Реклама

Борис Спасский.   История физики. Ч. I

§ 4. Развитие наук физико-математического цикла в средние века

В первые века нашей эры обострились противоречия, свойственные рабовладельческому строю. Римская империя, объединявшая древний мир, в V в. н. э. распалась под действием внутренних и внешних сил — восстания рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. Вместе с падением Римской империи на смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Переход к феодализму означал прогресс в истории развития общества, но этот переход сопровождался огромными потрясениями в хозяйственной, политической и культурной жизни общества. Города были разрушены, торговые и политические связи между народами практически прекратились. В образовавшихся в Западной Европе государствах каждое феодальное поместье представляло собой замкнутое, в основном натуральное, хозяйство. С гибелью рабовладельческого общества гибнет и древняя культура. Господствующей идеологией становится христианство. Христианская церковь приобретает все большее и большее влияние и ведет борьбу с философией и наукой древних ученых и мыслителей. Уже в 391 г. александрийский епископ Феофил организовал разгром знаменитой Александрийской библиотеки. При этом погибла значительная часть ценнейших рукописей. Философская мысль замирает. Император Восточной Римской империи Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю философскую школу в Афинах, а философов изгнал из города. Церковь проповедует пренебрежение и ненависть к естественным наукам, сочинения древних философов и ученых рассматриваются как языческая греховная литература. Наука приходит в упадок. Хозяйство в феодальных поместьях велось примитивными способами. Даже в высших слоях общества царило невежество, сами феодалы были неграмотны. Только среди духовенства были грамотные люди, которые умели читать священные книги, но и они были крайне невежественны. Читать сочинения древних философов и заниматься наукой духовенству воспрещалось. Папа Григорий I специальным постановлением запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией.

Знания о природе в целом ряде вопросов вернулись к представлениям догреческой философии. Землю считали плоской, покрытой хрустальным небесным сводом в несколько этажей, где находились ангелы, архангелы и бог. Суеверие, поповщина и мракобесие господствовали в Западной Европе, и только гораздо позже наметились изменения в развитии ее культуры. Византия, не испытавшая таких потрясений, как страны Западной Европы, сохраняла еще остатки древней культуры. Но и здесь идеология общества основывалась на христианской религии. Такое положение в Европе продержалось примерно до XII в. Но за это время науки пережили новый расцвет у арабов и других среднеазиатских народов.

В V—VII вв. арабы завоевали огромную территорию, захватив Сирию, Иран, Ирак, Египет, Пиринейский полуостров и другие страны. Так образовалось огромное государство арабов — халифат. Под власть арабов попали, в частности, и территории современных среднеазиатских советских республик. Арабы насаждали среди покоренных народов мусульманскую религию и свой язык. На арабском языке писались священные и научные книги. Арабский язык стал научным языком, как позже латинский язык в Европе.

Важную роль в жизни арабов и покоренных ими народов играли города, которые были политическими, экономическими и культурными центрами. В них жили и работали многие ученые, философы и поэты. Особенно славились города Багдад, Самарканд, Хорезм, Бухара, Кордова, так же как в древности — Александрия. Ученые продолжали основную линию развития философии и науки древности. На арабский язык были переведены сочинения древних ученых и философов: Аристотеля, Платона, Архимеда, Птолемея и др. Многие из этих переводов оказались единственными источниками, по которым европейцы смогли познакомиться с достижениями древней науки и философии. Арабы и народы, населявшие Среднюю Азию, развивали философию, в основном философию Аристотеля. Некоторые из них усилили ее материалистические стороны и высказали новые прогрессивные для своего времени идеи. Зарождаются и начинают развиваться прогрессивные в то время идеи о двойной истине. Уже у уроженца Хорезма среднеазиатского ученого-энциклопедиста Бируни (973—1048) встречается мнение о необходимости разграничения научных истин и религиозных догм. Арабский философ Ибн Рушд (Аверроэс) развил теорию двойной истины, оправдывающую расхождение между наукой и религией. Эта теория, получившая затем развитие в Европе, сыграла первоначально положительную роль в борьбе за независимость науки.

Арабские и среднеазиатские ученые продолжали развивать физико-математические науки, опираясь на результаты, достигнутые в области этих наук в Греции, Индии и Китае. Наиболее важные результаты были получены в алгебре. Особое значение сыграли работы хорезмского ученого Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (ок. 780—ок. 850) и среднеазиатского ученого Омара Хайяма (1040— 1123).

Арабские и среднеазиатские ученые внесли существенный вклад в астрономию. Они усовершенствовали технику измерения и значительно дополнили знания древних. Крупнейшим астрономом Средней Азии, правда несколько более позднего времени, был самаркандский ученый Улугбек (1394—1449). Он построил в Самарканде знаменитую, поражающую своими размерами астрономическую обсерваторию. Ему принадлежит звездный каталог, составленный с необычайной для того времени точностью. Звездным каталогом Улугбека долгое время пользовались европейские астрономы. Он и до сих пор не утратил своей научной ценности.

