Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама


Loading...
А.Н. Дзиговский.   Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

3. Савроматы Равсимода, европейские аланы и аланы-танаиты.

О событиях середины III - конца IV веков, в связи с которыми на запад степного Причерноморья могли иметь место предполагаемые проникновения сарматов, определенную информацию дают письменные источники. Среди последних, привлекают внимание отдельные сообщения писателей истории Августов Юлия Капитолина и Флавия Вописка Сиракузского, некоторые фрагменты "Новой истории" Зосима. Так, Юлий Капитолин, в частности, сообщает. "Такова была жизнь троих Гордианов, которые все были провозглашены Августами. (Двое из них погибли в Африке, третий - в пределах Персии). У Цирцезийского укрепления в Персии воины устроили Гордиану (Гордиану III - А.Д.) могилу с такой надписью на греческом, латинском, персидском, еврейском и египетском языках, чтобы все могли прочитать её: "Божественному Гордиану, победителю персов, победителю готов, победителю сарматов, отвратившему римские междуусобия, победителю германцев, но не победителю Филиппов". Эти последние слова были добавлены по-видимому потому, что Гардиан на Филипповых полях отступил побежденный в беспорядочном бою аланами (242 г.- А.Д.) и вместе с тем, потому, что его, очевидно, убили Филиппы."785 Аланы упоминаются и в жизнеописании Аверина (270-275 гг.), где они фигурируют в качестве пленников, среди других варваров, шедших перед публикой в Риме, во время триумфа этого императора. "Впереди шло двадцать слонов, двести различных прирученных диких животных из Ливии и Палестины-Аврелиан немедленно роздал их частным лицам, чтобы не отягощать императорскую казну их прокормом; четыре тигра, жирафы, лоси и другие подобные звери - в полном порядке; восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из варварских племен, - блеммии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии, индийцы, бактрийцы, иберы, сарацины, персы - все с произведениями своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы, германцы со связанными руками как пленники."786 Весьма любопытная информация содержится и во 2-ой книге "Новой истории" Зосима. Здесь, в частности, повествуется следующее. "Константин (император Константин I или Великий - А.Д.), узнавши, что Савроматы, живущие у Меотийского озера, переправившись на судах через Истр, опустошают подвластную ему землю, повел против них войска. Варвары выступили против него под предводительством своего царя Равсимода. Сначала Савроматы приступили к городу, снабженному достаточным гарнизоном; поднимающаяся от земли вверх часть стены его была построена из камня, а верхняя часть была деревянная. Поэтому Савроматы, рассчитывая без всякого труда взять город, если сожгут деревянную часть стены, стали подпускать огонь и стрелять в стоявших на стене. Когда же стоявшие на стене поражали варваров сверху стрелами и камнями, и убивали их, Константин приблизился, напал на варваров с тыла, многих перебил и еще большее число взял живьем, так что остальные обратились в бегство. Равсимод, потеряв большую часть своих полчищ, сел на суда и переправился через Истр с намерением снова опустошить Римскую область. Услышав об этом, Константин последовал за ним, также переправившись через Истр, и напал на варваров, сбежавшихся на один холм, покрытый густым лесом. Он многих убил, в том числе и самого Равсимода, и многих взял живыми, а остальную часть, протянувшую руки, принял под свою власть и с большим количеством пленных возвратился в столицу."787

