II. "Идейные" руководителиПетра I
Пристрастие к иностранцам Петру
внушил сменивший Зотова авантюрист шотландец Менезиус. К иностранцам тянулись
русские сверстники Петра: бесшабашный пьяница князь Борис Голицын, знавший
латинский язык и друживший с иностранцами и сын воспитателя матери Петра
Андрей Матвеев, знавший также иностранные языки и тянувшийся ко всему иностранному,
как и его отец, первый западник Артамон Матвеев,
Уже в правление царевны Софьи
было много недовольных, что она начала дружить с иностранцами, вела переговоры
с гугенотами и иезуитами, начала, по мнению современников впадать в "латинские
прелести".
Против такой политики Софьи, в
числе других, был и Патриарх Иосаф. И это было законное опасение.
"Немецкая слобода, — пишет в своей
работе "Петр Великий" Валишевский, — стала Европой в миниатюре, где так
же как и там кипели политические страсти, а над умами господствовали идеи
английской революции. Прибывшие эмигранты жили там интересами, которые
захватывали общество у них на родине. Немецкая слобода переживала приподнятое
настроение. Шотландец Патрик Гордон увлекался успехами лондонского королевского
общества. Английские дамы пудами выписывали романы и поэтические произведения
национальных писателей. Поддерживалась деятельная переписка с Европой".
Голландский резидент Ван Келлер
каждую неделю досылал курьера в Гаагу, который осведомлял его о всех политических
событиях, происшедших в Европе.
Национальный и политический состав
Кокуя, как называли москвичи немецкую слободу, был очень разношерстен.
Кого только не было в Кокуе: кальвинисты, католики, лютеране, сторонники
убитого во время Великой английской революции короля Карла Стюарта, приверженцы
короля Вильгельма Оранского, английских. и шотландских масонов и всякого
рода авантюристы.
Вертелся в Кокуе и известный международный:
авантюрист, волохский грек Спафарий, с 1672 года работавший в Посольском
Приказе, иезуиты, и будущие "идейные руководители" Петра I, швейцарец Лефорт
и упоминавшийся уже выше шотландец Патрик Гордон.
В такой разношерстной среде оказался
юный Петр, когда он стал посещать Кокуй. Международный сброд, живший в
Кокуе отнюдь не отличался высокой нравственностью. Как всегда, в космополитической
среде, нравы в Кокуе не отличались патриархальностью, имели место распущенность,
кутежи и разгул.
Уже при жизни матери Петр не соблюдал
многих из древних обычаев, которые он должен был соблюдать, как русский
царь. Петр, как утверждает С. Платонов, "совершенно самостоятельно устраивал
свою личную жизнь. В эти годы (1689 — 1699 гг. — Б. Б.), он окончательно
сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него, как учителя и мастера,
необходимые для устройства потех; теперь же мы видим около Петра иностранцев
— друзей, сотрудников и наставников в деле, товарищей в пирушках и веселье".
4
В годы "безответственных и безудержных
"потех", в Немецкой слободе, на кораблях и на маневренных полях окончательно
выявились все те склонности и особенности характера Петра, которые вызвали
против него — определенный протест в народе и которые доселе вызывают наше
удивление и недоумение...". 5
Отмечая безобразное, недопустимое
для царя поведение И. Солоневич верно замечает:
"Первоначальной общественной школой
Петра был Кокуй, с его разноплеменными отбросами Европы, попавшими в Москву,
на ловлю счастья и чинов. Если Европа в ее высших слоях особенной чинностью
не блистала, то что уж говорить об этих отбросах. Особенно в присутствии
царя, обеспечивавшего эти отбросы от всякого полицейского вмешательства.
Делали — что хотели. Пили целыми сутками — так, что многие и помирали.
И не только пили сами — заставляли пить и других, так что варварские москвичи
бежали от царской компании, как от чумы". 6
"Это было бы смешно, если бы не
было так безобразно", — говорит по этому поводу Ключевский.
4С. Платонов. "Лекции по русской истории". стр. 481 5С. Платонов. "Петр Великий". Стр. 62. 6И. Солоневич. "Народная Монархия". часть V |
загрузка...