Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Думитру Берчу.   Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Ранний гальштат I и II

Гальштат I и II охватывает период с 1200 по 800 г. до н. э.; одна из двух зон, где обнаружены самые ранние гальштатские элементы, включает Юго-Западную Румынию, Сербию и Юго-Восточную Венгрию, — это зона великой культуры ватина — гырла-маре — печика — дубовак, откуда шло влияние культуры курганных погребений бронзового века. В поселениях и могильниках находят черновато-коричневую керамику, украшенную наклонными желобками или параллельными косыми борозками, помещенными в арки или объединенными в вертикальные или горизонтальные группы. Иногда каннелирование окружает на кувшине выпуклости, которые были срезаны и отполированы для придания металлического блеска.

Первая желобчатая керамика

Основной тип сосуда — так называемая «виллановская урна»; в качестве характерного примера можно привести образец из Печика, в котором был найден клад периода гальштат Iа. Некоторые сосуды напоминают «ярусные» кувшины. Для их украшения использовались узоры, похожие на отпечатки витых шейных гривен, инкрустированные белой краской. По-прежнему используется спиральный мотив. Этот горизонт желобчатой керамики, или горизонт печи-ка, можно датировать по фибуле пещерского типа.

Горизонт сынтана — лапош

Период На Iа (гальштат Iа) был свидетелем одновременного развития в Кришана и Марамуреше горизонта каннелированной керамики, который содержит также артефакты венгерской культуры гава. При раскопках укрепленного поселения в Сынтана (Кришана) и в Лапоше (Марамуреш) найдена характерная лощеная каннелированная керамика; чаще всего попадаются сосуды с большими коническими выступами, окруженными параллельными желобками. Некоторые элементы На 1а предвосхищают культуру басараби и т. н. «фракийско-киммерийский» горизонт фазы гальштат III. Это можно видеть по форме некоторых керамических сосудов и даже золотых кувшинов (например, из Вылчитрын в Болгарии), по технике декорирования и используемым мотивам.

Горизонт печика (На Iа) определен по археологическим свидетельствам из Центральной и Юго-Восточной Трансильвании, а также из Речи (фото 47). Этот горизонт появляется к востоку от Карпатских гор в Молдавии в фазе На lb; по всей видимости, фаза III культуры ноа в этом регионе прекратила существование уже после начала гальштатского периода.

Бабадаг I. В последние годы в Добрудже были обнаружены несколько укрепленных гальштатских поселений; поселение в Бабадаг окружено рвами и земляным валом и представляет собой настоящий раннефракийский оппидум (oppidum). Культурный слой разделяется на шесть уровней; черная лощеная керамика декорирована желобками или бороздками. Найдены большие черепки от биконических сосудов с выступами, окруженными желобками; другие черепки украшены кругами и линиями, проведенными по касательной к ним. Есть и бочкообразные чаши. Эти культурные особенности распространены по всей Юго-Восточной Мунтении и Южной Молдавии. Сходный археологический материал был неожиданно обнаружен в районе Ясс. Здесь в кремационном могильнике в Трифешти найдена керамика, напоминающая по форме и отделке наиболее развитые типы бабадагских сосудов; в то же время эти находки можно связать с находками в Медиаше (фото 45).

Поля погребальных урн фазы На lb. На гальштатском поле погребальных урн в Балта-Верде найдены «виллановские» погребальные урны с крышками в форме чаши. Керамика декорирована желобками, иногда вписанными в арки, или косыми параллельными гранями; этот горизонт возводят к горизонту печика (На Iа).

Вторая каннелированная керамика

В Олтении одна из культурных групп раннегаль-штатского периода известна как выртоп; в Трансильвании она соответствует богатому гальштатскому слою в Медиаше и находкам в Лекинца, которые, в свою очередь, имеют аналогии в культуре вал-далж (фото 48–50, 52, 46). Она представлена поселениями в форме довольно плоских теллей с тонким культурным слоем, в котором иногда встречаются зольники. Мертвых сжигали, а прах хоронили в курганах; погребальные принадлежности включают двойные кувшины и сосуды с перфорированной полой подставкой, типичные для традиции ватина — гырла-маре — дубовак. Материал, который можно отнести к этому горизонту, обнаружен также в Ойнак (Мунтения). В это время культура бабадаг продолжает развиваться; при этом поселения в Трансильвании — Медиаш и отчасти Дрымбар-Теляк позволяют пролить некоторый свет на жизнь людей в период На II.