Крайне фрагментарное упоминание об аланах Юлия Капитолина, вероятно, следует связывать с участием этих сарматских племен в союзе с карпами в "скифской" войне 242 г., основные перепитии которой разворачивались на территории Фракии. Хотя эта связь далеко не бесспорна788. В сообщении Флавия Вописка Сиракузского аланы отмечены как пленники из варварских племен, которые были побеждены Аврелианом. Где этот император сражался с аланами и в какие конкретно годы своего правления ответить, практически невозможно, что отмечал, в свое время, еще Ю. А. Кулаковкий789. Однако вовсе не исключено, что аланы были союзниками тех готов, которых числом в пять тысяч человек, во главе с их вождем Каннабой Аврелиан "уничтожил за Дунаем"790, между 270-273 гг.791 или же в 271-272 гг.792 Зосим повествуя о сражении Константина Великого (306-337 гг.) с "савроматами", упоминает о переправе последних через Дунай, но отметить, на каком участке дунайской границы эта переправа имела место, древний историк посчитал явно излишним. В этой связи, внимания заслуживает следующий фрагмент 53-й книги, сочинения Константина Багрянородного "Об управлении империей." "После того как Констант (император Констанций I - А.Д.) умер, в Риме царствовал Константин (император Константин I - А.Д.), его сын. Когда он пришел в Византии и против него был некоторыми в Скифии затеян мятеж, он вспомнил сказанное его отцом Константом о благомыслии и союзной службе херсонитов и отправил в страну херсонитов послов, чтобы они выступили против страны скифов и сразились с восставшими против него. Венценосцем и протевоном страны херсонитов был тогда Диоген, сын Диогена. Херсониты, охотно повинуясь повелению, приготовив со всем тщанием военные колесницы и хироволистры, достигли реки Истра и, переправившись через нее сразились с повстанцами и победили их."793 И хотя лавры победителя, в данном военном столкновении, Зосим отдает лично императору Константину I, а Константин Багрянородный - "херсонитам", в связи с рассматриваемым вопросом, это не столь уж важно. Гораздо важнее локализация последним региона, где был "затеян мятеж", а именно - "в Скифии". Если учесть, что в правление Диоклетиана (284-305 гг.) была создана новая провинция Скифия, которая занимала земли между нижним течением Дуная и Черным морем, то есть соответствовала в основном Малой Скифии Страбона и современной Добрудже794, то, с вполне достаточным основанием можно предполагать, что вторжение примеотийских савроматов, во главе с их царем Равсимодом было осуществлено именно на эту территорию795. А если, в "дискуссии" о лаврах победителей в военном столкновении Константина I с "савроматами" отдать предпочтение все же Зосиму, и вспомнить, следуя ему, что "...Константин последовал за ним (Равсимодом - А.Д.) также переправившись через Истр и напал на варваров...", то следует признать, что финальный эпизод данного конфликта, вероятно, уже имел место в юго-западной части Буджака796. Предположительно, это сражение произошло в самом конце первой четверти IV в.797

Таким образом, события, в которых, по данным нарративных источников, отмечается и участие сарматов, происходили в римских провинциях Фракия, Мезия, Скифия и даже, возможно, на территории Буджака. Они имели место в 242 г., 270 - 273 гг., самом конце первой четверти IV в. Согласно предложенной выше хронологии, для позднейших сарматских древностей, памятники первой группы могут быть датированы в пределах второй половины (ближе к концу) III в., а второй - первой четверти IV века. Заметим, что первая хронологическая группа сарматских захоронений достаточно определенно синхронизируется с событиями 270 - 273 гг., а вторая - с военным конфликтом конца первой четверти IV в. Что, в свою очередь, и позволяет, с определенной долей вероятности, "привязать" эти погребения к данным событийным "реперам" соответственно.

Намного сложнее определиться с регионом, откуда двигались сарматы, участвовавшие в отмеченных выше событиях, и оставившие свои курганные древности на землях к западу от Днепра.

Для сарматских погребений второй половины III века наиболее характерны катакомбы с расположением входной ямы и погребальной камеры по одной оси. Ширина входных ям, за незначительным исключением, практически соответствует ширине самих могильных камер, где последние являются как бы продолжением первых. В целом, типологически, они близки к катакомбам II типа по К.Ф. Смирнову798 и находят определенные соответствия среди аналогичных сарматских погребальных сооружений позднеримского времени от Левобережья Днепра и Нижнего Дона до Правобережья Волги.799 Выделить более локальный район распространения катакомб, полностью идентичных буджакским второй половины III века, в настоящее время не представляется возможным и, как заметили М. Г. Мошкова и В. Ю. Малашев, вопрос о генезисе последних, видимо, следует оставить временно открытым800. Хотя, возможно, действительно необходимо обратить более пристальное внимание на территорию Нижнего Дона, как на исходный регион проникновения на запад, в это время, каких-то отдельных групп сарматов801, принявших участие в событиях 270-273 гг. в Мезии.

