Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.2.3. Киммерийцы и фракийцы в гераклейской традиции

Изложенные данные о местной гераклейской традиции могут быть дополнены другими сообщениями, происходящими из сочинения «Вифиниака» Арриана. Киммерийцы упоминаются еще в двух фрагментах этого сочинения, сохраненных Евстафием: Αρριανός δέ φησιν οτι Κιμμέριοι Σκυθικόν έθνος έξ ηθών τών οικείων άναστάντες και πάντας τους δία μέσον βλάπτοντες ήλθον έως Βιθυνίας — «Арриан говорит, что скифский народ киммерийцы, снявшись со своих мест обитания и громя всех по дороге, дошли до Вифинии» (Eustath. Od. λ 14, p. 1671,27 = FGrHist 156 F 76b) и ... ότι Θράκες ού μόνον ΕύρωπαΙοι αλλά και Ασιανοί κατά την Αρριανοΰ ίστορίαν, λέγοντος ώσπερ Φρύγας και Μυσούς οϋτω δη και Θράκας έξ Ευρώπης διαβήναι είς Ασίαν μετά Πατάρου τινός ήγεμόνος, ότε οί Κιμμέριοι την Ασίαν κατέτρεχον, ους έκβαλόντες έκ Βιθυνίας οί Θράκες ωκησεν αύτοί — «... что фракийцы — не только европейцы, но и азиаты, согласно изысканию Арриана, который говорит, что, как фригийцы и мисийцы, так же и фракийцы перешли из Европы в Азию с предводителем неким Патаром, когда киммерийцы совершали набеги на Азию; изгнав их из Вифинии, фракийцы поселились (там) сами» (Eustath. ad Dion. 322 = FGrHist 156 F 60).

Сопоставляя фрагменты, содержащие упоминания киммерийцев, можно восстановить содержание рассказа Арриана, а следовательно и дополнить имеющиеся данные о соответствующей гераклейской традиции, которой он здесь в значительной мере следует. Итак, киммерийцы, снявшись со своих обычных мест, дошли до Вифинии. Скорее всего, они поселились здесь, поскольку, чтобы занять ее, фракийцам позже пришлось изгонять их оттуда. Затем, позже киммерийцев, фракийцы переселились из Европы, пришли в Вифинию и изгнали оттуда киммерийцев. Об исчезновении киммерийцев Арриан сообщает одновременно, что их изгнали фракийцы и что они отравились аконитом. В рассказе Арриана оба обстоятельства должны были быть связаны. Это предположение подтверждается еще одним фрагментом из того же сочинения Арриана, который процитирован выше — об искушенной в ядах и волшебстве Фраке. Речь идет, очевидно, об эпонимной героине фракийцев, вторгшихся в Азию. Это предположение подтверждается еще одним фрагментом Арриана, где прямо указывается на то, что Фрака была матерью Трера, эпонима фракийского народа треров (Steph. Byz. s.v. Τριήρες = FGrHist 156 F 27): έθνος· άπό Τριήρου τοΰ Όμβριάρεω παιδός και Θράκης, ώς Αρριανός έν Βιθυνιακοΐς — «Триеры, народ. От Триера, сына Омбриарея и Фраки, как (говорит) Арриан в 'Вифиниака'».

