Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Чарлз Патрик Фицджералд.   История Китая

Конфуций. (Из «бесед и суждений»)

   Идеи и дела Кун Цзы, которого мы привыкли называть Конфуцием, вошли в книгу «Беседы и суждения», составленную его учениками после его смерти.



   Учитель сказал: «В 15 лет я посвятил себя учению. В 30 лет я твердо встал на ноги. В 40 я перестал страдать от невозможности решить сложные проблемы; в 50 лет я узнал Заветы Неба; в 60 я сам услышал их своим глупым ухом; в 70 я мог следовать велению своего сердца, поскольку то, чего я желал, больше не выходило за рамки тьмы».

   Учитель сказал [ученику]: «Научить тебя, что такое знание? Когда ты знаешь что-то, признай, что ты это знаешь; если ты не знаешь чего-то, то признай, что ты этого не знаешь. Вот это и есть знание».

   Учитель сказал: «Служа своим родителям, человек может мягко возразить им. Однако если они не изменят своего мнения, он должен принять это с почтением и не перечить им; он может чувствовать себя обескураженным, но он не должен держать на них обиды».

   Учитель сказал: «Я учу только тех, чьи сердца горят жаждой знаний; я просвещаю только тех, кого переполняет радость».

   Учитель сказал: «Я еще не видел ни одного человека, чье желание укрепить свою нравственную силу было бы сильнее его сексуальных потребностей».

   Учитель сказал: «Считаю ли я себя кладезем мудрости? Вовсе нет. Но если даже простой крестьянин подойдет ко мне с чистым сердцем и задаст мне вопрос, я готов рассмотреть его так глубоко, как только могу, взвесить все «за» и «против» и найти на него ответ».

   Учитель Кун сказал: «Превыше всех стоят те, кто рожден мудрым. Следом за ними следуют те, кто стал мудрым благодаря учению. Следом за ними идут те, кто должен много и упорно работать, чтобы впитать в себя знания. И наконец, к самому низкому классу принадлежат те, кто работает без надежды когда-либо приобрести эти знания».

   Цзы Гун однажды спросил: «Есть ли какое-нибудь изречение, которое равно справедливо каждый день и каждую ночь?» Учитель ответил: «Никогда не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы они сделали тебе».

   Цзы Шан задал Учителю Куну вопрос о добродетели. Учитель Кун сказал: «Тот, кто может на деле проявлять все пять великих качеств, может считаться добродетельным». Цзы Шан умолял Учителя ответить, что же это за пять качеств. Учитель молвил: «Это вежливость, свобода, вера, усердие, снисходительность. Тот, кто вежлив, того не презирают; тот, кто свободен, тот завоевывает массы, тот, кто истинно верует, тому доверяют люди; тот, кто усерден, добивается успеха во всех своих начинаниях; тот, кто снисходителен, тому с радостью служат люди».

   Учитель сказал: «Измениться могут не только мудрейшие, но и самые глупые».

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Алексей Шишов.
100 великих военачальников

Дмитрий Самин.
100 великих архитекторов

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Михаил Козырев.
Реактивная авиация Второй мировой войны

Гарольд Лэмб.
Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566
e-mail: historylib@yandex.ru