Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Думитру Берчу.   Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Позднии неолит: 2700–2200/1800 гг. до н. э



Рис. 15. Поздний неолит в Румынии.

I — культура кукутени; II — культура гумельница; III — культура сэлкуца; IV — культура винча; V — тиса; VI — культура петрешти.
1 — Хородиштя; 2 — Трушешти; 3 — Кукутени; 4 — Хэбэшешти; 5 — Извоаре; 6 — Траян; 7 — Ларга-Жижей; 8 — Тырпешти; 9 — Лишкотянка; 10 — Петрени; 11 — Стоичани; 12 — Вулкэнешти; 13 — Лункавица; 14 — Брэйлица; 15 — Алдени; 16 — Тею; 17 — Бая; 18 — Чернавода; 19 — Меджидия; 20 — Чумешти; 21 — Гумельница; 22 — Кэсчоареле; 23 — Глина; 24 — Видра; 25 — Танджиру; 26 — Кодьядермен; 27 — Веселиново; 28 — Марика; 29 — Глиняне; 30 — Бубанж; 31 — Кривидол; 32 — Вэдастра; 33 — Слатина (Стрихэрец); 34 — Сэлкуца; 35 — Вербичоара; 35а — Винча; 36 — Турдаш; 37 — Тэртэрия; 38 — Пянул-де-Сус; 39 — Петрешти; 40 — Алба-Юлия; 41 — Тыргу-Муреш; 42 — Кашолц; 43 — Ариушд

За эти несколько столетий благодаря развитию материальной и духовной базы племена сделали новый шаг вперед в социальной организации (рис. 15); их уровень жизни также повысился. Таким образом были достигнуты оптимальные для примитивного общества жизненные условия. Телли стали обычным явлением. Селения теперь, как правило, укрепляли рвом, а иногда рвом в сочетании с валом; возможно, это говорит о враждебности и столкновениях между племенами в то время. Постепенное распространение медных орудий наверняка приводило к росту производительности труда. Шло медленное освоение технологии обработки меди и использования местных медных руд. Племена позднего неолита пользовались уже всеми основными типами орудий и оружия; именно в это время начинается широкое использование ладьевидных и односторонних топоров, а также топоров с отверстием под рукоятку. Кроме того, впервые появляются золотые изделия из Трансильвании.

Появление более обширных культурных зон

После имевшего место ранее расщепления культур на более мелкие в позднем неолите вновь появляются обширные культурные области, которые включают в себя все элементы, унаследованные от прошлого. С общеисторической точки зрения поздний неолит в Карпато-Дунайском регионе и Юго-Восточной Европе выделяется великолепной расписной керамикой; рисунки на сосудах выполнены различными красками или графитом. Основой хозяйственной жизни в этот период по-прежнему являлись локализованные сельскохозяйственные общины; производство продуктов земледелия повсюду выросло до невиданного прежде уровня; однако к концу фазы резко возросла и роль скотоводства. Тем не менее преобладал смешанный тип хозяйства, поскольку плуг при обработке земли еще не использовался. Заметно увеличение как численности населения, так и числа поселений. Жизнь в целом стала более стабильной; мощность культурного слоя указывает на то, что люди подолгу жили на одних и тех местах. Обмен между племенами стал более интенсивным, хотя постоянные торговые связи сформировались только в бронзовом веке. Различные культуры этого периода, хотя и имеют неоднородное происхождение, связаны общими элементами эгейско-средиземноморских культур и культуры линейно-ленточной

Культура сэлкуца

Культура сэлкуца, возникшая в Олтении, Восточном Банате и прилегающих районах, сходна с криводольской группой в Болгарии и бубанжской в Сербии. Она родилась непосредственно из культуры винча с добавлением элементов элладского и раннемакедонского бронзового века. Позже добавилось влияние Трои (рис. 16, 17). Селения располагались на холмах, как на стоянке Пискул-Корнишорулуй (Сэлкуца), или на речных террасах; в это же время на восточных окраинах появляются телли. Иногда, как и прежде, следы долговременного обитания человека обнаруживаются и в пещерах. Некоторые поселения окружены для защиты рвом и валом. Становится гораздо больше кремневых, костяных и роговых орудий (фото 20). Чаще попадаются мотыги из оленьих рогов и ручные мельницы, что свидетельствует о более активной обработке земли. Жилища — выстроенные в линию хижины или большие дома, иногда разделенные на два помещения. Топоры с отверстием под рукоятку становятся общеупотребительными, а в третьей фазе появляются также медные клиновидные топоры. Некоторые формы керамических сосудов унаследованы непосредственно из культуры винча, другие напоминают керамику культуры гумельница, тогда как третьи можно соотнести с южными прототипами (например, это аски — небольшие сосуды с носиком). Среди характерных форм — кувшины с двумя ручками, маленькие низкие и широкие чашки и чаши с утолщенным или загнутым внутрь краем; украшения включают роспись графитом и инкрустацию цветной пастой. В этой культуре выделяют четыре фазы.



