Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Антонио Аррибас.   Иберы. Великие оружейники железного века

Жизнь после смерти

Ритуал захоронения
   В начале XX века гробницы Иберийского региона и кельтские захоронения Месеты были сгруппированы в соответствии с типологией найденных в захоронениях предметов и схожестью ритуалов. Однако с этого времени многое изменилось: научные раскопки и находки иберийских предметов в кельтской культурной области и, наоборот, кельтских в иберийской пополнили наши знания.

   Основной элемент иберийского погребального ритуала – кремация – был заимствован из культуры периода поздней бронзы, однако на него оказало влияние Восточное Средиземноморье. По обычаю золу клали в урну и ставили ее в углубление в земле в окружении погребальных предметов и пожертвований. Расположение могил – произвольное, в противоположность захоронениям Месеты, которые выстроены рядами. Однако имеется много вариаций, например, в Андалузии над могилой возводился курган. Возможно, эти андалузские курганные захоронения представляют собой Парфенон тартесско-турдетан-ской царской знати.

   Кремация проводилась на погребальных огнях за пределами гробницы. Затем золу собирали и помещали в урну, которую потом ставили на скамейки или помещали в ниши и углубления в камерах вместе с пожертвованиями. Тот факт, что в некоторых андалузских могильниках найдены сломанные колеса, а человеческие останки порой отсутствуют, отнюдь не означает, что труп был ингумирован либо привезен туда на погребальной колеснице. Колеса составляли часть колесницы, преподнесенной в дар усопшему. После того как урна и погребальные предметы бывали собраны в одном месте, вход замуровывали таким образом, чтобы камеру можно было открыть снова, для последующих захоронений.

   В древних текстах упоминается о различной технике захоронений, принятой среди народов юга, особенно лузитанов. После смерти труп вождя Вириата, одетый в богатые одежды и при всем вооружении, был сожжен на погребальном костре. Сразу же после этого воины начали танцевать траурный танец, а эскадроны всадников прошли похоронным маршем. Певцы пели о блистательных подвигах усопшего героя, а позднее, когда пламя погасло, над могилой начались похоронные игры и состязания, в которых участвовали 200 пар.

   Погребальные церемонии менее важных людей, вероятно, носили аналогичный характер. Оружие и пожертвования обычно сжигались и позже помещались либо в урну, либо располагались вокруг нее. В большинстве случаев сабли, дротики, копья и тяжелое оружие деформировались, а шлемы сминались во избежание повторного использования или осквернения.

   Некоторые повторяющиеся иберийские надписи могли быть магическими заклинаниями, чтобы отвести зло от мертвого человека и наложить проклятие на грабителей могил.

Кладбища и могилы
   Южная Франция и Каталония. К середине первого тысячелетия до н. э. сосуществовали два погребальных обычая – ингумация и кремация, соответственно представлявшие обе стадии культуры погребения. Двумя ключевыми кладбищами района Миди являлись Кайла-де-Майяк (Ауде) и Ансерюн (Эро).

   В Кайла имеется серия кладбищ, соответствующих различным фазам существования этого поселения в период между 750 годом и V веком до н. э. Кладбища Мулена (750–650 годы до н. э.) – это типичный образец поля погребальных урн, а кладбище Ле-Гран-Бассэн I (650–550) относится к местному периоду, предшествовавшему контактам с греками. Для захоронения использовались урны, и каждая могила представляет собой оссуарий. Гран-Бассэн II (550–475 годы до н. э.) уже имеет импортные предметы из Аттики и другой погребальный ритуал: теперь погребение происходит в углублении, размером с урну, которое покрывается золой и углями. Похоронные предметы становятся редкими, и их присутствие указывает на «могилы воинов» с урной и пожертвованиями, в то время как в более бедных могилах урна зачастую отсутствует, а в могильном углублении находятся только обгоревшие кости.

   Кладбище Ансерюн II продвигает хронологию Кайла еще на ступень выше и иллюстрирует различие ритуалов.

