Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

Я. Г. Логвин. Первоначальный облик Десятинной церкви в Киеве

Одним из древнейших памятников Киева является церковь Успения Богородицы Десятинная, построенная князем Владимиром Святославичем в 990—996 гг. Строительство храма, восторженно описанного в летописи, открывало новый этап в развитии зодчества Киевской Руси. Однако храм до наших дней не сохранился — он был разрушен в 1240 г. при взятии Киева ордами хана Батыя.
Памятник, изучение которого началось более 150 лет назад, продолжает привлекать внимание исследователей и в наши дни. Впервые раскопки храма произвел в 1824 г. К. Лохвицкий, а затем в 1826 г. — архитектор Н. Е. Ефимов. В 1908—1914 гг. памятник исследовал
0. Милеев. В 1938—1939 гг. фундаменты древнего храма были тщательно исследованы археологической экспедицией под руководством М. К. Каргера1.

Существует несколько реконструкций плана и объемов памятника: Н. Е. Ефимова, К. Конанта, Г. Ф. Корзухиной, П. А. Раппопорта2, Н. В. Холостенко3, Г. Н. Логвнна4 и Ю. С. Асеева5. На всех этих реконструкциях памятник представлен как трехнефное сооружение с галереями, а девятидольное ядро его увенчано пятью главами. Тем не менее среди ученых нет единого мнения по таким вопросам, как время возведения основного массива и галерей, а также о внутренней структуре храма. Однако, как отмечено Б. А. Рыбаковым, «дополнительный анализ открывает много неизвестных и важных деталей в тех источниках, которые давно уже нам известны»6. Материалы раскопок, полученные Н. Е. Ефимовым, Д. В. Милеевым и М. К. Каргером, позволяют более точно осветить структуру Десятинной церкви (рис. 1).

Основанием для предположения о разновременности возведения основного объема памятника и галерей послужило отсутствие перевязи в кладке ленточных фундаментов на определенных участках. Впритык положены фундаменты перемычек и отрезков наружной стены между ними в южной галерее; фундаменты северной и южной галерей в западной части не перевязаны с основным объемом памятника. Это связано с тем, что зодчие учитывали различную нагрузку на определенные части фундаментов, как и предположил М. К. Каргер7. Отсутствие перевязи между отрезками фундаментов южной галереи говорит лишь о том, что в Десятинной церкви галереи были аналогичны открытым галереям с аркбутанами в Софийском соборе в Киеве, с легкой скатной постропильной кровлей. Если бы галереи Десятинной церкви были двухъярусными или перекрыты сводами, то продольные и поперечные ленты их фундаментов должны были бы быть тщательно перевязаны между собой. В противном случае при неравномерной осадке фундаментов, вызванной истлеванием деревянных субструкций и просадкой грунта от попадания влаги, в сводчатых конструкциях галерей произошло бы разрушение кладки.

На плане раскопок Десятинной церкви М. К. Каргера видно, что основные ленты фундаментов памятника, как продольные, так и поперечные, совпадают по направлению на всей площади здания. Также совпадают по направлению и ряды кольев деревянных субструкций основного объема здания и галерей. При разновременном возведении этих частей такое совпадение невозможно. Таким образом, устройство фундаментов Десятинной церкви свидетельствует об одновременном возведении основного объема храма и окружающих его галерей.
В западной части церкви, на отрезках фундаментов, параллельных продольным фундаментам средней части храма, стены не были возведены, так как эти ленты не имеют выступов для лопаток на западной стене памятника. На чертеже плана храма Н. Е. Ефимова во втором с севера делении западной галереи показано закругление южной и частично средней абсидок в толще стены8. Следовательно, в древности здесь была крещальня либо усыпальница. Такая сложная трассировка фундаментов западной части Десятинной церкви была связана с необходимостью соорудить ряд помещений как культового, так и светского характера, окружавших митрополичий храм.