Во второй хронологической группе сарматских погребений, датирующейся первой четвертью IV века, как уже отмечалось, господствуют ямы с подбоем. В данный период, аналогичные погребальные сооружения сарматов, известны, преимущественно, в двух регионах - в Крыму802 и на Нижнем Дону, причем, в последнем, они, в начале IV века, что называется "уже доживают свой век"803. Любопытно, что подобное явление с погребальными ямами этого типа наблюдается и в Буджаке, где они, после первой четверти IV века совсем неизвестны. Какому из названных регионов, в качестве исходного для сарматского населения, оставившего в первой четверти IV века в Буджаке свои памятники, отдать предпочтение - задача крайне сложная. Тем более что Зосим, говоря о "Савроматах, живущих у Меотийского озера", совершенно не уточняет при этом, с какой его стороны. Представляется, что при нынешнем состоянии археологических источников, оба направления (крымское и нижнедонское) заслуживают внимания и, в равной мере, могут рассматриваться как наиболее вероятные, при поисках маршрута следования савроматов Равсимода на Нижний Дунай.

Мы намеренно оставили несколько в стороне событийную "привязку" самых поздних сарматских захоронений исследуемой территории датирующихся, предположительно, концом третьей - началом четвертой четверти IV века. Дело в том, что могильные сооружения, в которых были обнаружены эти погребенные, по своим конструктивным особенностям, типологически явно тяготеют к так называемым T-образным катакомбам, которые, в свою очередь, достаточно обосновано связываются с аланами-танаитами Аммиана Марцеллина804.

В этой связи, возникает вполне закономерный вопрос, при каких обстоятельствах и когда, аланы-танаиты могли появиться в пределах Буджакской степи? Чтобы, по возможности, на него ответить, необходимо вновь обратиться к нарративным источникам, а среди них, к Res Gestae Аммиана Марцеллина. В 31-й книге своего труда древний автор, в частности, рассказывает "Именно Гунны, вторгнувшись в земли тех Аланов, которые сопредельны с Гревтунгами и обыкновенно называются Танаитами, многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора; при их содействии они с большей уверенностью внезапным натиском ворвались в обширные и плодородные владения Эрменриха, царя весьма воинственного, многочисленными и разнообразными подвигами храбрости наведшего страх на соседние народы. Пораженный силою внезапно надвинувшейся бури, он долго пытался удержаться твердо и прочно, но потом, когда молва преувеличила свирепость нападавших, он добровольною смертью подавил страх больших бедствий. После его смерти новый царь Витимир несколько времени сопротивлялся Аланам, полагаясь на других Гуннов, которых он деньгами привлек на свою сторону; но после многих поражений потерял жизнь в битве подавленный силою оружия. Его маленького сына, по имени Видерих, приняли под свою опекун защиту Алафей и Сафракс, искусные и известные твердостью духа вожди; вследствие краткости времени потеряв уверенность в возможности сопротивления, они осторожно удалились и пришли к реке Данастию, протекающей по широким равнинам между Петром и Борисфеном. Получив известие об этих неожиданных событиях судья Тервингов Атанарих... пытался было стать твердою ногою, чтобы помериться силами в случае, если он будет затронут подобно другим. Затем, устроив на удобном месте просторный лагерь на берегах Данаста вблизи вала Гревтунгов, он выслал Мундериха (бывшего потом пограничным начальником в Аравии) с Лагариманом и другими вельможами вперед на 20 000 шагов, для того, чтобы выследить приближение врагов, а сам в это время без всякой помехи стал готовиться к бою. Но дело вышло совершенно иначе, нежели он рассчитывал: Гунны со свойственной им догадливостью заподозрили, что далее стоит какое-нибудь войско, и, пропустив замеченные ими отряды, спокойно расположившееся на ночной отдых, при свете луны, рассеивавшим ночной мрак, перешли в брод реку и избрали наилучший образ действий; при этом боясь, чтобы передовой вестник не испугал находившихся дальше быстрым натиском бросились на самого Атанариха, ошеломили его первым ударом, перебили нескольких из его людей и принудили поспешно искать убежища в утесистых горах. Пораженный этой новостью и еще большим страхом за будущее, он стал возводить высокие стены от берегов реки Гераса до Данубия, пересекая земли Тайфалов; он полагал, что, устроив с быстрым старанием этот панцирь, он вполне обезопасит свою целость и невредимость. Но, пока сооружалась эта постройка, Гунны теснили его быстрым наступлением и могли бы совсем раздавить его своим нашествием, если бы не отступили от этого дела обремененные тяжестью добычи."805

