Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Думитру Берчу.   Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Латен II. 400–300 гг. до н. э

На протяжении всего IV в. до н. э. жизнь гето-фракийцев Дунайско-Понтийской зоны была типичной для культуры латен как в материальном, так и в духовном плане; в то же время во всех сферах жизни наблюдался явный прогресс. Этот век был свидетелем последнего подъема гето-фракийской цивилизации нижнего Дуная. О преемственности между периодами гальштат и латен во всей Дунайско-Понтийской зоне, в Восточной и Северо-Восточной Болгарии говорят данные, полученные и в поселениях, и в могильниках. Гончарный круг уже используется повсеместно, работа гончара становится отдельным ремеслом. В это же время более широкое распространение получают греческие монеты, отчеканенные в понтийских колониях. Мертвых по большей части кремируют, а прах помещают в закрытые урны. В Муригиол раскопан комплекс плоских, а в Телица — кремационных гробниц (то и другое в Добруд-же). В последнем комплексе обнаружен большой курган с семью гробницами, в самой крупной из которых найдены богатые погребальные принадлежности, принадлежавшие, без сомнения, видному представителю местной знати. К северу от Дуная в гетском поселении и комплексе курганных захоронений Зим-нича также сделаны интересные находки IV в. до н. э. Первый горизонт этой культуры, развитие которой можно проследить до конца II в. до н. э., относится к IV в. до н. э. Одна из обнаруженных здесь гробниц заслуживает особого упоминания: она построена из необработанных речных валунов, а погребальные принадлежности состоят из оружия (железные наконечники копий, бронзовый шлем халкидского типа), железной фибулы, нескольких привозных амфор и других предметов. В Зимнича найдено также несколько сосудов, изготовленных на гончарном круге; по форме и материалу они напоминают сосуды, которые можно встретить по всему южнофракийскому миру. Один гончарный кувшин из Зимнича украшен штампованными розетками; другой образец сосудов такого типа имеется в материале из Окница (Олтения). Еще одно гетское поселение периода латен, определенное как Птолемеева Пироборидава, находится в Пояна на левом берегу реки Сирет (Молдавия).

Кроме того, именно в IV в. до н. э., по всей видимости, были пущены в обращение по гето-фракийскому миру первые местные монеты. В 1964 г. в Добрудже была найдена гетская монета нового типа с надписью «BASILEOS MOSKONOS» греческими буквами. Возможно, это (Moskon) — имя вождя одного из племенных союзов, возникших в конце IV — начале III в. до н. э. (rex Istrianorum?).

Фракийское искусство

Особого внимания заслуживает замечательная черта двух первых фаз гето-фракийской культуры латен — расцвет фракийского искусства; качеством своим и оригинальностью оно превосходит скифское искусство. Обнародование в 1959 г. данных о «мече-эмблеме» из Меджидии дало возможность пересмотреть прежние представления о фракийском и скифском искусстве; тогда же был уточнен вопрос о так называемом крайовском кладе (фото 58, 59, 62–64). Эмблема-украшение из Меджидии в форме меча-акинака датируется второй половиной или концом V в. до н. э. и не имеет себе равных в Юго-Восточной Европе и в зоне фракийской и скифской экспансии. Меч отлит из бронзы и был прикреплен либо к памятному погребальному обелиску, либо к обычной гробнице. В его украшении используются обычные фракийские и скифские мотивы — голова пантеры, шея и голова оленя с сильно стилизованными рогами, стилизованная голова орла со змеей в клюве. Последний сюжет характерен для ранней традиции местного гальштатского искусства Балкан и Дуная; позже гето-фракийцы широко использовали его в своих серебряных изделиях. Таким образом, техника изготовления и декоративные мотивы этой румынской «эмблемы» отражают общие для фракийского искусства в целом элементы; это демонстрируют крайовский клад, погребальные принадлежности из гробницы в Аджигиол, из гробницы в Брэдешти (украшения в форме кузнечика) и другие материалы, найденные в Болгарии (Гарчиново, Радювене, Луко-вит, Враца и др.). Тем не менее в этом изделии есть и скифский элемент, сходный со скифскими мотивами в предметах из курганов Мельгуновский, Келермесский, Шумейко и Феттерсфельд, а также других, более свежих находках. Заметно и эллинское влияние. Фракийский зооморфный стиль сформировался в конце V — начале IV в. до н. э. в результате смешения традиционных фракийских направлений с натуралистическим скифским искусством; его развитию способствовал и эллинский элемент, общий для обоих стилей. Фракийское искусство, подобно искусству скифов северопонтийских степей, — пышное, «царское» искусство.