   В первой стадии (примерно в 425–325 годах до н. э.) имеются две формы захоронения урн в углублении: с красными аттическими вазами 360–325 годов до н. э. и урн, практически лишенных какой-либо керамики. Начиная с 325-го и по 220 год до н. э. отмечен ритуал, соответствующий последним полям погребальных урн с пожертвованиями. Оссуарий представляет собой либо южноитальянский кратер, либо черновато-серую урну, украшенную геометрической росписью, вероятно кельтского происхождения.

   Кладбища Лангедока очень важны для понимания этого ритуала в Каталонском регионе, поскольку там существовали идентичные формы. В Эмпорий – это поле погребальных урн. Следующую стадию иллюстрирует кладбище северо-восточной стены с предметами из Аттики. Урны расположены в обожженной земле. Важно отметить, что на этом кладбище иногда проводились ингумации, поскольку здесь встречались греческие могилы. Некоторые кремационные захоронения на кладбище Марти, как и в Эмпорий, окружены другими ингумационными захоронениями с греческими предметами. Эти могилы считаются местными. Отсутствие ритуального единообразия на этих кладбищах предполагает социальную, в отличие от этнической, дифференциацию, но это может быть просто догадкой.

   В Кабрера-де-Матаро (провинция Барселона) могилы формируют разбросанные группы, каждая из которых состоит из двух погребальных урн. Некоторые из них представляют собой южноитальянский кратер с пожертвованиями в виде блюд с остатками пищи, птичьих яиц, морских раковин, костей рыб и т. д. Рядом с урнами найдено оружие со следами горения. Кладбище в Лайетане датируется периодом между 350-м и 300 годами до н. э.

   К югу, в Вендреле (провинция Таррагона), обнаружено кладбище, урны которого содержат скарабеев, относящихся к началу V века до н. э. Могила в Колль-дель-Моро, вероятно, покрытая ранее погребальным холмом, отражает кельтское и греко-пуническое влияние на традиционные местные формы полей погребальных урн. Ингумационное захоронение в Колль-дель-Моро датируется аттическим сосудом IV века до н. э. и «протоиберийской» керамикой.

   Аналогичные свидетельства найдены на кладбищах Ла-Педрера-де-Балагер в провинции Лерида. Наши скудные знания все же позволяют соотнести их с поселениями VIII века до н. э. и далее. Ритуал кремации сохранялся до появления изготовленной на гончарном круге керамики в период с V по II век до н. э. На кладбище, соответствующем иберийской фазе, была найдена большая коллекция похоронных предметов, включая оружие, горшки, шлемы и части упряжи. Захоронения лошадей, вероятно, относятся к этой же стадии. В некоторых погребениях находятся только лошади без каких-либо признаков всадников, а в двух могилах, в каждой из которых погребено две лошади, нашли бронзовые украшения для головы, подобные тем, которые найдены в галльских и этрусских захоронениях боевых колесниц.

   Долина Эбро. Кроме Ла-Педрера, здесь нет никаких известных кладбищ иберийской стадии. Самую раннюю фазу представляет Рокисаль-дель-Рульо, а последнюю – Сан-Кристобаль-де-Масалеон. Большинство могил – кремационные курганы, окруженные грубой округлой стеной с прямоугольными каменными цистами, содержащими урны. Цисту закладывали камнями, а сверху насыпали холм из земли и камней. Иногда на цисту клали небольшой ровный каменный блок, как на кладбище Асайлы. В другом варианте циста под курганом окружалась большими ортостатами (Кабесо-де-Монлеон-де-Каспе).

   К самому раннему типу, похоже, относится закрытая каменным блоком циста, примером которой может служить обложенная стеной циста в Мас-де-Фланди. Ее обычный прототип имеет очень древнее происхождение, несмотря на тот факт, что ритуалы эпохи поздней бронзы сохранились в Асайле с иберийского периода.