Астрономы продолжали придерживаться взглядов Аристотеля и Птолемея на строение мира, хотя Бируни и сомневался в их правильности. В своем большом сочинении «Индия» Бируни говорит о древнеиндийском астрономе Ариабхате (V—VI вв.), который учил о движении Земли, и возражает противникам этого учения. Он пишет:

«...вопрос [о движении Земли] вызвал много сомнений при решении. Вешающиеся астрономы древности и современности... пытались отрицать вращательное движение Земли. И мы думаем, что мы не на словах, а по сути стали выше этих ученых [в решении вопроса в нашей] книге «Мифтах’илм аль-хай’а»
1

К сожалению, эта книга до нас не дошла. Поэтому неизвестно, как защищал Бируни гипотезу о движении Земли уже после учения Аристотеля и Птолемея. Возможно, что Бируни подверг критике механику Аристотеля и, в частности, сделал новый шаг в понимании принципа относительности. Это тем более вероятно, что Ариабхата оправдывал гипотезу о движении Земли, ссылаясь на ощущения человека, находящегося на движущемся судне. Он утверждал:

«Так же как людям на судне, когда оно движется вперед, виден неподвижный предмет движущимся назад, так и неподвижные звезды наблюдаются движущимися ежедневно»2.

Ученые Востока развивали механику. В области динамики они вслед за Филопоном обратили внимание на трудности объяснения движения брошенного тела, после того как на него перестает действовать сила. Они разрабатывают теорию «движущей силы».

В статике в это время рассматриваются вопросы равновесия рычага, особенно в связи с усовершенствованием весов и их теорией. При этом совершенствуются методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Вопросами определения удельных весов занимался Бируни. Он использовал способ измерения объемов тел неправильной формы с помощью отливного сосуда. Исследованием теории весов и техники взвешивания занимались среднеазиатские ученые Омар Хайам и аль-Хазини (XII в.). В сочинении аль-Хазини «Книга о весах мудрости» описаны специально сконструированные весы, которые автор назвал весами мудрости (рис. 7). Они состояла из градуированного коромысла и Имели пять чашек, которые можно было передвигать по этому коромыслу и подвешивать одну под другой. Аль-Хазини говорил, что они «показывают изменение веса в один миткаль, если общий вес равен тысяче миткалей»3, т. е. дают точность до 0,1%. Главным назначением весов мудрости было определение удельного веса различных тел. Это позволяло решать целый ряд практических задач: определять чистоту металлов, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежных монет, отличать подлинные драгоценные камни от поддельных и т. п.



Для определения удельного веса и решения указанных задач автор «Книги о весах мудрости» широко применял закон Архимеда, взвешивая грузы не только в воздухе, но и в воде. Аль-Хазини рекомендует также в некоторых случаях при определении удельных весов использовать сосуд для измерения объемов, изобретенный Бируни (рис. 8). В книге дается таблица удельных весов, полученных автором. Приведем некоторые из его данных в современных единицах: удельный вес ртути 13,56 (в действительности 13,557); удельный вес свинца 11,32 (в действительности 13,557). Таким образом, результаты аль-Хазини для того времени исключительно точны. В «Книге о весах мудрости» аль-Хазини касается также ряда вопросов гидростатики и механики. Арабские и среднеазиатские ученые внесли известный вклад в оптику. Наиболее интересной является работа арабского ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, 965—1039). Он исследовал явления отражения и преломление света. Альгазен уже определенно считал, что свет испускается светящимся телом в виде конуса лучей, а не, как полагали многие древние, глаз испускает лучи, которые как бы ощупывают светящееся тело.



Заканчивая обзор развития физико-математических наук и арабских и других среднеазиатских народов, видим, что был сделан шаг вперед. Достижения этих народов были в последующем использованы в Европе, что сыграло существенную роль в вырождении научных исследований в европейских странах.

Дальнейшее развитие науки на Ближнем Востоке было приостановлено в результате нападения на государства арабов и среднеазиатских народов сначала монголов, а затем турок.




1Бируни. Избранные произведения. Т. II.— Изв. АН Узб. ССР. Ташкент, 1963, с. 255.
2Drеуеr J. L. Е. History of the planetary systems from Thales to Kepler, p. 242.
3J. Amer. Orient. Soc., vol. VI, I860, p. 80.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. М. Кулишер.
История экономического быта Западной Европы.Том 1

Артур Орд-Хьюм.
Вечное движение. История одной навязчивой идеи

Борис Спасский.
История физики. Ч. II

Борис Спасский.
История физики. Ч. I

В. Ф. Каган.
Лобачевский
e-mail: historylib@yandex.ru