Эта книга находится в разделах

Реклама

Уорвик Брэй.   Ацтеки. Быт, религия, культура

Работа с перьями

Одной из самых важных гильдий в древней Мексике была организация мастеров, работавших с перьями и живших в теночтитланском квартале Амантлан. Они образовывали замкнутую общину, общаясь только с торговцами, проживавшими по соседству. Это сотрудничество приносило выгоду обеим группам, так как ремесленники нуждались в постоянных поставках перьев, а купцы имели надежный рынок сбыта для товара, который они доставляли из тропических районов страны, – особенно для ярко-зеленых перьев птицы кетсаль, которая не водилась в долине. Большое количество перьев поступало в Теночтитлан в качестве дани. Но и птиц кетсаль в императорском птичнике ощипывали в соответствующий период, чтобы обеспечить материалом ремесленников, трудившихся во дворце. Эти люди работали исключительно на императорский двор, создавая парадные костюмы, одеяния для танцев, накидки для празднеств. Их изделия император дарил военачальникам и важным чиновникам в знак особого расположения. Прочие ремесленники ориентировались на общий рынок, украшая перьями щиты, создавая из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов.

Жесткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из маленьких перышек, посаженных на клей. При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани.

Процесс создания мозаики из перьев был весьма трудоемким. Сначала писец рисовал узор в полный размер на листе бумаги. Затем ремесленник делал трафарет этого рисунка. Срез листа агавы покрывался клеем, на него крепили полоску хлопчатой ткани и оставляли сушиться на солнце. После чего на верхнюю поверхность ткани наносился слой клея и ему давали затвердеть. Теперь поверхность ткани была гладкой и глянцевой, а также, благодаря слою клея, плотной. На этом этапе с нее снимали слой листа агавы и накладывали, как полотняную кальку, на бумажный рисунок. Рисунок переносился на жесткую ткань, из которой вырезался трафарет.

Этот трафарет использовался для переноса рисунка на хлопчатое полотно, и мастер наносил первый слой перьев. Поскольку этот первый слой в готовом изделии виден не будет, здесь использовались самые дешевые перья, некоторые из них окрашивались в нужный цвет. Перья подравнивали медным ножом на доске, обмакивали в клей и прикладывали костяным шпателем к ткани. Полученное изображение сравнивали с оригиналом рисунка. Последний слой перьев наклеивался так же, как и первый, но на этот раз мастер использовал более ценный материал – зеленые перья птицы кетсаль, орла и яркие перья котинги (синие), розовой цапли (алые), попугая (желтые) и колибри (бирюзовые). Великолепный ритуальный щит, который теперь находится в музее Вены, украшен изображением синего животного, вероятно мифического, которое являлось именным иероглифом правителя Ауитсотля. Глаза, когти, зубы, мех и контур животного сделаны из тонких золотых полосок.

Мастерам оказывали посильную помощь в работе все члены семьи. Мужчины подготавливали трафареты, дети готовили клей из экскрементов летучих мышей или истертых в порошок корешков, женщины красили и сортировали перья.

В производстве накидок и головных уборов клей не использовался. Вместо этого перья по одному привязывались или пришивались с изнанки. Тиара, которую Монтесума преподнес Кортесу, была сделана из длинных перьев птицы кетсаль, обрамленных золотым узором, а также синих, коричневых, малиновых и белых перьев.

Популярны были перьевые изображения животных. Остов крупных вырезали из дерева. Меньшие создания – такие, как ящерицы и бабочки, – имели «скелеты», вырезанные из стеблей маиса или полосок бумаги; поверх них – пастой, состоящей из измельченных сухих стеблей маиса, смешанных с клеем, – моделировалось тело. Поверхность выравнивалась шлифовальным приспособлением из вулканического камня, а затем покрывалась тканью, на которой рисовалось изображение, которое затем выполнялось из перьев.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X