Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

1.2.4. Негомеровская традиция о причерноморской локализации ранних «Аргонавтик». Эя, Колхида и киммерийцы

Кроме упомянутых фактов, негомеровская традиция также свидетельствует о том, что цель путешествия аргонавтов Эя, а следовательно и связанная с ней Νέκυια Одиссея, в раннее время локализовались в Черном море. Так, Ферекид выводил южнопонтийские топонимы, в частности, название Синопы, из имен спутников Одиссея, что подразумевает существование в его время традиции, относившей к Черному морю путешествие последнего в царство мертвых (FGrHist 3 F 144)50. Сама мифическая страна Эя, видимо, не позже VIII в. до н. э. была отождествлена с реальной Колхидой, находившейся в восточной части южного побережья Черного моря, к западу от реки Чорохи. Топоним Κολχίς является греческой передачей названия Qulha, которое упоминается в надписях урартского царя Сардури II (762—735 гг. до н. э.)51. Судя по клинописным текстам и данным археологии, Кулха существовала как независимое и процветающее государство в течение второй половины VIII в. до н. э. и вряд ли пережила его конец. С мифической греческой Эей Кулха, следовательно, могла быть отождествлена только в течение этого времени.

Действительно, Колхида как цель путешествия аргонавтов называется уже в поэме Κορινθιακά Евмела (fr. 3 Bernabe): ό (Αιήτης scil.) δ' ωχετο Κολχίδα γαϊαν — «он (Ээт) отправился в страну Колхиду». Поэт Евмел Коринфский, судя по всему, был историческим лицом. Время его жизни определяется концом VIII или первой четвертью VII в. до н. э. Решающим аргументом здесь является, видимо, достоверное участие Евмела в событиях начала первой Мессенской войны52, что подтверждается и его синхронизмом с основателем Сиракуз Архием (Clem. Alex. Strom. I, 21, 131)53. Первая Мессенская война, видимо, должна датироваться около конца VIII-первой четверти VII в. до н. э.54

Однако датировка самого Евмела Коринфского не предрешает вопроса о датировке известных под его именем поэм. Так, Э. Вилль полагал, что имя Евмела связывалось не с поэмой одного поэта, а со всей коринфской традицией, наиболее ранние элементы которой восходят к VIII в. до н. э., но которая впоследствии подвергалась неоднократной переработке и достаточно поздно получила фиксацию в эпическом языке55. М. Уэст недавно привел новые аргументы в пользу того, что Κορινθιακά и другие поэмы, известные под именем Евмела, хотя и могут включать ранние элементы, получили письменную фиксацию уже в VI в. до н. э. и были приписаны ему вторично как наиболее известному коринфскому поэту56. В таком случае наличие поздних элементов во фрагментах Евмела становится понятным, а их свидетельства теряют свое хронологическое значение. Наиболее вероятно, что отождествление мифической Эи с Колхидой, общепринятое в позднее время, является одним из таких поздних элементов. Однако в этом нельзя быть уверенным: как мы видели, само это отождествление восходит, по-видимому, еще ко второй половине VIII в. до н. э. В любом случае, упоминание Колхиды в данном фрагменте не может использоваться для датировки возникновения ее отождествления с Эей, учитывая позднюю дату поэмы и наличие в ней элементов разных эпох (ср. ниже, 1.3.3).

Кроме Евмела, Колхида в связи с аргонавтами упоминается и Эпименидом Критским (FGrHist 457 Τ 1 = Diog. Laert. I, III), автором, видимо, последней трети VII в. до н. э., а затем — в «Каталоге женщин» (Fr. 241 Merkelbach — West). Локализация Колхиды на восточном берегу Черного моря принадлежит более поздней стадии развития греческой традиции. Она относится к тому периоду, когда Черное море уже было хорошо известно грекам, а реальная Кулха/ Колхида более не существовала.

В то же время аккадские клинописные тексты локализуют киммерийцев в конце VIII в. до н. э., а точнее при описании событий 714 г. до н.э., в районе, близком к Кулхе, в центральном Закавказье57. Следует добавить, что ряд авторов связывают разорение Кулхи около рубежа VIII—VII вв. до н. э. именно с нападениями киммерийцев. Таким образом, представляется вероятным, что название киммерийцев, соседствовавших с Кулхой не позже 714 г. до н. э., вошло в ранние «Аргонавтики» вместе с названием самой Кулхи /Колхиды, отождествленной с мифической Эей, наряду с другими южнопричерноморскими реалиями58. В «Одиссею» же название киммерийцев попало вместе со всем комплексом материала, заимствованным из этой поэмы. При этом следует предполагать, что киммерийцы были упомянуты в «Аргонавтиках» так же вскользь, как это сделано в «Одиссее» — во всяком случае никакой достоверной информации о них, кроме самого названия, в последней поэме не дается.



50 Wilamowitz-Moellendorff 1884, 167. Кроме Σίνωπός, с известной топонимией Южного Понта может быть связан Όρμε νιος. Речь может идти о сближении этого имени с расположенным неподалеку от Синопы поселением Άρμένη или Άρμήνη, ср. 'Άρμενος, эпоним фессалийского города Όρμένιον / Άρμένιον (Ноm. В 734; Strabo XI, 4, 8; 14, 12), ср. Hirschfeld 1895, 1187; Meyer 1939а, 1105-1107. Предположение об идентичности Синопа с известным героем троянского цикла Синоном (Мааß 1888, 618) более чем сомнительно.

51 Меликишвили 1959, 181 слл; УКН, № 278-282; Меликишвили 1962, 320 слл. Предложение читать тот же топоним и одной из надписей ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115—1077 гг. до н. э.) (Меликишвили 1954, 26) крайне сомнительно: Дьяконов 1956а, 61.

52 Bowra 1970, 46-58. Ср. Graham 1958, 35; Drews 1976, 19. Μ. Уэст предпочитает, однако, относить Евмела к эпохе не первой, а второй Мессенской войны и датировать серединой VII в. до н. э.: West 2002, 109-110.

53 Mosshammer 1979, 198-203.

54 Forrest 1968, 21; Schneider 1985, 50-57.

55 Will 1955, 124-129.

56 West 2002, 109-133.

57 Ivantchik 1993, 26-32; Иванчик 1996, 28-34.

58 Ср. сходное мнение С. Р. Тохтасьева: Алексеев, Качалова, Тохтасьев 1993, 48-51; Tokhtas'ev 1996, 43-45, который, однако, в качестве альтернативной возможности предполагает локализацию киммерийцев «Одиссеи» в Северном Причерноморье и их отождествление с «доителями кобылиц» «Илиады». Ср. также Kullmann 1992b, 130.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Евгений Черненко.
Скифский доспех
e-mail: historylib@yandex.ru
X