Рис. 16: (слева) а) расписанное графитом блюдо. Сэлкуца, фаза IIс культуры сэлкуца. Диаметр 36 см; б) аски из Вербичоара (Олтения), культура сэлкуца. Высота 5,7 см
Рис. 17: (справа) а) формы сосудов культуры сэлкуца фазы IIс (1) и фазы III (2). Высота образца № 1 — 20,5 см, образец № 2 в масштабе; б) кувшин из Сэлкуца, фаза IV культуры сэлкуца. Высота — 8,8 см

В отличие от культуры сэлкуца, выросшей на однородном материале культуры винча, культура гумельница сформировалась на разнородном основании, образованном элементами южноболгарской культуры марица, культур хаманджия и боян (фото 22–26). Культура существует в трех основных вариантах: понтийском, балкано-дунайском и южноболгарском и подразделяется на четыре фазы. Селения имеют форму теллей, с трех сторон окруженных водой или расположенных в заболоченной местности (Вэрэшти, Кэсчоареле и т. п.), на берегах озер (Тею) или террасных мысах. Самое распространенное жилище — прямоугольный дом, причем в некоторых домах имеется открытое с одной стороны большое помещение типа мегарона. На глиняных моделях видны двускатные остроконечные крыши (фото 21). Некоторые дома, как, например, в Кукутени, были построены на бревенчатых платформах, бревна для которых предварительно обмазали глиной и обожгли. Археологический материал включает в себя наконечники стрел и копий, тяжелые кремневые топоры, мотыги из оленьего рога, костяные и роговые долота, иглы и т. п. Постепенно увеличивается число бронзовых топоров и ножевых лезвий. Для изготовления этих предметов используется чистая медь (рис. 18). Широко используются топоры видринского типа; именно от них берут начало боевые топоры. Распространение в этот период предметов из золота по обширной территории, занятой племенами различных культур, свидетельствует о существовании дальнего торгового обмена. Имеется множество свидетельств о том, что прядение и ткачество были известны. Процесс изготовления керамики становится технически более совершенным: появляются специальные печи для обжига посуды. Кроме типов керамики, аналогичных сэлкуцским, встречается посуда, расписанная графитом. Очень часто находят глиняные и костяные антропоморфные фигурки (рис. 19), восходящие к хаманджийским моделям. Мертвых хоронят в скрюченной позе; с антропологической точки зрения преобладает средиземноморский тип.



Рис. 18. (слева) 1 — медное долото из Сэлкуца, культура сэлкуца фаза III длина 13,9 см; 2 — медный рыболовный крючок из Пиетреле, культура гумельница, фаза II, высота 2,5 см
Рис. 19. (справа) Антропоморфные костяные фигурки: а) из Сэлкуца, культура сэлкуца фаза ИЬ, высота 5,5 см; б) из Сэлкуца, культура сэлкуца, фаза I (1), высота 1,8 см; из Пиетреле, культура гумельница, фаза II (2), высота 16 см