На мой взгляд, эти фрагменты невозможно отрывать от указанных выше. Можно, таким образом, реконструировать арриановский рассказ и дальше — переселившихся в Азию фракийцев возглавляла, кроме Патара, имя которого означает, скорее всего, просто «отец»12, давшая им свое имя героиня Фрака, волшебница вроде Медеи. С ее помощью фракийцам и удалось победить занимавших Вифинию киммерийцев — она отравила их аконитом. Предположение о том, что киммерийцы могли съесть аконит случайно, например, спутав его с зерном (ср. Theophr. Η. pi. IX, 16, 4: семена аконита похожи на зерно, но находятся не в колосьях), вряд ли может быть принято. Прежде всего, ему противоречит общепринятый в античности образ киммерийцев как кочевников, питающихся молоком, сыром и мясом и не знающих земледелия. Они еще могли захватить склады уже собранного зерна (см. выше, 2.0.0), но вряд ли — сами собирать зерно, что было бы необходимо для того, чтобы спутать его с аконитом. Далее, Феофраст специально указывает, что для того, чтобы аконит оказал свое смертоносное действие, его должен специальным способом приготовить сведущий человек, в противном случае он будет безвреден (Theophr. Η. pi. IX, 16, 4, 7). Киммерийцы, следовательно, не могли отравиться, случайно съев «сырого» аконита; они должны были принять специально приготовленный яд.

Что касается достаточно странного добавления к рассказу об отравлении киммерийцев — замечания, что у киммерийцев «отеческим обычаем» было питаться травой — то оно больше всего напоминает сделанный ad hoc неудачный комментарий. Это замечание наверняка отсутствовало в сочинении Арриана и никаких параллелей в античной традиции не имеет. Вполне возможно, что оно добавлено самим Евстафием, в комментариях которого на Дионисия Периэгета сохранился соответствующий фрагмент Арриана. Эта фраза представляет собой собственную догадку комментатора, который пытался пояснить, почему киммерийцы принялись есть траву аконит: в том укороченном виде, в каком сообщение ему стало известно, оно, очевидно, вызывало недоумение. Возможно, сообщение о том, что киммерийцы съели траву аконит, напомнило ему о некоторых примитивных народах, которым античные авторы приписывали питание дикими растениями (т. е. собирательство), ποηφαγία, в силу их незнакомства с земледелием и скотоводством (см. например Hdt. Ill, 100, о некоторых индийцах; Diod. I, 8, 1; 43, 1, о древнейших людях; Арр. VIII (Lyb.), 106, 499, о некоторых нумидийцах; ср. также Арр. VIII (Lyb.), 11, 43, о нумидийцах, которые умеют переносить голод, питаясь травой вместо хлеба). Кроме того, питание травой часто встречается при описании голода как показатель крайней его стадии, вынуждающей голодающих даже к каннибализму (см. например Hdt. Ill, 25; Арр. XII (Mithr.), 77, 333, ср. Flav. Jos. De bello II, 143). Однако указание на «отеческий обычай» свидетельствует о том, что, по мнению автора комментария, питание дикими растениями было вызвано не крайней нуждой, а являлось у киммерийцев обычной практикой. Тем не менее в античной традиции такая диета киммерийцам и скифам не приписывалась и этот изолированный комментарий противоречит устойчивому мнению античных авторов о том, что киммерийцы и скифы питались молоком и сыром, а также и мясом, но не потребляли хлеба и других продуктов земледелия (что естественно для скотоводов)13. Таким образом, этот комментарий практически не имеет шансов восходить к какой-нибудь древней традиции и является плодом собственных размышлений позднего комментатора, возможно, Евстафия.

Рассказ о борьбе фракийцев с киммерийцами за обладание Вифинией можно сопоставить с традицией о борьбе между мисийцами и мариандинами, в которой последние потерпели поражение, а их царь Приол были убит (Apoll. Rhod. II, 780; Nicandr. Alexiph. 12). Учитывая близость между мисийцами и фракийцами с одной стороны и киммерийцами и мариандинами — с другой, речь, вероятно, идет о единой традиции, повествовавшей о наследственной вражде фракийцев-мисийцев и киммерийцев-мариандинов. Следует отметить, что Приол считался в гераклейской традиции сыном Тития, внуком Мариандина и правнуком Киммерия (ср. схолии к Аполлонию Родосскому, процитированные выше, 2.2.2).



12 Ср. Detschew 1976, 339 — 340.

13 См. об этой традиции, ставшей общим местом в описаниях скифов, Praechter 1921, 422 — 431, с текстами.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом
e-mail: historylib@yandex.ru
X