Горизонт кладов F

Период гальштат Iа отличается необычайно большим числом найденных кладов и хранилищ; последние содержат значительное число предметов и заготовок иногда внушительного по тем временам суммарного веса. Так, клад Уйоара содержал 5800 предметов — включая обрезки металла — общим весом 1300 кг. К этой же категории можно отнести клады (рис. 52, фото 43) из Шпэлнака, Печи-ка, Чинку, Сусени (все в Трансильвании), Ойнак (в Мунтении) и Поарта-Албэ (в Добрудже); последний включает два кусочка золотой фольги с тиснением, свернутые в форме цилиндра (фото 42).



Рис. 52. Нож с рукояткой в виде птичьей головы из клада в Шпэлнака

Недавние открытия в Добрудже подтвердили, что в начале гальштатского периода в этом районе продолжала развиваться оригинальная и процветающая бронзовая металлургия, изделия которой напоминают предметы из значительных трансильванских плавилен и молдавских кладов. Очевидно, в целом мастерские по работе с бронзой и плавильни развивались синхронно и продолжали работать в периоды На IIа, IIа IIЬ и На III. Все это время бронзовая металлургия очень активна; используются все местные ресурсы и межплеменной обмен. Все большую важность в системе хозяйствования приобретают скотоводство и добыча соли и золота. Большое количество оружия (мечей и шлемов печикского типа и т. п.) среди находок указывает на воинственный характер людей того времени. Тем не менее находят и многочисленные земледельческие инструменты; многочисленные бронзовые украшения, часто весьма тонкой работы, указывают на любовь к личным украшениям.

Горизонт кладов G-I

На протяжении всех этих стадий технология производства остается примерно на том же уровне, как и прежде, а мастерские работают все активнее; растет число инструментов, особенно топоров/тесел и бронзовых серпов; по-прежнему в ходу широкие защитные браслеты; сходные типы изделий можно обнаружить по обе стороны Карпатских гор. Наиболее представительны клады из Мойграца, Тэутэу и Орадя (с золотыми предметами).



Рис. 53: а) меч из Кобор (Трансильвания), гальштат 2а (BI), и деталь рукоятки. Длина 50 см; б) бронзовые предметы из клада Уйоара; в) бронзовые предметы из кладов Хида (2 — нож с железным лезвием)

Меч с чашевидным концом рукоятки — такой тип встречается в Кобор — относится к периоду гальштат На (рис. 53). Во время периода На IIЬ получили распространение мечи с концом рукоятки в виде обращенной вверх дуги (мечи типа бунешти) и очковые фибулы. Среди самых значительных кладов — клады из Физешул-Герлей, Гуштерица, Хида и Сынгеоргиу-де-Падуре (рис. 54).



Рис. 54. Примерная хронология и классификация кладов железного века в Румынии

Культура басараби. Появилась в конце раннего гальштата и перехода к периоду гальштат III (рис. 56). В это время, по контрасту с однородным в целом гальштатским горизонтом, различим становится процесс интеграции и унификации прежних традиций на северофракийском фоне; с хронологической точки зрения этот процесс охватывает всю румынскую территорию и распространяется на другие регионы.

Поселения, где живут по старым традициям бронзового века, принимают более упорядоченную форму; их можно узнать по скоплениям углей (зольникам); встречаются, однако, и рассеянные поселения. В любом из поселений есть хижины, очаги, силосные и ритуальные ямы. Такая ритуальная яма была раскопана в Вербица; возле кучи земли, вынутой при рытье ямы, найдены следы огня (угли, зола), кости животных и черепки разбитых сосудов. В Попешти (возле Бухареста) обнаружен слой, содержащий два уровня; в верхнем из них найдена бронзовая фибула простого арочного типа с треугольной пластинкой типа бликенберг III (первая половина VI в. до н. э.).



Рис. 56. Распределение культуры басараби.

1 — Басараби; 2 — Хуния; 3 — Вербичоара; 4 — Вербица; 5 — Балта-Верде; 6 — Вынжулец; 7 — Островул-Корбулуй; 8 — Островул-Маре; 9 — Ватина; 10 — Вишагу; 11 — Раполту-Маре; 12 — Тэртэрия; 13 — Сибишени; 14 — Рэхэу; 15 — Тилишка; 16 — Себеш; 17 — Алба-Юлия; 18 — Аюд; 19 — Бита; 20 — Блежешти; 21 — Наипу; 22 — Гиургиу; 23 — Тангыру; 24 — Новачи; 25 — Попешти; 26 — Бухарест; 27 — Куркани; 28 — Хыршова; 29 — Чер- навода; 30 — Хистрия; 31 — Бабадаг; 32 — Муригиол; 33 — Бужор; 34 — Пояна; 35 — Херца; 36 — Цинтени; 37 — Алчедар; 38 — Шолдэнешти; 39 — Оршова; 40 — Деветаки; 41 — Долни-Лом; 42 — Вылчитрын; 43 — Жидовар; 44 — Тожег (?)