В истолковании объемно-пространственной структуры Десятинной церкви существуют два мнения. Большинство исследователей считают, что трехнефное крестовокупольное ядро церкви было таким же, как и в остальных древнерусских памятниках; другие же полагают, что ее структура была аналогична структуре Спасского собора в Чернигове9. Это предположение основано на том, что ближайшим по времени памятником к Десятинной церкви считают Спасский собор в Чернигове. В нем средний неф отделен от боковых посредством тройных аркад между северной и южной парой подкупольных опор под и над хорами. Хоры же в черниговском соборе идут по всей длине боковых нефов и устроены не по сводам, но по балкам. Это дает основание предположить, что такое расположение хор и, вероятно, тройных аркад в Спасском соборе было вызвано определенными требованиями заказчиков (основатель храма Мстислав скончался в 1036 г., когда стены здания были выведены на высоту около 4 м).

Рис. 1. Десятинная церковь
Рис. 1. Десятинная церковь

1 — план первого яруса. Реконструкция автора; 2 — южный фасад. Реконструкция автора


Исследованиями последних лет П. П. Толочко, С. А. Высоцкого и Г. Н. Логвина установлено, что строительство Софийского собора в Киеве было завершено ранее, чем начали возводить собор в Чернигове10. Софийский собор представляет собой пятинефное сооружение, окруженное внутренними двухэтажными и наружными одноярусными галереями. Однако в основе Софийского собора лежит именно трехнефное девятидольное крестовокупольное ядро. Устройство же дополнительных крайних двухэтажных нефов собора было вызвано конкретными требованиями заказчика: крайний придел с севера (слева от жертвенника) посвящен патрону Ярослава Мудрого — св. Георгию, а крайний придел с юга (справа от диаконника) посвящен покровителю воинов и Киева — архангелу Михаилу. Точно так же и в Софийских соборах Новгорода и Полоцка устройство крайних нефов, окружавших трехнефное ядро, было обусловлено требованиями заказа.
Кроме Спасского собора в Чернигове, более ни в одном памятнике Руси неизвестно устройство тройных аркад, отделяющих в средокрестьи центральный неф от боковых и устройство хор по всей их длине. В трехнефных памятниках, где хоры сохранились, они занимают в боковых нефах лишь западные деления. По всей длине хоры устроены только в крайних нефах пятинефных Софийских соборов Киева и Новгорода. Но в центральных трехнефных частях этих памятников хоры также доходят до западной пары подкупольных опор. Поэтому можно утверждать, что в Десятинной церкви хоры в боковых нефах также доходили до западных подкупольных опор, но были несколько более обширными, чем в других трехнефных памятниках за счет дополнительных помещений в западной части. На хоры вели лестницы, которые, очевидно, располагались в делениях второго с запада поперечного членения.

С Десятинной церковью и последующими киевскими памятниками XI — начала XII в. связан очень важный вопрос об их первоначальном завершении. Среди исследователей не существует разногласия по поводу того, что девятидольное крестовокупольное ядро Десятинной церкви завершалось пятью главами. Следующий после Десятинной церкви киевской Софийский собор завершен 13 световыми главами, из них пять — над центральным девятидольным ядром; также пятиглавый и Спасский собор в Чернигове. В остальных уцелевших памятниках Киева XI — начала XII в. первоначальные своды не сохранились. Поэтому считают, что со второй половины XI в. в древних киевских памятниках исчезает многоглавие, пирамидальность композиции, а вместо этого храмы получают позакомарное завершение фасадов. В этой связи нам представляется важным попытаться осветить вопрос о первоначальном завершении выдающегося произведения киевской архитектурно-строительной школы, одноименного Десятинной церкви храма Успения Богородицы Печерского монастыря (заложен в 1073 г.).
Собор Печерского монастыря сильно пострадал во время землетрясения 1230 г.— «церкы святыя Богородица камена на четыре части расступися», после которого был восстановлен с позакомарным завершением фасадов (рис. 2). Однако во время исследований памятника, проведенных Н. В. Холостенко в 1960—1970 гг., было установлено, что своды рукавов пространственного архитектурного креста собора расположены значительно выше, чем угловые своды11. В памятниках, сохранивших древнее позакомарное завершение, центры закомар прясел фасадов расположены на одном уровне. Следовательно, пониженные закомары угловых сводов Успенского собора первоначально, до его восстановления, принадлежали выявленным на фасадах подпружным аркам боковых глав, как это можно видеть на фасадах Спасского собора в Чернигове. Квадратные в плане деления под хорами в боковых нефах печерского собора были перекрыты куполами на парусах. Такие же своды под хорами были и в более позднем памятнике — церкви Спаса на Берестове [между 1113 и 1125 гг.]. В киевском Софийском соборе такими же куполами на парусах перекрыты квадратные в плане ячейки под хорами, а над хорами эти же деления увенчаны световыми главами. Следовательно, Успенский собор и церковь Спаса на Берестове повторяли структуру Софийского собора и аналогично центральному девятидольному ядру его были пятиглавыми.