   Испанский Левант. В этом районе известно только одно кладбище (Олива в провинции Валенсия), относящееся к бастетанам и эдетанам. Кремационные могилы содержат два типа урн: кельтские, сделанные вручную, и иберийские, изготовленные на гончарном круге. Кроме этого, на кладбище использованы формы полей похоронных урн и традиции керамики с выемчатым орнаментом, а также найдены пряжки для ремней и фибулы. Похоже, мы здесь имеем дело с кельтским проникновением из Нижнего Арагона и поздней отсталой иберийской фазой. В противоположность этому поля погребальных урн в Эль-Боверо (Альмасора) и Эльс-Эсплетерс (провинция Кастельон), похоже, пришли к своему завершению до нашествия иберов.

   Кладбища Ла-Альбуферета и Эль-Молар расположены в провинции Аликанте, в районе проживания контестанов. В первом, относящемся к V веку до н. э., кремация проводилась обычным образом. Труп сжигался в вертикальном положении внутри колодца, огонь внутри которого раздувался с помощью воздуха, поступавшего по керамическим трубам, опущенным до самого дна. Слой охры и раковин находился над слоем земли, под которым лежали урны, подпертые и накрытые небольшими плоскими камнями. Среди предметов, найденных в могилах, следует отметить оружие месетского типа.

   Юго-Восток. Кладбища Мурсии и Альбасете формируют недавно отрытую единообразную группу. Они оказались весьма важными для датирования иберийского искусства этих регионов. На кладбищах Льяно-де-ла-Консоласьон, Ойя-де-Санта-Ана, Сигарралехо и Кабесико-дель-Тесоро-де-Вердолай найдены многочисленные местные скульптуры дейтанов и контестанов.

   В Льяно-де-ла-Консоласьон было изучено кладбище Ла-Винья-де-Мариспарса, в кремационных могилах которого найдено много предметов иберийских воинов и аттической керамики IV–V веков до н. э. Для этого и некоторых других мест (например, Эль-Сигарралехо) характерны погребальные курганы прямоугольной формы над урнами. Могилы находятся под, вокруг и на вершине курганов, демонстрируя таким образом различные фазы захоронений. В одной обнаружена погребальная урна вместе с сосудом IV века до н. э. Аналогичный сосуд лежал сверху, а вокруг были разбросаны иберийские урны и горшки с линейной росписью.

   В Ойя-де-Санта-Ана обнаружено более 300 могил, относящихся к периоду между V веком до н. э. и Римской империей. Рядом с захоронениями, подобно тем, о которых мы только что рассказали, находятся изолированные урны в углублениях, содержащие золу и похоронные предметы. В одном из случаев похоронные предметы и пожертвования лежали на ивовых головешках кремационного костра, и все было накрыто большими каменными блоками.

   Среди найденных там предметов особо следует отметить «Вазу драконов», небольшие костяные диски со свастиками, меандры и цветы лотоса, а также вазу, украшенную полыми серебряными бусинками и другими элементами.

   В Эль-Сигарралехо урны лежат в полостях, иногда под овальными или прямоугольными, вымощенными камнем курганами. Эти урны являются либо иберийским, либо кельтским наследием. Среди предметов, найденных в женских могилах, следует отметить изделия, украшенные кружками, длинные шпильки, стеклянные бусы, зеркала и т. д. Точкой хронологического отсчета служит керамика Аттики и фрагменты древних скульптур, найденных в насыпях курганов.

   В Эль-Кабесико-дель-Тесоро было разрыто более 400 могил, самая древняя из которых относится к V веку до н. э. В 237 году до н. э. кладбище было разрушено, а потом использовалось вновь. Здесь также фрагменты древних скульптур служили для поддержки урн более позднего периода. В списке находок – аттические, пунические и кампанианские предметы, а также местная керамика, включая «Вазу богов», «Вазу рыб» и несколько терракотовых фигурок. Следует упомянуть и о большом числе фальчионов, сабель разных типов, а также о 4 дисках от ремня с изображением орла, распростертого над голубем.

   Верхняя Андалузия. Кладбища этого региона чрезвычайно велики, что связывает некоторые из них скорее с этрусскими захоронениями, чем с мегалитическими, о которых говорилось ранее. Подобному сходству способствуют ложные своды, сделанные с помощью изогнутых скоций, а также псевдомногоугольные или прямоугольные участки каменной кладки. Здесь явно наблюдается технический прогресс, который можно объяснить только иностранным влиянием.