Культура кукутени

На севере и северо-востоке возникает культура кукутени, или культура ариушд-кукутени-триполье, отличающаяся великолепной расписной керамикой. В этой культуре различают четыре фазы и «предварительный» уровень прекукутени. Обычно фазы обозначают как кукутени I, II, III и IV; иногда как кукутени А, А — В, В и зрелая культура кукутени. В настоящее время уже можно определить происхождение и эволюцию этой культуры, увидеть ее родство с другими цивилизациями. Культура прекукутени возникла из множества разнородных элементов, включая элементы культур линейно-ленточной керамики, боян и хаманджия, уцелевшие элементы культуры криш и нижнебугское влияние. В этот период кремневые орудия остаются микролитическими, а фигурки весьма характерны: на площадке в Тырпешти (Молдавия) была найдена примитивная фигурка типа «Мыслителя». Селения культуры кукутени были защищены одним или двумя рвами, а по площади иногда занимали до 15 акров (6 гектаров) и были населены довольно плотно. Дома в них стояли либо параллельными рядами (Трушешти), либо кругами (Хэбэшешти). Сами прямоугольные дома были возведены на платформах, сооруженных или из обмазанных глиной и обожженных бревен, или из неотесанных камней. Археологическое наследие племен этой культуры велико и разнообразно. Оно включает

кривые кремневые ножи, каменные боевые топоры с отверстием для рукоятки, мотыги из оленьего рога, всевозможные костяные и медные предметы (клиновидные топоры, лезвия ножей, боевые топоры, шилья, кинжалы, личные украшения), а также золотые украшения (рис. 20). Выдающееся достижение народа кукутени — расписная керамика (фото 28, 29). Двух- и трехкрасочные узоры наносились на сосуд перед обжигом — эту технику племена культуры ариушд переняли у народа петрешти. Роспись сосудов включала как положительные, так и отрицательные спирали на красном или белом фоне, меандры и т. п. (фото 30). В фазе II (А — В) рисованные мотивы объединяются в регулярный орнамент. В этот период впервые появляется керамика из глины с добавлением песка и размолотых раковин, украшенная отпечатками веревочки (шнура). В фазе III (В) рисунки наносятся черным на желтовато-коричневый или беловатый фон. Позже рисунки начинают встречаться реже, их место занимают линейные мотивы, такие как «сеточка». В четвертой и последней фазе (Хородиштя-Фолтешти) расписная керамика почти не встречается, а с расцветом шнуровой керамики она окончательно пропадает. Характерные формы керамики кукутени: конические кубки, амфоры, вазы для фруктов, крышки в виде «шведского шлема», многоцветные ковши и т. п. Большая часть фигурок — изображения женщин (рис. 21). Чаще всего встречаются фигурки-«скрипки» из глины и даже меди, очевидно напоминающие образцы с Кикладских островов и из Трои. О религиозных верованиях этих племен говорит также «алтарь» из Трушешти (фото 27) в форме двух сильно стилизованных человеческих фигур. По всей видимости, мертвых в культуре кукутени хоронили. В Траяне обнаружены могильники с ритуальными погребальными принадлежностями, принадлежащими фазе кукутени II. Хотя общий антропологический состав населения разнороден, исследования выявили преобладание средиземноморского типа.


Рис. 20. (слева) Деталь человеческой фигуры, изображенной на горшке из Траяна (фото 30), культура кукутени, фаза II (А — В)
Рис. 21: (справа) а) большая золотая подвеска из Мойградского клада, высота 22,6 см; б) золотая подвеска из Траяна, культура кукутени, фаза II (А — В), высота 2,65 см; в) каменная булава с выступами из могильника в Десия (Мурешулуй), диаметр 7 см


Если говорить об абсолютной хронологии культуры кукутени, то радиоуглеродный анализ дает следующие даты: кукутени III (В) из Валя-Лупулуй — 3000 ± 60 (GrN 1982); кукутени IIc (АЗ) из Хэбэшешти — 3380 ± 80 (GrN 1985). Эти датировки, так же как и датировка культуры гумельница — 3410 ± 70 (GrN 1987), рождают множество проблем, связанных как с хронологией этих культур, так и с отношением их к эгейскому миру и Малой Азии.

