol., V.60.3; Polуaen., IV.16.

324) Pol., V.60.3; 83.6.

325) Nic. Damasc., 90 fr. 92 Jac. (Jos. Antt., XIII.250); Lucian. Zeuxis, 11; Plin., N. H., VI.152; cp. Ad. Reinасh. — REG, 1913. c. 382.

326) Jos. Antt., XII.144. Cp. REG, 1935, c. 19.

327) I Macch., 3.41; II Macch., 8.34.

328) Pol., XXI.45.10.

329) Instin., XXXVIII.10.3; Val. Max., IX.1.ext. 4.

330) App. Syr., 26, 36; Pol., VII.17.2; V.60.3; Polyaen., VI.9.2; Liv., XXXVI.11.4.

331) II Macch., 8.23; Lucian., de lapsu, 9; cp. Polyaen., VII.40.

332) Lucian. Zeuxis, 9; Pol., X.31.4; II Macch., 13.25; Polyaen., IV.9.2.

333) Существовала, разумеется, также оптическая сигнализация. Поднятый бронзовый щит был знаком к началу атаки (Polyaen., VII.39: οταν ιδωσι πέλτην χαλκην αρθεισαν...).

334) Pol., V.66.6; Liv., XXXVI.11.4.

335) Aul. Gell., V.5 = Macrob., II.20.2.

336) App. Syr., 58; Liv., XXXIII.38.4; ср. также Plin., N. H., XI.106.

337) Pol., V.83.7: перед битвой при Рафии Антиох II и Птолемей V обращаются с призывом к войскам «частью сами, частью через переводчиков». Во время восточного похода Антиоха III письмо герреев (живших у Персидского залива) было переведено царю (Pol., XIII.9.4).

338) Ср. известную эпиграмму Мелеагра из Радары (Anth. Pal., VII.419).

339) Plut. Moral., 606c.

340) Poseidon., 87 fr. 29 Jac. = Athen. 333d.

341) Polyaen., IV.15: επήγγειλε τη στρατια χαι τη χώρα πάση Περσικην εορτην θαλιάζειν — «(Антиох Ι) предписал войску и всей области справлять персидский праздник». Отто (W. Otto. Beiträge, с. 13, примеч. 1) полагает, что текст испорчен.

342) OGIS, 229, стк. 62: óμνύω Δία... και τούς αλλους θεους πάντας και πάσας και την του βααιλέως Σελεύκου τόχην. — «клянусь Зевсом... И всеми другими богами и богинями и Фортуной царя Селевка».

343) Strabo, XIII.3.31, с. 557: цари Понта почитали храм Мена Фарнакова, «так что следующим образом произносили так называемую царскую клятву: „клянусь Фортуной царя и Меном Фарнака"».

344) Iustin., XXXV.2.3.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

И. В. Рак.
Египетская мифология

Виолен Вануайек.
Великие загадки Древнего Египта

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru