Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

Т. Н. Никольская. Редкая находка из Серенска

В 1983 г. коллекция древнерусского города Серенска (Мещовский р-н Калужской обл.), раскопки которого велись Верхнеокской экспедицией Института археологии АН СССР в течение многих лет1, пополнилась еще одной замечательной находкой, расширившей наши представления о внешних культурных связях этого небольшого «вятичского» городка.
На территории большого селища (теперь частично распаханного), расположенного за валом окольного города, в комке черной земли была обнаружена стеклянная иконка-литик в форме овала (размером 3,1X2,7см), довольно хорошей сохранности (утрачена только рамка) с великолепным изображением Федора Стратилата на коне, пронзающего мечом крылатого дракона (рис. 1). Голова всадника слегка повернута вправо, по обеим ее сторонам надпись: D (Ψἰoς) ΘεωΔoρε (Святой Федор)2. Литик представляет собой искусно выполненное изделие тончайшего художественного ремесла: одежда воина, его вооружение и снаряжение коня (видны не только меч и щит, но даже стремя и детали конской упряжи) отлиты рельефно, четко и чрезвычайно реалистично. Выразительна и фигура поверженного дракона, в пасть которого вонзает свой меч Федор Стратилат.

Несомненно, что такое выдающееся произведение прикладного искусства не могло быть изготовлено мастерами Серенска и попало в этот город вместе с другими предметами импорта. Однако сам факт, что эта вещь была найдена не в детинце и даже не в окольном городе Серенска, а по-видимому, в одном из пригородных сел, возвышает в нашем мнении значение не только самого города, но и его сельской округи.

Рис. 1. Стеклянная иконка из Серенска. Рис. 2. Иконка из Государственного Русского музея.
Рис. 1. Стеклянная иконка из Серенска. Рис. 2. Иконка из Государственного Русского музея.

Немецкий ученый Г. Вентцель посвятил стеклянным иконкам-литикам, в том числе с изображением св. Федора, специальное исследование (им собраны сведения о 171 иконке из различных музеев мира). Он считает эти предметы христианского культа знаками паломников и датирует их XIII в.3

К моменту выхода в свет книги Вентцеля (1959 г ) на территории СССР было известно 16 подобных находок. Однако теперь к этому количеству надо прибавить еще шесть экземпляров, считая и серенскую иконку. Сведения о пяти из них собраны Ф. Д. Гуревич4.

Иконки хранятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже в Ленинграде, а также в музеях некоторых других городов (Новгород, Киев, Москва)5. Однако место находки многих литиков. к сожалению, неизвестно. Подавляющее большинство иконок, так же как и серенская, имеют овальную форму, реже — прямоугольную. Изображения святых различны: св. Георгий6, св Димитрий7, богоматерь с младенцем8, Христос с двумя предстоящими фигурами и, наконец, на найденной в древнерусском Новогрудке литике — сцена рождества9.

Г. Вентцель упоминает 12 экз. литиков с изображением Федора Стратилата; одна из таких иконок, хранящаяся в Эрмитаже, им издана10. Подобные же предметы, известные из коллекций Думбартон Окса, введены в научный оборот Марвином Россом11. Наше особое внимание привлекли две иконки с изображением Федора Стратилата на коне, пронзающего мечом дракона, найденные, по данным М. Росса, в Константинополе и датированные им XIII в. Как можно судить по фотографиям этих предметов, иконка из
Серенска по размерам и композиции совершенно идентична камее из собрания Думбартон Окса 12. Следует отметить, что найденный в Серенске стеклянный литик до мельчайших деталей повторяет также и иконку овальной формы с изображением св. Федора из коллекции Государственного Русского музея (рис. 2)13. Нет никакого сомнения, что эти три предмета были изготовлены в одной литейной форме.