Как следует из изложенного фрагмента, сочинения Аммиана Марцеллина, аланы-танаиты были сначала подчинены гуннами, а затем и присоединены к последним, "по условиям мирного договора". В дальнейшем, если внимательно анализировать весь последующий ход событий, они постоянно участвуют в военных действиях гуннов по захвату новых территорий.

В этой связи, напомним мнение, одного из исследователей истории аланов Ю. А. Кулаковского, который полагал, что, аланы, после их присоединения к гуннам в 371 году, непосредственно участвуют "во всех дальнейших завоеваниях", этих диких тюркоязычных пришельцев806. Если это действительно так, что по сути, подтверждает своим рассказом, современник данных событий Аммиан Марцеллин, то, вполне вероятно и присутствие аланов-танаитов в составе гуннской орды, появившейся на берегах Днестра. Драматические коллизии, разыгравшиеся вначале вблизи "вала Грейтунгов", а затем и значительно югозападнее от него, имели место в 375807 либо в 376 гг.808Достаточно определенно локализируется и сам "вал Грейтунгов", который вполне обоснованно связывается с Верхним Траяновым валом, расположенным между г. Леово на левом берегу Прута и с. Киркэешты на правобережье Нижнего Днестра.809 Не менее доказательно реконструируется также и само сражение готов с гуннами, когда последние перейдя вброд Днестр вблизи современных Бендер, атаковали войско Атанариха и рассеяв его, вынудили к паническому бегству. Не ограничившись этим, гунны продолжили свое движения вплоть до низовий Прута и Серета, пройдя таким образом, Буджакскую степь с севера-востока на юго-запад.810 Следовательно, вместе с ними, в этом же направлении могли двигаться и аланытанаиты, входившие в состав гуннских отрядов. Очень показательно, в этом отношении, местонахождение самых поздних сарматских погребений Буджака, которые, как известно, были исследованы у сел Казаклия и Червоноармейское811 и станции Фрикацей. Если сопоставить пункты обнаружения данных древностей с предполагаемым маршрутом движения гунно-аланских отрядов, они будут находиться прямо на пути их исследования. Не лишним будет добавить, что только в этих сарматских захоронениях и были выявлены те немногочисленные вещи, выполненные в технике перегородчатой инкрустации, которые столь характерны для древностей аланов-танаитов Нижнего Дона812.

Резюмируя изложенное, заключим, что сарматские погребения, датируемые нами концом третьей - началом четвертой четверти IV в., были, очевидно, оставлены в Буджаке, теми аланами-танаитами, которые находились в составе гуннской орды, впервые появившейся на западе степного Причерноморья в 375/ 376 гг.