«Царская» могила в Аджигиол. Одно из важнейших открытий, имеющих отношение к цивилизации и искусству гето-фракийцев в Румынии, — гробница в Аджигиол, раскопанная в 1931 г. И. Андриешеску; я тоже принимал участие в раскопках. Это очень крупное курганное погребение на холме Бабадаг возле с. Аджигиол в Северной Добрудже. Внутри кургана была выстроена гробница из тесаного камня, причем на некоторых камнях вырезаны греческие буквы. Внутри два отделения: главная погребальная камера со скелетом мужчины и маленькое примыкающее к ней помещение со скелетом женщины. Неподалеку от этого сооружения находилась небольшая площадка, огороженная стеной из необработанного камня — она должна была служить гробницей трем лошадям в полной сбруе, украшенной бронзовыми и серебряными зооморфными бляшками. В главную погребальную камеру вел проход (дромос), который после погребальной церемонии засыпали крупными камнями. Рядом с мужским скелетом лежало множество предметов, включая трехгранные наконечники стрел (их часто неправильно называют «скифскими»), железные наконечники копий, серебряный церемониальный шлем, частью позолоченный и напоминающий по технике и стилю шлем из Коцофэнешти (фото 57), а также двое серебряных поножей, украшенных рельефным золотым орнаментом, объединяющим в себе зооморфные и антропоморфные мотивы (фото 56). Найдено также два красивых серебряных кубка (банапа), украшенные сценами с изображением фантастических животных (фото 60, 61), несколько серебряных декоративных тарелок — на одной из них выгравировано греческими буквами слово «KOTYS», вероятно имя усопшего или имя фракийского мастера (это же имя встретилось археологам во Враца, Болгария). В нескольких местах погребальной камеры найдены амфоры и другие греческие сосуды, а также черепки краснофигурной аттической керамики V в. до н. э. Возле женского скелета в малой камере лежали серьги в виде золотого листа, форма которого повторяется в украшении поножей, и другие драгоценности. Значительная часть погребальных принадлежностей была, очевидно, разграблена или частично уничтожена грабителями могил разных времен. Так например, кувшин, местом происхождения которого поначалу называли «область Железных Ворот» (его описание опубликовал в 1936 г. Гриссмайер, в 1941 г. автор этой книги и позже Якобсталь), на самом деле наверняка был взят из этой самой гробницы в Аджигиол — так поразительно он похож на второй кувшин, который мы

В аджигиольском могильнике ясно различимо скифское влияние — как в произведениях искусства, так и в погребальном обряде, включающем в себя принесение жены и коней усопшего в жертву богам во время погребальной церемонии. Эта находка относится к категории гето-фракийских «аристократических», или «царских», памятников; без сомнения, покойный был одним из главных представителей местной знати конца V — начала IV в. до н. э. (иначе говоря, около 400 г. до н. э.).

«Царская» могила в Крайова. Так называемый крайовский клад принадлежит к этой же категории памятников. Его описание опубликовал под таким названием Г. Шмидт, но на самом деле этот клад представляет собой погребальные принадлежности еще одной гето-фракийской «царской» могилы, находившейся где-то на равнинах Олтенйи. В состав клада входят 80 предметов, которые удалось вернуть (фото 58). Это серебряные, иногда позолоченные бляшки, использовавшиеся для украшения конской сбруи: треугольные или прямоугольные пластинки, вытянутые овалы, накладные украшения — одни в форме бычьей головы, иногда позолоченные, другие в форме двух львов на фоне штрихованных лент фракийского типа, нагрудное украшение в виде головы пантеры и др. Декоративные бляшки такого рода — характерная черта гето-фракийской цивилизации периода латен II (или, точнее, второй половины III в. до н. э.); они, как и другие описанные здесь находки, отражают единство, оригинальность и неповторимость фракийцев.

Золотой шлем из Коцофэнешти. В 1929 г. в Коцофэнешти, недалеко от Пояна/Вэрбилэу (Мунтения) был случайно найден золотой шлем (фото 57). Находка оказалась совершенно изолированной, несмотря на то что И. Андриешеску предпринял на месте находки дополнительные исследования и установил существование соответствующего культурного горизонта — нашел серую керамику с гончарного круга с фракийскими и гето-фракийскими чертами. Шлем имеет коническую форму и прямоугольный вырез для лица. Над вырезом изображены два больших глаза; считалось, вероятно, что они обладают сверхъестественными свойствами. Детали, призванные защищать щеки и шею, украшены фигурами фантастических животных, сцен жертвоприношения, спиральными и другими геометрическими узорами. Доминирующий мотив — розетка, которая уже встречалась на «бычьих головах» крайовского клада и фракийских гончарных горшках. Почти наверняка это был церемониальный шлем видного представителя местной знати; его можно датировать тем же периодом, что и находки в Аджигиол. Именно в этот момент в среде гето-фракийской знати установилась отчетливая социальная иерархия. На такие же социальные различия указывают крайовский клад и еще один клад золотых предметов того периода, найденный в 1960 г. в Бэйчени возле Кукутени; в последнем, кроме всего прочего, присутствовали бляшки для конской сбруи с зооморфными фигурами, остатки шлема и браслет.

Rex Istrianorum. Размах и эффективность гетского общественного устройства в рамках военной демократии становится очевидной начиная со второй половины IV в. до н. э., когда скифы под предводительством Атея попытались пробиться к Дунаю (как говорится в главе IX Юстина/Трога). Вмешались и македонцы, сменившие в этих краях одрисов. Таким образом, скифам не позволяли осесть к югу от Дуная до III–II вв. до н. э., когда они основали между Кал-латисом и Одессосом несколько небольших политических образований. Именно в III в. до н. э. регион Добруджи стал называться Малой Скифией.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Льюис Спенс.
Атлантида. История исчезнувшей цивилизации

Ю.Н. Воронов.
Тайна Цебельдинской долины

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

Жаклин Симпсон.
Викинги. Быт, религия, культура

Пьер-Ролан Жио.
Бретонцы. Романтики моря
e-mail: historylib@yandex.ru
X