Марвин Росс отмечает, что из 12 изданных Вентцелем иконок с изображением св. Федора, хранящихся в собраниях различных музеев (Венеции, Афин, Грузии и др.), 11 также подобны литикам коллекции Думбартон Окса и происходят из Константинополя. По мнению этого ученого, вопрос о центре изготовления этих стеклянных изделий еще окончательно не решен. В то время как одни исследователи (О. Дальтон) считали, что иконки-литики являются продукцией западных, венецианских мастеров14 и что только некоторая их часть может быть византийского происхождения (Г. Вентцель)15, М. Росс склоняется к мнению, что стеклянные пасты, подобные рассмотренным выше, чаще изготовлялись в Константинополе, чем в Венеции16. Произведением византийского искусства XII—XIII вв., по-видимому, является и стеклянный литик, найденный в Серенске17.



1О результатах раскопок в Серенске см.: Никольская Т. Н. К истории древнерусского города Серенска // КСИА. 1968. Вып. 113. С. 108-116; Она же. Древнерусский
Серенск - город вятических ремесленников // КСИА. 1971. Вып. 125. С. 73—81; Она же. К исторической географии Земли вятичей//СА. 1972. № 4. С. 158; Она же. Земля вятичей: К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX— XIII вв. М., 1981. С. 136-141, 282—283; Она же. Новые данные к истории древнерусского Серенска // КСИА. 1986. № 187.
2По преданию, Федор Стратилат происходил из города Евхаит. Храбрость этого воина стала известна после того, как он убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города и пожиравшего людей и животных. За отвагу Федор был назначен военачальником (по-гречески стратилатом) в городе Геракле.
3Wentzel Н. Das Medallon mit dem hi. Theodor und die venezianischen Glaspasten in bysantinischen Stil//Festschrift für Erich Meyer zum 60. Geburtstag. Hamburg, 1959. S. 50-67.
4Гуревич Ф. Д. Новые данные о стеклянных иконках-литиках на территории СССР // ВВ. 1982. Т. 43. С. 178.
5Иконка из Серенска сдана на хранение в Музей Московского Кремля.
6Ханенко Б. И. и В. Н. Древности Приднепровья. Киев, 1907. С. 44, табл. XXXVIII,1323.
7Даркевич В. П. Светское искусство Византии. М., 1975. С. 291.
8Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 53—54.
9Гуревич Ф. Д. Новые данные... С. 180.
10Wentzel Я. Das Medallon... S. 65, Fig. 5.
11Boss M. C. Catalogue of the Byzantine and early mediaeval antiquities in the Dumbarton oaks collection. Wash., 1962. Vol. I.
12Ibid. P. 90, pi. LVII, 107. Иконку M. Росс датирует XII в., однако золотая оправа, в которую она заключена, по его мнению, относится к XIII в.
13Отличие состоит только в том, что на иконке из Русского музея сохранилась серебряная оправа с ушком. Фотография этого предмета была мне любезно предоставлена Т. В. Николаевой. По мнению исследовательницы, культ Федора Стратилата был характерен для Константинополя. На Руси этот воин изображался в мелкой каменной пластике и чаще совместно с Георгием (Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI—XV вв.//САИ. 1983. Вып. Е1-60. Табл. 33. № 188, 189).
14Dalton О. Catalogue of early Christian antiquities in the British Museum. L., 1901. P. 136.
15Wentzel H. Das Medallon... S. 50-67.
16M. Росс утверждает, что в период, когда эти «стеклянные пасты» изготовлялись, культ Федора не был популярен в Венеции, в то время как в Константинополе этот святой был особенно почитаем, судя по количеству церквей, названных его именем (см.: Ross М. С. Catalogue... Р. 89-90).
17Спектральный анализ серенского литика, к сожалению, не производился; анализ стекла иконки из Новогрудка, выполненный в лаборатории ЛОИА, показал, что она изготовлена из натриевого стекла с большим содержанием марганца.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

коллектив авторов.
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья

Алексей Гудзь-Марков.
Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв

под ред. Б.А. Рыбакова.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э.

Л. В. Алексеев.
Смоленская земля в IХ-XIII вв.
e-mail: historylib@yandex.ru