Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
А.Н. Дзиговский.   Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

Заключение

Ключевые моменты истории сарматов, обитавших на землях к западу от Днепра, реконструированные нами, по мере возможности, очень органично "вплетаются" в общую канву тех ярких событий масштабного характера, которые имели место в южнорусских степях, начиная со времени гибели Великой Скифии и вплоть до гуннского вторжения. Появление этих ираноязычных кочевников на изучаемой территории стало следствием многовекторного процесса, представлявшего собой "очередное закипание восточного котла", мощный выплеск которого докатился, практически, до низовий Дуная.

Запад степного Причерноморья начинает осваиваться сарматами, после разгрома ими же, в начале второй трети III века до н.э. или около середины этого же столетия, многочисленных и процветающих варварских и эллинских поселений, расположенных между Танаисом и Тирасом, включая и Тавриду, после чего, в Нижнем Поднестровье, вероятно, была "посажена” какая-то пограничная группа этих кочевников, призванная осуществлять контроль над новыми владениями на их западной периферии. Предложенный тезис, находит свои подтверждения среди данных письменных, эпиграфических и археологических источников.

Обособленность пограничной группы степняков и оторванность от основного массива ранних сарматов, находившегося в это время в Прикубанье, а также особый социальный статус ее членов привели к формированию определенных норм погребальных традиций, характерных именно для этих номадов, что и нашло свое отражение в весьма специфических формах их могильных сооружений и некоторых чертах погребального ритуала. С другой стороны, изолированность сарматской пограничной орды, кочевавшей между Днестром и Днепром, естественно, не была абсолютной, и какие-то определенные контакты осуществлялись данными кочевниками как со своими сородичами - сираками на востоке, в Прикубанье, так и с соседями, обитавшими несколько западнее, что, в свою очередь, выразилось в миксации набора вещей, употреблявшихся в обиходе этим населением. В результате, в погребальном обряде и материальной культуре сарматов, обитавших на землях к западу от Днепра, в пределах второй трети III - середины II вв. до н.э., образовался очень своеобразный симбиоз, где в равной степени присутствуют как восточные, так и западные влияния, который и выделяет их древности в особую, весьма специфическую группу памятников, характерную, главным образом, для отмеченной территории.

В середине - второй половине II века до н.э. этно-политическая ситуация на западе степного Причерноморья существенно изменяется, что было связано как с усилением позднескифского царства в Крыму, так и с появлением роксоланов на территории между Доном и Днепром. Происходит передел сфер влияния, который, в конечном итоге, приводит к уходу пограничной, предположительно, сиракской орды из исследуемого региона, а занимаемая нас территория становится подконтрольной бастарно-скифо-роксоланскому союзу, при главенствующей роли в нем первых.

Судя по всему, роксоланы достаточно длительное время были верны союзническому долгу, поскольку вовсе не спешат познакомиться с новыми землями, расположенными к западу от Днепра. Их первые попытки проникновения в Северо-Западное Причерноморье и даже несколько западнее, были связаны, вероятно, с планами Митридата VI Евпатора, намечавшего вторжение в Италию по суше с Балкан, и, таким образом, строго находились в русле политики могущественного царя Понта.

С начала 50-х годов I века до н.э. значительное влияние на ситуацию в интересующем нас регионе начинают оказывать действия Биребисты, "образовавшего великое царство и подчинившего власти гетов большую часть соседних племен". По все видимости, мощный заслон в лице племенного объединения гето-даков под главенством последнего, существенно скорректировал динамику сарматского проникновения на запад степного Причерноморья, так как отчетливых археологических следов их продвижения в этот регион в середине I века до н.э. и вплоть до предпоследнего его десятилетия не наблюдается. Хранят молчание об этом и другие категории источников. К тому же, в это время, начинается медленное, но верное продвижение римлян к низовьям Дуная.

Серьезные намерения Рима закрепиться на Нижнем Дунае, хотя, безусловно, и были учтены сарматами, однако, не остановили этих воинственных кочевников. Ближе к самому концу I века до н.э. и в первой четверти I века нашей эры они становятся довольно частыми гостями в нижней части Дуная, а основной территорией их обитания являлось Верхнее и Среднее Поднестровье. Это были язиги, которых столь ярко и красочно описывает римский поэт Овидий в своих произведениях периода ссылки в Томи.

Господство язигов на землях к западу от Днепра продолжалось до середины I века н.э., когда здесь появляется мощная раннеаланская орда, вынудившая первых уйти на Тисскую равнину, через перевалы Северо-Восточных Карпат и Верхнее Потиссье. С этого времени, аланы, объединившие под своим политическим лидерством также обитавших в исследуемом регионе роксоланов и, возможно, аорсов становятся новыми хозяевами этой территории, проникая даже на земли Запрутской Молдовы и, вероятно, Добруджи. Они принимают непосредственное участие в римско-дакийских войнах эпохи Траяна, однако, после первой четверти II в. н.э. следы их пребывания западнее Днепра практически не улавливаются. В роли лидера, с этого времени, начинают выступать роксоланы, политический авторитет которых в Карпато-Днестровье, очевидно, сохраняется до начала "скифских" или "готских" походов.

Во второй половине III - первой четверти IV вв. земли к западу от Днепра используются сарматами, главным образом, как "транзитная” территория в период их военных столкновений с римлянами, имевших место в пределах римских провинций Мезия и Скифия. В самом конце третьей - начале последней четверти IV века, на западе степного Причерноморья, в составе гуннской орды и на очень короткое время появляются и аланы-танаиты.

Крайне любопытно, что практически все сарматские племена, за исключением, пожалуй, язигов, избравшие местом своего постоянного обитания земли к западу от Днепра и игравшие в этом районе заметную роль, своим происхождением связаны с сако-массагетским племенным миром. В разные хронологические периоды это были сираки, роксоланы и аланы. Их появление в занимаемом нас регионе стало следствием тех решающих событий этно-политического характера, которые, в последние четыре столетия до Рождества Христова, имели место на территориях к востоку от Волги.

Таковы, на наш взгляд, ведущие сюжетные линии истории сарматов Карпато-Днепровских земель, основания, для реконструкции которых дают данные нарративных, эпиграфических, нумизматических и археологических источников, хотя, вовсе не исключено, что некоторые их них, в дальнейшем, в силу их неоднозначности, могут быть наполнены и несколько иным содержанием.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Светлана Плетнева.
Половцы
e-mail: historylib@yandex.ru
X