Подтверждением тому, что большие храмы Киева XI — начала XII в. были пятиглавыми, является и то, что среди древнерусских памятников этого времени, частично или полностью сохранивших свои первоначальные своды, все являются многоглавыми. Это — Софийские соборы Киева и Новгорода (тринадцать и пять глав), а также пятиглавые храмы Спаса в Чернигове и Николо-Дворищенский в Новгороде. Михайловская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве была пятиглавой, так как в юго-западном делении девятидольной части ее над хорами сохранился парус, принадлежавший боковой световой главе. Близкий по своим формам к Успенскому печерскому собору Михайловский Златоверхий храм был, согласно летописи, «о пятинадесяти (пяти?) версах»; семью главами венчался и Софийский собор в Полоцке.

Рис. 2. Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. Северный фасад
Рис. 2. Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. Северный фасад

Анализ объемно-пространственной структуры сохранившихся древнерусских памятников XI — начала XII в. показывает, что на всем протяжении этого периода большие трехнефные храмы продолжают возводиться пятиглавыми, наследуя более ранние образцы. В древнерусских крестовокупольных памятниках XI — начала XII в. трехнефные трехабсидные объемы окружены дополнительными частями: боковыми двухэтажными нефами, галереями, лестничными башнями, притворами, часовнями. Таким образом, полностью подтверждается предположение выдающегося исследователя древнерусской архитектуры Н. Н. Воронина о том, что «образцом» трехнефных храмов XI—XII вв. было основное ядро Десятинной церкви12. Все эти постройки в той или иной мере повторяли, развивали и совершенствовали композиционные черты объемно-пространственной структуры Десятинной церкви, явившейся первым звеном в цепи не только произведений Киевской архитектурно-строительной школы, но и всей древнерусской архитектуры в целом.



1Каргер М. К. Древний Киев, М.; Д., 1961. Т. 1. С. 14-59.
2Раппопорт П. А. Археологические исследования памятников русского зодчества X-XIII вв.//СА. 1962. № 2. С. 61-80.
3Холостенко М. В. 3 iсторii зодчества древньоi Pyci XI ст.//Археологiя. 1965. Т. 19. С. 68-85.
4Логвин Г. Н. Новые исследования древнерусской архитектуры//Строительство и архитектура. 1978. № 8. С. 31-34.
5Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982. С. 30.
6Рыбаков Б. А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984. С. 4.
7Каргер М. К. Древний Киев. С. 28.
8Там же. С. 18.
9Холостенко М. В. 3 iсторii зодчества древньоi зодчества... С. 75; Асеев Ю. С Архитектура древнего Киева. С. 34.
10Толочко П П. До iсторii будiвництва города Ярослава та Софii Киiвськоi // Археолог1я. 1969. Т. 22. С. 196-202; Висоцъкий С. О. Графiтi та час побудови Софiйського собору в Киевi // Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975. С. 171—181; Логвин Г. Н. К истории сооружения Софийского собора в Киеве//Памятники культуры: Новые открытия, 1977 г. М., 1977. С. 169-183.
11Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря // Стародавнiй Киiв. Ки1в, 1975. С. 152-154.
12Воронин Н. Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 96-102.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Б. А. Тимощук (отв. ред.).
Древности славян и Руси

Валентин Седов.
Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование

Алексей Гудзь-Марков.
Индоевропейцы Евразии и славяне

А.С. Щавелёв.
Славянские легенды о первых князьях
e-mail: historylib@yandex.ru
X