Возвращаясь, в целом, к группе позднейших сарматских древностей на землях к западу от Днепра, в настоящее время, следует признать, что они, по особенностям своей хронологии, не могут рассматриваться в качестве археологических свидетельств беспрерывного проживания сарматов на этой территории, в пределах середины III - конца IV вв., а лишь отражают отдельные, кратковременные проникновения сарматского населения в Северо-Западное Причерноморье, в разное время, в рамках отмеченного периода. В этой связи, становится до определенной степени очевидным, что локализацию Аммианом Марцеллином европейских аланов рядом с костобоками и "...бесчисленными скифскими племенами..."813 не следует понимать буквально в границах какого-то узкого региона, в данном случае Дунай-Днестровского междуречья, а необходимо рассматривать на значительно более обширной территории. Это тем более вероятно, если вспомнить о том, что Аммиан Марцеллин помещает их в "...срединном пространстве лука...", который "...по общему мнению всех географов..." образует собой вся окружность Понта.814 И в то же время, он ни слова не говорит о европейских аланах, описывая его западную часть. "А когда придешь к другому обильному гаванями заливу, который заканчивает собой фигуру лука - там выступает остров Певка, вокруг которого обитают Троглодиты, Певкины и другие менее значительные племена..."815 Вероятнее всего, под территорией обитания европейских аланов Аммиана Марцеллина надлежит понимать те земли которые несколько позднее были локализованы Павлом Оросием как Алания, лежащая к востоку от Дакии и Готии816, которая, в свою очередь, соответствовала "обширной территории приазовских степей", и своим существованием отражала те политические реалии, которые сложились здесь в середине III - IV вв.817

Явное деление всего позднейшего пласта сарматских древностей середины III- конца IV вв. на землях к западу от Днепра, на достаточно узкие хронологические группы погребений, представляющие собой археологические свидетельства отдельных разновременных, в пределах указанного периода, проникновений сарматов в исследуемый регион, вряд ли позволяет видеть последних в числе носителей черняховской культуры Буджака "на позднем этапе ее развития"818. Временной «зазор», отчетливо фиксирующий между второй и третьей группами позднейших сарматских погребений Буджакской степи, приходящий, именно, на время предполагаемой хронологической "стыковки" Черняховских и сарматских древностей в этом регионе никак не мог способствовать появлению у черняховцев "ярких сарматских суперстратных черт"819, под которыми подразумеваются сарматские катакомбы, исследованные на данной территории820, не говоря уже об ассимиляции сарматов Черняховским населением. Да и к тому же, предшествующие появлению черняховцев в Буджаке сарматские древности первой четверти IV в. представлены, в своем подавляющем большинстве погребениями в ямах с подбоем, а не катакомбах. По всей вероятности, поиски объяснения наличия значительного количества катакомб на черняховских памятниках Буджака следует вести в несколько ином направлении, а в связи с чем обратить более пристальное внимание на древности Крыма второй половины III - IV вв.821, впрочем, мы явно "вторгаемся на чужую территорию" и это уже составляет предмет исследования совсем другой истории.