Металлические предметы — в основном инструменты, оружие и украшения — делают из бронзы или железа (рис. 55). На раскопках в Попешти найден плоский железный фланцевый топор, который представляет собой вариант развития (а значит, датируется более поздним временем) типа из бырладского клада. Украшения и оружие из юго-западной зоны (Олтения) — иллирийской работы (см. могильник в Басараби). Также найдены несколько ручных мельниц и маленьких костяных инструментов. Керамику можно разделить на три группы: а) грубая посуда всего нескольких форм (урны в форме торбы или колокола, очень мелкие чаши, иногда украшенные); б) промежуточный тип, более тщательно обработанный, чем первый, обычно из более темного материала; в) тонкая и очень тонкая посуда множества форм и типов с украшениями оригинального характера. Последняя категория в третьем и последнем горизонте каннелированной керамики представляет собой лощенную механическим способом черную посуду с металлическим отливом, декорированную примерно так же, как керамика предыдущего горизонта каннелированной керамики, но изготовленную явно по более продвинутой технологии. Самые характерные формы: биконические сосуды (люди гальштата использовали их начиная с фазы печика, но форма этих сосудов представляет новую стадию в эволюции культуры печика); богато украшенные кубки на высоком полом основании; кувшины с одной или двумя элегантно изогнутыми ленточными ручками; шаровидные горшки с воронковидным горлышком и одной ручкой; тонкие чашки с маленькими ручками; чаши с широкими полями, обычно украшенные внутри. Среди декоративных деталей — наложенные ленты с вмятинками и наколками, штрихованные ленты, инкрустированные белой пастой; желобки, особенно важные на ранней стадии (они могут быть параллельными или объединяться в криволинейные узоры). Некоторые сосуды вылощены для придания им металлического блеска, как в лучшей керамике раннего галыитатского периода. Часто можно видеть геометрические мотивы, такие как ромбоиды, треугольники, круги и открытые S-образные спирали, а также непрерывные спиральные орнаменты (рис. 57).



Рис. 55 (слева): а) бронзовая фибула и втульчатый топор, высота образца № 1 — 18 см, 2 в масштабе; б) плоский железный фланцевый топор, длина 26,8 см, из бырладского клада
Рис. 57 (справа). Большое блюда басарабского типа из шахтного могильника в Блежешти. Диаметр 49,5 см

Мертвых кремировали или хоронили. Над могильниками-захоронениями всегда возвышается курган, а кремационные могильники могут принимать форму ямных захоронений поцетто, таких как в Блежешти в Мунтении и Балта-Верде (Гура-Бланицей) в Олтении, или простых ямных захоронений, как в Чурелу (Бухарест). Ямная могила в Гура-Бланицей была вырыта в песке, а затем накрыта плохо обожженной крышкой из глины с примесью мякины, которая сломалась сразу же, как только была положена на могилу. Во время погребения в могилу, кроме описанных выше типичных керамических сосудов, положили ручную мельницу. Несмотря на сложную структуру культуры басараби, керамика позволяет проследить основные линии ее развития; формы керамики восходят к ранней стадии местной гальштатской культуры, которая, в свою очередь, унаследовала богатый материал от поздней и последней фазы бронзового века. Биконическая урна, однако, отмечает собой новую стадию эволюции; тогда как кубок на полом основании, происхождение которого восходит к культуре ватина — гырла-маре, заимствован непосредственно из выртопской керамики. Происхождение большой открытой чаши, богато украшенной изнутри, можно отнести также к финальному бронзовому веку и предыдущему гальштатскому периоду. В Карпато-Дунайском регионе можно найти предшественников даже для вылчитрынской крышки с ручками. Начиная с ранней фазы фракийского гальштата по этой же территории распространена черная лощеная бороздчатая керамика с металлическим отливом. Инкрустированная и штампованная керамика использовалась здесь уже во второй половине бронзового века. Типично басарабские декоративные мотивы, такие как классическая или S-образная спираль и другие геометрические узоры (ромбоиды, треугольники, круги и т. п.), также имели местное развитие. Басарабская керамика все еще сохраняет в себе элементы трансильванских культур витенберг и ноа. Наследие культуры ноа заметно и в находках басарабского типа, сделанных в Алба-Юлия (Лумя-Ноэ, 1962 г.) и в Сибишени (в музее Сибиу). Поэтому создается впечатление, что культура басараби, выросшая на местном материале раннего гальштатского горизонта, вобрала в себя значительный фракийский элемент, который, в свою очередь, включает в себя чуть ли не все культуры бронзового века Карпато-Дунайского региона, смешавшиеся в результате взаимопроникновения в фазе V. Период формирования басарабского горизонта был свидетелем настоящего возрождения спиральных декоративных элементов.

