Эта книга находится в разделах

Реклама

Loading...
Уорвик Брэй.   Ацтеки. Быт, религия, культура

Храмовый комплекс

В плане район, где находится храм, выглядит как прямоугольник размером 350 на 300 метров. Он был огорожен каменной стеной, украшенной змеиными головами. Три дороги, превращенные в главные улицы, сходились у ограды и заканчивались возле укрепленных ворот в Змеиной Стене. Самыми красивыми были Ворота Орла, над которым возвышался огромный каменный орел, а по бокам от него – ягуар и медведь.


За оградой находились храмы наиболее важных богов. Здесь также стоял постамент с уложенными в ряд черепами принесенных в жертву людей, чуть поодаль – камень с прикованными к нему пленниками, предназначенными для гладиаторского жертвоприношения. Возле ворот располагалась площадка для ритуальной игры в мяч. В меньших по размеру зданиях были склады, жилища жрецов, комнаты для постящихся и кающихся, а также жреческие школы.


Главным сооружением в городе был Великий Храм – пирамида с двумя алтарями, Тлалока и Уицилопочтли. Пирамида основанием 90 на 70 метров (не считая окружающей ее платформы) возвышалась четырьмя или пятью ярусами на высоту около 30 метров. У фасада бок о бок шли две лестницы с балюстрадой, оканчивающейся у подножия храма огромными змеиными головами из раскрашенного камня. Наверху балюстрады изменяли свой наклон и становились почти вертикальными, образуя четыре постамента, или платформы. На каждом из таких постаментов располагался скульптурный знаменосец, вырезанный из камня в виде сидящего индейца, обхватившего руками колени. Кисти его рук образовывали кольцо, в которое вставлялось древко флага, изготавливаемого из бумаги или перьев.





Рис. 24. Каменная змеиная голова – одна из двух, что находились у подножия лестницы Великого Храма в Теночтитлане.




Рис. 25. Каменный флагшток в виде сидящего человека. Древко знамени вставлялось в отверстие между руками, основание древка покоилось в углублении у основания фигуры. Из Теночтитлана.



Вершина пирамиды была срезана и образовывала площадку, на которой располагались храмы двух богов. Оба храма имели одну и ту же конструкцию – они были похожи на большие ящики с одной дверью и совсем без окон. Храмы венчали высокие покатые крыши в форме усеченных конусов, сделанных из дерева и облицованных штукатуркой. Нижний край каждой крыши был декорирован: храм Тлалока расцвечен синими и белыми полосами, а храм Уицилопочтли украшен белыми каменными черепами, ярко выделявшимися на красном фоне. На вершине каждой крыши располагался конек – в виде раковин на храме Тлалока и бабочек на святилище Уицилопочтли, перед храмами стояли два каменных блока, на которых совершались жертвоприношения. За этими алтарями пылали огромные жаровни, некоторые из них были размером с человеческий рост.




Рис. 26. Каменное украшение для крыши из Великого Храма в Теночтитлане.



Рядом с Великим Храмом стоял еще один – посвященный Кецалькоатлю, – о котором Диас писал:


«…Одна из его дверей была сделана в форме ужасающей пасти, подобной челюстям ада. Пасть была открыта, и в ней виднелись огромные клыки. Возле двери располагались фигуры демонов и фигуры, похожие на змей, чуть поодаль находилось место, где совершались жертвоприношения; все – залитое кровью и черное от копоти».


Возле храмов стояли каменные плиты для разделки человеческих тел и кувшины с водой для приготовления человеческого мяса – неотъемлемая процедура некоторых ритуалов. На внутренних поверхностях стен и деревянных частях храмов были вырезаны изображения богов. И всюду кровь и запах, который, как отмечал Диас, хуже, чем на бойнях в Испании. Идолы, стоявшие в этих мрачных, пугающих храмах, были вырезаны из камня или дерева и украшены разного рода ценными предметами. Вот как Андрес де Тапиа описывает двух каменных идолов, каждый из которых был около 3 ярдов высотой:



«…Камень покрыт перламутром, а поверх него – посаженными на клейкую массу золотыми изделиями, фигурками людей, змей, птиц и иероглифами, сделанными из крупных и мелких кусков бирюзы, изумрудов и аметистов. Перламутра почти не видно было из-под украшений. Золотые пояса у этих идолов имели вид змей, на шее у них висели десять или двенадцать золотых сердец, а на лицах были маски из золота, и глаза их были как зеркало[1]».




Рис. 27. План храмового комплекса (Саагун, Флорентийский кодекс):


1. Главная пирамида с алтарями Тлалока и Уицилопочтли


2. Подставка для черепов


3. Площадка для игры в мяч


4. Камень для гладиаторских жертвоприношений



5. Змеиная стена


6. Жилища жрецов.



Другие фигуры были слеплены из амарантовой муки, замешанной на человеческой крови.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты
e-mail: historylib@yandex.ru
X