785 Юлий Капитолин. Трое Гордианов// ВДИ. - 1959 - №1. - С. 239.
786 Флавий Вописк Сиракузянин// ВДИ. - 1959. - №4. - С. 235.
787 Зосим Новая история//Латышев В.В. Известия ... - С. 796, 797.
788 См. Ременников А.М. Борьба племен... - С. 33, 34.
789 См. Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 70.
790 Флавий Вописк Сиракузянин. Божественный Аврелиан// ВДИ. - 1959. - № 4. - С. 231.
791 См. Яценко С.А. Германцы и аланы. . - С. 154.
792 См. Буданова В.П. Варварский мир... - С. 40.
793 Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М., 1989.-С.253.
794 Кудрявцев В.В. Исследования по истории...-С.211, прим.75; Карышковский П.О., Клеймам И.Б. Древний город Тира - С. 138.
795 См. Зубарь В.М. Северный Пснт... - С. 156, 157; Юрочкин В.Ю. Этнополитическая ситуация в позднеантичной Таврике в сочинении Константина Багрянородного и археологические реалии// Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. - Запорожье, 1999. -С. 280.
796 Строки из повествования Зосима о финальном эпизоде сражения Константина I с "савроматами", когда последние "сбежались на один холм, покрытый густым лесом ", вряд ли могут смущать, так как отдельные участки леса сохраняются на западе степного Причерноморья вплоть до первых веков нашей эры и даже несколько позднее (см. Бруяко И.В. Очерки экономической истории населения Северо-Западного Причерноморья в VII - III вв. до P. X. - Волжск. 1999,-С. 37 -38, Рис. 10).
797 См. Константин Багрянородный. Об управлении империей. - Комментарий. - С. 453. прим. 17, 18.
798 См. Смирнов К.Ф. Сарматские катакомбные погребения... - С. 74.
799 См. Мошкова М.Г., Малашев В.Ю. Хронология и типология сарматских катакомбных погребальных сооружений. - С. 199.
800 См. Там же
801 Симоненко А.В Европейские аланы... - С. 89.
802 См. например. Храпунов И.Н. О населении Крыма в позднеримское время (по материалам могильника Дружное// РА. - 1999. - № 2. - С 144, 145; 149 - 151.
803 Безуглов С.И. Аланы-танаиты: экскурс Аммиана Марцеллина и археологические реалии// Историко-археологические исследования в г. Аэове и на Нижнем Дону в 1989 г. (выпуск девятый). - Азов. 1990. - С. 85.
804 См. Безуглов С.И. Аланы-танаиты... С. 85, 86; С.А. Яценко Германцы и аланы. .. С 155. 156.
805 Амглиан Марцеллин. Res Gestae // Латышев В.В. Известия ... - Т. II - Вып. 2. - С. 342. 343. 344.
806 См. Кулаковский Ю.А. Избранные труды...-С.82.
807 Там же.
808 См. Латышев В.В. Известия., -прим. 1 к тексту Евнапия на С.726; Раду Вулпе. Верхний вал Бессараб ии и проблема гревтунгов к западу от Днестра.-С.269. Буданова В.П Варварский мир...-С.А6.
809 См. Раду Вулпе. Верхний вал Бессарабии...-С.259-275; Рис.1.
810 См. Раду Вулпе. Верхний вал Бессарабии...-С.270-271; Рис.З.
811 Курган 20, могильника Кубей, о котором, собственно и идет речь, находился совершенно обособленно от основной группы курганов данного могильника, на расстоянии 150-160 метров к югу от нее. К тому же, он выделялся среди сарматских курганов, исследованных здесь как высотой своей сохранившейся насыпи, так и диаметром
812 см. Субботин Л.В., Дзиговский А.Н. Сарматские древности...-Ч,III.-С.16; 23; Рис.14). См. Безуглов С.И. Аланы-танаиты...-С82.
813 Аммиан Марцеллин. Res Gestae//JlaTbiiueB В.В. Известия...- Т. II - Вып. 2. - С.329.
814 Там же.-С. 325, 329.
815 Аммиан Марцеллин. Res Gestae//JlaTbiUJeB В.В Известия...-Т II - Вып. 2 -С.329.
816 Павел Оросий. Истории против язычников//Латышев В.В.Известия......- Т. II. - Вып. 2. -С.395; См. об этом: Яценко С.А.Аланы в Восточной Европе в середине I-середине IV вв. н..э. (локализация и политическая история).-С.85; он же. Германцы и аланы...-С. 156; Рис.1.
817 См. Яценко С.А. Аланы в Восточной Европе. . - С. 85; он же. Германцы и аланы.- - С. 156; рис. 1.
818 См. Гудкова А.В. О выделении зоны поздних памятников черняховской культуры/ystratum +ПАВ.-1997.-С.203.
819 См Там же.
820 См Гудкова А.В. О выделении зоны...-С.203; она же. Про участь сарматiв у виникненнi черняхiвськоi культури//Археолопя.-2001,-№2.-С.39.
821 См. Васильев А.А. К вопросу о соотношении позднесарматских и черняховских древностей междуречья Днестра и Дуная// Древнейшие общности землевладельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V в. н.э.). - Тирасполь, 2002. - (в печати).
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир
e-mail: historylib@yandex.ru
X