Как показывают находки в Лумя-Ноэ и на других площадках, культура басараби возникла перед концом периода гальштат IIb. Имеются также свидетельства ее связи с ранней фазой фракийско-киммерийского горизонта.

В эволюции культуры басараби выделяют три основные фазы: 1) басараби I (около 800–750 гг. до н. э.); к этой фазе относятся ямные захоронения в Блежешти и Балта-Верде (плоский могильник в Гура-Бланицей), находки в Алба-Юлия, клад из Вылчи-трын и др. (в Италии эту фазу относят к протоэтрусскому периоду); 2) басараби II (около 750–700 гг. до н. э.) характеризуется находками из Чурелу, Пояна и Шолдэнешти; 3) басараби III (около 700–650 гг. до н. э.); очевидно, географически эта фаза ограничена Южной Олтенией (могильник басараби, где умерших хоронили). В металлических предметах отчетливо заметно иллирийское влияние. В хозяйстве люди культуры басараби занимались в основном скотоводством, земледелие играло вспомогательную роль. В некоторых артефактах этой культуры заметен тонкий артистический вкус — в пример можно привести изукрашенные сосуды; в то же время клады, такие как вылчитрынский, отражают иерархическую структуру общества, основанную на накоплении богатства. Носители этой культуры происходят от северной ветви фракийских народов.

Группа балта-верде. В период гальштат III на румынской территории появились несколько ограниченных культурных групп; в определенной степени они шли по следам культуры басараби и практически не нарушали местного этнического и культурного фракийского единства. Одна из таких групп представлена горизонтом балта-верде в Юго-Западной Олтении; горизонт представляет иллирийский этнический элемент, который присутствует также в Банате. Об этом свидетельствуют курганные погребения и несколько связанных с ними поселений.

Курганы, как правило, содержат по нескольку погребений; к 1956 г. было раскопано 27 погребальных насыпей, найдено 67 захоронений, среди них 20 захоронений воинов. Мертвые были положены в вытянутой позе либо на площадку, выложенную камешками, либо прямо на дно простой прямоугольной ямы, которую затем заполняли землей или камнями. Захоронение 4 кургана XII содержало скелет женщины с богатыми погребальными принадлежностями, что указывает на важную, как и в иллирийском обществе, роль женщины в железном веке. На грудь женщины были положены две тяжелые бронзовые очковые фибулы с железной пластинкой и застежкой; на каждой ее руке был гнутый спиральный браслет из крученой бронзовой проволоки, а возле ушей лежали четыре кольца из бронзовой проволоки

Из двадцати захоронений воинов только в одном захоронении, в кургане II, обнаружены остатки колесницы; в этом же могильнике найдены детали упряжи, украшенные филигранью, а также бронзовые удила (псалии). Самым значительным оружием были листовидные двояковыпуклые граненые наконечники копий длиной от 20 до 41 см. Там же находился изогнутый односторонний кинжал-сабля с перекрестьем у рукоятки, придающим ему Т-образную форму; это типичное иллирийское оружие, весьма распространенное у Железных Ворот, где чувствовалось влияние фракийского мира. Присутствуют также обычные железные ножи и точильные камни из пес-

Среди личных украшений, которых очень много, найдены бронзовые и железные фибулы, а также фибулы, сделанные из смеси этих металлов; почти все они принадлежат к гласинакскому типу, снабжены двумя пружинами и прямоугольной или трапециевидной пластинкой, а также дополнительной пластинкой в форме «беотийского щита»; ручные и ножные браслеты из бронзы и железа (у тела в захоронении 2 кургана XVII было обнаружено четыре кольца — два бронзовых и два железных — на левой и целых девять колец на правой ноге); стеклянные бусы, бисер, накладные украшения, подвески, спирали и т. п. Металлические предметы, как в Басараби, говорят о сильном иллирийском влиянии; керамика практически местного происхождения, связанная с элементами предыдущего фракийского периода и охватывающая большую территорию, которая включает и находки на северо-западе Болгарии. На груди скелета из захоронения 2 кургана XVII, о котором мы уже говорили, лежал большой каменный блок весом 60 кг, грудь другого пронзал кабаний клык (несомненно для того, чтобы не позволить духу умершего