   Наиболее впечатляющие кладбища находятся в Вильярикосе (провинция Альмерия), Бастии и Тутухи (провинция Гранада), Тухье и Ла-Гвардии (провинция Хаэн), Тосаре, Баэне и Альмединилье (провинция Кордова).

   В Вильярикосе, районе, отмеченном смесью колониального и местного влияния, можно установить следующую последовательность в захоронениях. Здесь мы встречаем тип кремации внутри прямоугольной могилы, поверх чего находится слой кремационных урн. На дне этих захоронений имеется прямоугольное пространство, где сжигалось тело. Затем останки собирались и помещались в верхнюю часть могилы над слоем дерна. Среди погребальных вещей можно назвать раскрашенную скорлупу яиц страуса, глиняные лампады пунического типа, относящиеся к VI и V векам до н. э., кольца, скарабеев и др. Небольшие амфоры с кольцевидными ручками, сетчатая кладка и центральный изгиб напоминают Крус-дель-Негро и имеют пуническое происхождение.

   К этому же периоду относятся и 12 ингумационных могил со скелетом, лежащим в деревянном гробу вместе с аналогичными погребальными вещами. Выложенные из камня могилы завершают древнюю часть данного кладбища.

   Более позднюю фазу Вильярикоса составляют 425 ингумационных захоронений и кремаций с расписной керамикой в стиле Верхней Андалузии и слабо классифицируемыми предметами периода между IV и I веками до н. э. Среди погребальных предметов ингумационных захоронений, которые строились иногда в виде человеческого тела и с нишами в стене, можно назвать яйца страуса, большие амфоры и другие предметы не старше II века до н. э.

   Рис. 39. Известняковая циста из могилы 76 в Галере с остатками росписи. Коллекция маркиза де Серральбо

   150 могил кладбища Тутухи распределены по трем зонам, одна из которых содержит наиболее массивные и богатые захоронения. Вначале считалось, что оставшиеся два типа захоронений принадлежат среднему классу и простым жителям поселения. Позднее, когда в пределах этой площади были найдены более мелкие могилы, было выдвинуто предположение, что они могли принадлежать слугам принца. Методы погребения в значительной степени варьируются. Здесь имеются урны с индивидуальными кремациями, иногда поставленные в прямоугольные ящики, урны без цист, кремации без урн, захоронения в известняковых нишах и т. д. Рядом с этими простыми захоронениями находятся могилы под погребальными курганами с камерами различных размеров. В некоторых индивидуальных или коллективных планах расположения цист их стены укреплялись землей, камнями, каменной кладкой, каменными блоками и т. д. Другие, прямоугольной формы с боковыми проходами, иногда выдалбливались в скале. В них имеются скамейки, небольшие стены и портики в камерах, где лежали урны и пожертвования. В других захоронениях жертвенные предметы помещались в канавки вокруг камеры либо во внутреннее углубление, покрытое каменными плитами. Еще один тип представлял собой округлый план с проходом под погребальным холмом, содержащим коллективную кремацию. Одно захоронение было облицовано известняком, а нижняя его часть выкрашена в красный цвет. Самое древнее захоронение внутри этого могильника представляло собой сожженные кости, собранные в холст эспарто, впоследствии уложенные в урну вместе с погребальными предметами.

   В другом, весьма претенциозном могильнике колонна в центре поддерживала большие блоки верхнего перекрытия. Погребальные вещи представлены в форме небольших цист из известняка с рисунками различных сцен и разнообразных горшков. Среди них находилось несколько греческих кратеров. В одной из гробниц на земле, за входом, лежало оружие, а в углублении, в центре камеры, находилось несколько аттических колокольных кратеров и кое-какое оружие. Древнейшие предметы из этого кладбища относились к концу V, а самые последние к I веку до н. э.

