Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Антонио Аррибас.   Иберы. Великие оружейники железного века

Приложение

   Тексты до 500 года до н. э. содержат мифы о Тартессе и его легендарных царях. В ассирийских и библейских текстах имеются ссылки на Таршиш. Гесиод и Стесихор говорят о Гесперидах, океане, Герионе и острове Эритий. Цитируемый Стефаном из Византии Гекатей (500 год до н. э.) упоминает о различных народах и поселениях полуострова.

   Наиболее интересным источником считается «Периплус» Авиена, написанная в древнеримские времена Ога Maritima, книга I, которая дошла до нас. В ней описано путешествие корабля из Тартесса в Массилию и используется «Периплус» Массилиота VI века до н. э., а также даны отчеты о состоянии океанского побережья между Тартессом и Остремнидой. Авиен использует ранний «Периплус», благодаря адаптации Эфора (IV век до н. э.) и компиляции Скимна (I век до н. э.). Многочисленные интерполяции делают критику текста довольно интересной, и в результате экспоненты Авиена разделяются на две группы. Первая придерживается мнения о том, что это произведение содержит источники VI века до н. э., а вторая считает, что самые ранние источники относятся к IV веку до н. э.

   Имеются ссылки на Иберию, датированные IV веком до н. э. Они включают в себя «Периплус» Гимилькона примерно 500 года до н. э. (Плиний, Национальная история 2, 169), рассказы Ганнона о Геркулесовых столбах, повествование Пиндара о том, что столбы закрыты для кораблей, а также тексты Ахилоса, который рассказывает об Эриданосе и Гордоне на западе.

   В середине V века до н. э. Геродот повествует о племенах, проживавших рядом с Геркулесовыми столбами. Он называет их иберами и подразделяет на кинетов, кельтов, тартессийцев, эльбисинцев, мастиенов и келькианов. Он также упоминает об иберийских наемниках в Великой Греции и Спарте, о путешествиях фокейцев в Тартесс, Колей Самосский, о людях северо-запада, об Эриданосе, о эспарто и металлах Иберии.

   К периоду между 440-м и 380 годами до н. э. относятся заслуживающие доверия рассказы Антиохса из Сиракуз, который утверждает, что сиканы были аборигенами Сицилии. Гелланик с острова Лесбос, как и Фукидид, считает, что они пришли из Иберии. Геродор из Геракл ей перечисляет названия племен, проживавших у Геркулесовых столбов с запада (кинеты) до востока (мастиены). Аристофан, подобно Диодору, дискутирует по поводу иберийских наемников на Сицилии.

   Эфор (405–340) использует ранние источники, а затем, цитируя его самого, Страбон, Стефан из Византии и Скимн выделяли тартессийцев из иберов, упоминали о существовании Эмпория, о прибытии кельтов в Гадес. Они говорят о наличии олова в реке Тартесс и оккупации южного побережья эфиопами. Сведения, проводимые Скилаком из Кариадны (примерно 340), описавшим Гадес и свое семидневное путешествие из Геркулесовых столбов в Эмпорий, имеют много общего с повествованием Эфора. По словам Скилака, иберы время от времени добирались до Роны.

   Из-за блокады Геркулесовых столбов Пифей из Массилии примерно в 330 году до н. э. отправился по океану в направлении к Остремниде, обследовав таким образом природу Иберийского полуострова. Касаясь темы океана, Эратосфен использовал Пифея в качестве источника, однако его описаниям противоречат рассказы Артемидора и Полибия.

   Тимей (334–250) собрал отчеты Эфора об Иберии и рассказы Пифея об океане и также сделал описание Балеарских островов и их обитателей.

   После 200 года до н. э. мы хорошо информированы об Иберии, благодаря работам Полибия, Артемидора, Посидония, Асклепиада и Страбона. Полибий вместе с Сципием присутствовал при разрушении Нуманции в 133 году до н. э. и путешествовал через полуостров. Он также пользовался описаниями римских генералов. Его работа представляет собой большой шаг в области этнографии, чего нельзя сказать о географической характеристике полуострова. Его отрывочные описания использовал Страбон, а также Аппиан, особенно когда писал о кельтиберийских и лузитанских войнах.

   Артемидор (примерно 100 год до н. э.) посвятил свой труд изучению прибрежных регионов и обычаям их обитателей. О его книге, к сожалению потерянной, часто упоминали Страбон и Стефан из Византии. Артемидор рассказывает о местах проживания некоторых иберийских народов, отрицает существование Тартесса и упоминает о греческих центрах на Юго-Востоке. Его описания океанских течений у Гадеса интересны с географической точки зрения, а знания прибрежных святилищ также важны в этнографическом плане.

   Посидоний (130–60 годы до н. э.) говорит о полуострове в своем введении к «Лузитаским и кельтиберийским войнам». Он проехал по всей Испании и изучил прибрежный регион между Массилией и Гадесом. Автор относил название Иберия к восточной части полуострова и, по всей видимости, был хорошо информирован относительно Турдетании. Посидоний пишет о воинах, их оружии, одежде, пище, их сражениях, собирает древние мифы о битвах иберов. Асклепий из Мирлеи, мастер риторики, продолжает дело Посидония и Артемидора, так же как и Страбон (65 год до н. э. – 20 год н. э.). Хотя последний и не обладает никакими личными сведениями относительно полуострова, он прекрасно использует ранние источники, а его географические сведения о Иберии в целом исключительно интересны.

   Настенная карта, созданная по приказу Агриппы на портике дома его дочери (Випсании Поллы), повлияла на работы двух рассказчиков об Иберии – Помпония Мелы и Плиния Старшего. В учебнике Мелы и «Энциклопедии наук» Плиния можно найти много различных и интересных сведений об Иберии.

   Столетием позже Птолемей в своей «Географии» перечисляет названия испанских местностей и описывает их географическое положение с математической точностью. Названия мест и административные племенные границы этой земли очень помогают в деле исследования, развития иберийской цивилизации ранних фаз. Работы Ливия также полезны, когда он использует надежные источники, однако временами он слишком увлекается довольно странными рассказами сомнительного толка.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Жаклин Симпсон.
Викинги. Быт, религия, культура

А. И. Неусыхин.
Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII—XII вв.

Малькольм Тодд.
Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура

Дэвид Лэнг.
Армяне. Народ-созидатель

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели
e-mail: historylib@yandex.ru
X