Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алина Ребель.   Евреи в России: самые влиятельные и богатые

Положение об устройстве евреев 1804 года

   В самом начале XIX в. появился документ, который на ближайшие 100 лет определил жизнь евреев в Российской империи. Сразу скажем, что желание урегулировать существование иудеев возникло у властей вовсе не из доброго к ним отношения. К концу XVIII в. на присоединенных территориях Белоруссии, Украины, Литвы основная масса населения, состоявшая из крепостных крестьян, существовала далеко за чертой бедности. Войны, засухи, неурожаи, поборы помещиков и незаинтересованность самих крестьян в рабском труде на барина привели к настоящему голоду – крестьяне ели запаренную траву с небольшим добавлением муки или крупы. Поиски причин такого бедственного положения привели посланников императора (маршалов) в деревенские шинки, где крестьяне пропивали последние портки.

   Шинки, как мы уже рассказывали, были зачастую в аренде у евреев. Образ врага сложился мгновенно, без всякого к тому препятствия. В Санкт-Петербург полетели депеши маршалов, в которых признавалось, что «крестьяне, малое обретая знание в земледелии, не могут быть в хорошем состоянии». Однако основной причиной голода называется не несостоятельность крестьян в земледелии, а то, что евреи «последнее с крестьян разными сведомыми средствами высасывают».

   Закончился XVIII в., пришел XIX в. – Павла I, при котором было проведено это исследование, сменил на троне Александр I.

   Павел I

   Александр I Павлович

   В ноябре 1802 г. он создает так называемый Еврейский комитет, в задачи которого входит разработка законодательства, которое бы регламентировало жизнь российских евреев во всех ее проявлениях.

   Идея создания этого законодательства, судя по всему, принадлежала Гавриилу Романовичу Державину, который несколько месяцев инспектировал губернии – черты оседлости евреев и по результатам своих поездок составил юдофобскую записку «Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем». В ней он предлагает самые разнообразные меры (всего 88) по преобразованию еврейской жизни в Российской империи, которые в целом сводятся к идее насильственной ассимиляции, уничтожения еврейского образования, упразднения кагалов и переселения евреев в Новороссию, чтобы отвадить их от шинкарства и превратить в землепашцев и ремесленников.

   «Мнение» Державина хоть и не стало, к счастью, единственным источником создания «еврейского законодательства», но в конечном итоге значительно повлияло на его содержание. Еврейский комитет поначалу успокаивает встревоженных соплеменников. «Сколь можно менее запрещений, сколь можно более свободы, – такой демократический подход провозглашает знаменитая запись в журнале заседаний комитета. – В образовании евреев (следует) предпочесть средства тихого одобрения, возбуждения их собственной деятельности и пресечения только тех препятствий, кои зависят непосредственно от правительства и сами собой пресечься не могут». Но благие намерения далеко не всегда приводят к благим результатам. По совокупности обстоятельств комитетчики выпускают в свет документ весьма неоднозначный, есть в нем пункты, которые приведут даже к гибельным последствиям. Однако нельзя не признать, что активное участие евреев в экономическом развитии России в XIX в. было бы невозможно, если бы не принятие Положения.



   Итак, согласно новому закону.

   • Сохранялись границы черты оседлости в тринадцати западных губерниях, к которым добавились Астраханская и Кавказская, куда предполагалось поселить евреев-землевладельцев. Уже в 1824 г. эти губернии исключили из черты оседлости. Во-первых, они не стремились там селиться – к 1824 г. «не записан в оклад ни один еврей». Во-вторых, в 1825 г. началась борьба с распространением секты субботников, которые ассоциировались – хотя это в корне неверно – с иудеями. Именно в это время субботников стали выселять из Центральной России в Закавказье. Появление там же в то же время и евреев, естественно, немедленно навело власти на мысли о том, что новые поселенцы распространяют ересь.

   Молоканские старейшины

   «Субботники» – название секты, последователи которой исповедовали околохристианское вероучение, но соблюдали субботу, как иудеи. Считалось, что они – прямые последователи распространителей ереси жидовствующих. Однако субботниками считали и адвентистов Седьмого Дня, и молокан, и иеговистов-ильинцев. Между верованиями перечисленных сект было не так уж много общего: обрезание, признание Божества в одном лице, то есть непризнание Троицы, высший авторитет Ветхого Завета и празднование субботы, отрицание икон, клира. Читали они на русском или церковно-славянском языках, жили по русским обычаям. Но евреев принимали в свой круг охотно – в качестве раввинов или учителей. Жили субботники в основном в губерниях центральной России (от Воронежской до Саратовской). Однако в 1825 г. был издан указ Синода «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». Тогда же все те, кто признавал себя субботниками, были переселены в предгорья Кавказа, Закавказье и губернии Сибири (Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую). Чуть позже евреев стали насильственно выселять из городов и деревень, в которых обнаруживались субботники.