   В Тойе (Пеаль-де-Бесерро) обнаружена самая большая из всех известных могил. Она имеет трапециевидную форму и разделена на три камеры и пять помещений, подобно другим гробницам в Альмединилье и Басти, ныне разрушенным. Их двери представляли собой монолитные блоки, поддерживающие верхнюю перемычку. В центральной камере, соединенной с боковыми пределами, внутренняя скамья проходила вдоль стен и заканчивалась нишей в конце. Высокий карниз венчал внутренние боковые стены, крыша сделана из больших камней, а два самых верхних блока дверного косяка установлены под углом и составляют заостренную фальшивую арку. В левой камере имеется вестибюль с прямоугольным проходом, в котором ранее была деревянная дверь, в задней части – скамейка, а над ней высокая ниша.

   В правой камере расположена прихожая со скамьями вдоль двух ее стен и высокой нишей в задней части. На правой стене есть еще одна полка в виде стоящей на подставках, прижатой к стене каменной плиты. Гробница выложена известняковыми блоками. Стены сделаны из больших квадратных блоков местного известняка, некоторые из них обработаны и соединены встык.

   Рис. 40. Секция могилы в Галере с рисоваными украшениями внутренней стены

   Рис. 41. План и разрез гробницы 75 в Галере

   Разнообразие захороненных предметов впечатляет: скульптуры, небольшие коробочки из раскрашенного известняка, оружие, позолоченные металлические застежки, фибулы, самоцветы и набор инструментов, таких, как серпы и пилы. Однако наибольший интерес представляют останки колесницы и сбруи, которые у нас всегда ассоциируются с царскими могилами. Эта гробница демонстрирует наиболее полную архитектурную конструкцию, известную в Иберии. С технической точки зрения ее можно сравнить только с этрусской архитектурой.

   Рис. 42. Изометрический рисунок основной гробницы в Тойе

   Возле этой гробницы находятся другие, попроще, состоящие из урн, с пожертвованиями и оружием.

   Что касается кладбища в Сеале, то нам известны лишь первые результаты раскопок. Одна могила состоит из цисты, покрытой каменной плитой и четырьмя слоями обожженных на солнце кирпичей. Другая представляет собой прямоугольную камеру, построенную из блоков песчаника и покрытую обожженными на солнце кирпичами и камнями. Нижняя часть ее фасада декорирована фресками полукруглых пальметт (орнамент с изображением пальмовых листьев). Присутствие кельтских захоронений в нижнем уровне датирует основание этого поселения VI веком до н. э.

   Рис. 43. Реконструкция колеса телеги с кладбища Тойи. Диаметр 90 см

   В той же провинции Ла-Гвардия найдено четыре типа могил: а) небольшие прямоугольные гробницы с каменной кладкой, внутренней скамьей, на которой выставлены урны и пожертвования, среди них – луки, амфоры, плошки, железные ножи, ремни с одним крючком, веретена, бусы из стеклянной пасты и т. д.; б) кремационные урны в углублениях; в) две ингумации на уровне поверх кремаций; г) кремации в цисте.

   Кладбище датировано по найденным аттическим сосудам, декорированным красными фигурками, относящимися к IV веку до н. э.

   Нижняя Андалузия. На этой территории известно только кладбище между Кармона-Майреной и Сетефильей (Лора-дель-Рио) в провинции Севилья. Под большими надгробными курганами обнаружены как кремации, так и ингумации, а найденные в могилах предметы свидетельствуют о кельтском и восточном влиянии VI или V века до н. э. Под некоторыми курганами найдены предметы иберийской керамики с ленточной росписью, наподобие керамики Верхней Андалузии, что позволяет предположить повторное использование этих гробниц.

   В Асебучале есть кремационные захоронения, где зола покрыта фрагментами амфор пунического типа, а также другие формы, где превалируют ингумационные могилы с каменной кладкой. Первый тип захоронений также обнаружен в Алькантарилье и содержит иберо-турдетанскую керамику. Этот могильник отличается наибольшим разнообразием находок.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эллен Макнамара.
Этруски. Быт, религия, культура

Дэвид Лэнг.
Армяне. Народ-созидатель

Ю. Б. Циркин.
История Древней Испании

Ян Буриан, Богумила Моухова.
Загадочные этруски

Сирарпи Тер-Нерсесян.
Армения. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X