С хронологической точки зрения многие из находок Олтении и Баната, как и прилегающих регионов Югославии и Болгарии, принадлежат группе балта-верде, которая в целом датируется периодом гальштат IIIb (650–550 гг. до н. э.), после первой фазы культуры басараби, но до группы гогошу. Изучение скелетов в могильнике балта-верде показало наличие различных антропологических типов, и мнения разделились: ученые спорят, принадлежат ли люди, захороненные в этом и аналогичных могильниках, к фракийской или иллирийской группе.

Группа стоикани. В Стоикани (Южная Молдавия) имеются свидетельства существования гальштатского горизонта, во время которого умерших хоронили в скорченном положении в могилах, не закрытых курганами. Следование этой древней традиции можно видеть также в гальштатском могильнике в Валя-Лупулуй, в окрестностях Ясс. В Стоикани раскопано 55 захоронений; во многих из них вообще нет никаких погребальных принадлежностей, в других есть, но очень бедные, не идущие ни в какое сравнение с принадлежностями из Балта-Верде; оружия нет совсем. Обитатели селения, по всей видимости, занимались только земледелием и скотоводством и совсем не интересовались военными занятиями, хотя исторически это время относится к эпохе военной демократии. В погребальных принадлежностях преобладает керамика (рис. 58), чаще всего встречаются чашки с одной ленточной ручкой (реже с двумя), чаши с вывернутым краем, украшенным по перегибу косыми параллельными бороздками. Некоторые горшки довольно большие и напоминают горшки группы балта-верде. Дальше на юго-запад Румынии появляется другой преобладающий тип кувшина на высокой полой подставке с украшенной желобками шейкой и двумя маленькими ручками (ср. с собранием Груйа в Олтении). При этом имеется и определенное количество грубой посуды — кувшинчиков, биконических урн и т. п. Как металлические предметы, так и инструменты из кости и камня встречаются чрезвычайно редко. Только в одном захоронении обнаружена каменная булава, хотя бронзовые защитные кольца на щиколотку встречаются несколько чаще. Согласно общей практике фракийско-иллирийского мира в гальштатские времена, в захоронениях встречаются маленькие и простые, слегка искривленные железные ножи. В двух детских захоронениях также обнаружены гласинакские фибулы. Эта находка вместе с находкой из Шолдэнешти отмечает крайнюю северо-западную точку проникновения предметов такого рода. При раскопках этого могильника было выделено две фазы, из которых первая относится к VII, а вторая к VI в. до н. э. Однако некоторые предметы, найденные в захоронениях, представляются слишком ранними для такой датировки; возможно, их можно отнести к поселению на вершине холма, известному как Четэцуя и расположенному всего в 150 м от могильника. В этом поселении имеется горизонт гальштат II, горизонт ранней фазы гальштат III, а также другие элементы басараби. В Стоикани найдено поселение этого же времени — Тэмэоани, где также можно обнаружить более поздние останки. Антропологический анализ костного материала из Стоикани говорит о преобладании средиземноморского типа.



Рис. 58. 1 — точильный камень; 2–6 — керамика из гальштатского могильника в Стоикани (Молдавия). Длина образца № 1–5,7 см, керамика в масштабе

Гура-Падиней. Несколько обширных местных групп, существовавших в то время, не нарушают общего единства, несмотря на то что местами, как, например, в Гура-Падиней возле Корабия (Олтения), мертвых уже кремировали и начали появляться фракийско-киммерийские элементы.

Открытия последних пятнадцати лет достоверно доказали, что фаза III гальштатской культуры существовала на всей румынской территории и что между Ней и предыдущим периодом сохранялась преемственность. Хронологически румынская фаза гальштат III закончилась около 600–500 г. до н. э., т. е. прежде, чем на этой территории стало ощущаться скифское влияние; поэтому ее можно определить как «доскифский период». Некоторые элементы этой фазы продолжали развиваться в период позднего гальштата (IV), тогда как другие распространились по более обширной территории, но никакого их развития проследить не удается; речь идет о керамике фрёг из Каринтии, имеющей аналогии с посудой басараби.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Карен Юзбашян.
Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв.

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

И. М. Дьяконов.
Архаические мифы Востока и Запада

Гвин Джонс.
Викинги. Потомки Одина и Тора
e-mail: historylib@yandex.ru
X