   В 1825 г. были опубликованы два императорских указа, направленные против приезда евреев в те губернии, где были обнаружены иудействующие; предписывалось также именовать их «жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды», так как название «субботники» «не дает народу точного о секте понятия и не производит в нем того к ней отвращения, какое может производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство». На основании этого закона евреев стали выселять из Воронежской, Саратовской и других губерний.

   • Отменялась двойная подать с фабрикантов, ремесленников и землевладельцев, но сохраняется для всех остальных евреев (просуществовала до 1807 г.).

   • Фабриканты, ремесленники, художники и купцы получали право по делам на ограниченное время приезжать во внутренние губернии России, но только по особым паспортам губернаторов (практически аналог современных заграничных паспортов).

   • Выборные должности теперь могли занимать лишь те евреи, которые умели читать и писать на русском, немецком или польском языках, хотя христиане, занимавшие их, часто бывали неграмотны. Положение вообще меняет взгляд на образование евреев и приводит в итоге к положительным результатам – для них открываются двери общеобразовательных школ и университетов, появляется шанс получать светское образование. И хотя это вызывает сопротивление у старейшин кагалов и ортодоксов, приверженцы Хаскалы и Просвещения рады этому пункту Положения.

   Паспорт, выданный одному из российских евреев властями города Минска в 1850 г. Временное прибывание еврея за чертой оседлости ограничивалось сроком от шести недель до двух месяцев и допускалось только в случае юридической или коммерческой необходимости

   • Евреи получали право покупать незаселенную землю (без крепостных крестьян) и теперь могли нанимать работников – христиан. Это положит начало появлению еврейских земледельческих колоний на юге России. Но довольно скоро христиан нанимать снова запретят – во избежание распространения иудейских верований.

   • Самыми трагическими последствиями обернулась для иудеев 34 статья Положения, которая гласила: с 1 января 1808 г. «никто из евреев ни в какой деревне или селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов… и даже жить в них».



   Под закон о переселении подпадают около 60 000 еврейских семейств, то есть более четверти миллиона человек. Едва взявшись за осуществление этой меры, местные власти поняли, что выселение евреев из деревень обескровливает деревни и наводняет города толпами нищих и обездоленных, которым и жить негде, и есть нечего. Однако в центре считали, что выселение надо довести до конца. Привлекли даже военных, поскольку выгонять людей с обжитых мест было непросто.

   При этом акция переселения евреев в города не представлялась властям карательной – они надеялись таким образом сделать из евреев-шинкарей евреев-землепашцев или фабричных рабочих. Однако задумка эта не была подкреплена реальностью – в губерниях черты оседлости просто не было столько земель, чтобы принять такое количество землепашцев (тем более неумелых). А заводов и фабрик не было и подавно.

   Наполеон

   «Невозможно обращать евреев в фабричных рабочих, – докладывали ревизоры. – В западном крае нет фабрик ни казенных, ни частных, а сами евреи не имеют капиталов для их создания».

   Неожиданным спасением от переселения станет инициатива Наполеона, который объявил, что желает собрать Синедрион французский.

   «Синедрион французский» – так назывался съезд представителей еврейских общин Франции и захваченных ею стран и областей, который состоялся в Париже в феврале-марте 1807 г. Наполеон I с приходом к власти был продолжателем традиции Великой французской революции, в ходе которой евреи Франции и присоединенных к ней стран получали равные с христианами права. Бонапарт был сторонником подобной эмансипации, не желая при этом мириться с автономным существованием евреев на подвластных ему территориях. Наполеон мечтал о создании унитарного государства с единым для всех граждан законодательством, то есть евреи, ранее получавшие равные с христианами права, теперь должны были слиться с местным населением. Для осуществления этого плана в 1806 г. французское правительство принимается за действия, направленные на установление контроля над еврейскими общинами. На заседании Синедриона специальный уполномоченный французского правительства, член государственного совета граф Л. М. Молэ заявил собравшимся евреям: «Его величество желает, чтобы вы были французами; принятие этого звания зависит от вас. Помните, что, оказавшись недостойными, вы откажетесь от него».

   Права и свободы, дарованные французами еврейским общинам Франции и завоеванных Наполеоном стран, не могли не вызывать зависть у униженных российских евреев. Поэтому российские власти посчитали целесообразным прекратить переселение евреев из деревень в города, дабы те в поисках защиты и справедливости не переметнулись на сторону противника. В январе 1808 г. евреев вновь взялись было переселять, но снова захлебнулись массой бедных и бездомных, которых порождало переселение. Пришлось его снова отменить.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим

Надежда Ионина.
100 великих городов мира

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории Украины

Михаил Козырев.
Реактивная авиация Второй мировой войны

Игорь Мусский.
100 великих дипломатов
e-mail: historylib@yandex.ru