Культура петрешти

В Центральной Трансильвании во времена позднего неолита родилась культура, керамика которой известна как «расписная керамика трансильванской группы». Технику изготовления расписной керамики старчевского типа культура петрешти унаследовала непосредственно от культуры турдаш и, в свою очередь, передала дальше — носителям культуры кукутени-триполье. Это решает проблему происхождения расписной керамики культуры кукутени-триполье, которая вызывала столько споров. Селения культуры петрешти располагались на нижних террасах рек; кроме того, следы обитания обнаруживаются и в пещерах. Жилищами служили хижины или полуземлянки; иногда дома ставили на сваях. Орудия изготовлены в основном из кремня; медь не так распространена. Долгое время наряду с расписной керамикой существовала и грубая керамика турдашского типа без всяких украшений. В этой культуре различают четыре основные фазы. Трехцветная расписная посуда появляется уже в фазе протопетрешти. Контуры рисунков или декоративных элементов обводятся черным (рамочный стиль). Основу росписи составляют простые круговые полоски, спирали и меандры; встречаются также смешанные спирально-меандровые узоры. На более поздней стадии применялась и роспись графитом. В Тыргу-Муреш найдено великолепное золотое украшение — подвеска, аналоги которой можно обнаружить в зонах распространения культур гумедьница и кукутени. Мертвых хоронят в скрюченной позе, антропологически преобладает средиземноморский тип. На стоянке Поянаын-Писк в Кашолц, недалеко от Сибиу, обнаружены две ритуальные ямы, содержащие остатки жертвоприношений и церемониальных даров (фото 24).

Переход к бронзовому веку

В этот период — период перехода — Карпато-Дунайскому региону судьбой предназначено было сыграть значительную роль. Велика его роль и в великом лингвистическом феномене, связанном с движением индоевропейцев, которое как раз начиналось в этих краях в это время. Носители чернаводской цивилизации приходили с юга и из Анатолии и были индоевропейцами, так же как и те, кто принес в эти места культуру «погребений с красной охрой»; две эти культуры соприкоснулись на Кавказе, вдоль северного и западного берегов Черного моря. Оттуда, из лесостепей, на румынскую территорию время от времени приходили группы кочевников — носителей культуры охряных погребений. Местное население ассимилировало пришельцев; они, в свою очередь, обогащали местные культуры и стимулировали процесс неолитической дезинтеграции. Именно они познакомили местные племена с одомашненной лошадью, принесли с собой бронзовые и серебряные предметы (рис. 22). Они способствовали росту значения скотоводства и распространению индоевропейских языков. В то время важную роль играл обширный регион распространения культуры коцофени. На последней ступени своего развития эта культура — а для нее характерна поздняя бороздчато-накольчатая керамика и керамика последней фазы культуры вучедол (рис. 23) — подошла к самому порогу бронзового века. Археологический материал культуры коцофени перекрывает уровень сэлкуца IV, а на юго-востоке Трансильвании — самый поздний уровень ариушд-кукутени. Хозяйственная жизнь принимает более отчетливый скотоводческий характер, хотя продолжается и обработка земли. Селения располагаются на плато в горных районах, но есть селения и в долине Дуная или рядом с ней. Иногда они располагаются на высоких скальных выступах, иногда окружены рвами и земляными валами. Боевые топоры по-прежнему в ходу. Наиболее характерные по форме керамические сосуды — чашки с ленточной ручкой и скошенным краем. Элладский элемент и южное влияние в целом проявляются не только в декоративных мотивах, но и в формах керамики — можно привести в пример аски. На более поздних стадиях появляется посуда, украшенная отпечатками зерен чечевицы (глазковая керамика). Мертвых обычно хоронили, хотя иногда практиковалось и трупосожжение.



Рис. 22. (слева) Зооморфная фигурка из Говора-Сат, культура коцофени, Высота 3,1 см
Рис. 23. (справа) Изукрашенная вучедолская посуда из Молдова-Векь. Высота — 10 см (7) и 10,2 см (2)

На протяжении этого периода на территорию Румынии несколько раз проникали группы носителей вучедолской культуры с Дуная. На острове Молдова-Векь в Банате обнаружено чрезвычайно богатое поселение.

Из Волыни и Подолии приходили полукочевые пастушеские племена — носители «культуры шаровидных амфор», или «культуры каменных гробниц». Некоторые из них двигались дальше — из Молдавии в Трансильванию и затем, путем инфильтрации, к Дунаю, до самой Сербии. В дополнение к шнуровой керамике здесь можно обнаружить ножные браслеты и золотые пряжки красивой филигранной работы, подобные найденным в двойной гробнице в Долешти (Молдавия). Этот тип каменных гробниц унаследовали потом культуры бронзового века — глина и монтеору.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эрик Чемберлин.
Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Ю. Б. Циркин.
История Древней Испании

Жаклин Симпсон.
Викинги. Быт, религия, культура

Льюис Спенс.
Атлантида. История исчезнувшей цивилизации
e-mail: historylib@yandex.ru
X