Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алина Ребель.   Евреи в России: самые влиятельные и богатые

Кагалы: у истоков традиции

   Кагал – это своеобразная общественно-религиозная форма самоуправления, ставшая не только посредником между евреями общины и государством проживания, но и законодателем, законотворцем.

   Кагал( кахал – буквально «община») в широком смысле слова это и есть община. Однако как исторический термин, определяющий социально-религиозное образование евреев в Польше в XVI–XVIII вв., это небольшой парламент, состоящий из богатых и влиятельных жителей города или местечка. Кагал был для евреев польских местечек и исполнительной, и законодательной властью, поскольку, в сущности, законы общины были законами Торы и ее различными толкованиями, которые старейшины вычитывали в Талмуде.

   Кагалы возникли еще в XV в., когда на территории Польши появился закон, согласно которому судить еврея в польском суде без участия представителя еврейской общины было нельзя. Далее уже появились объединения – кагалы, которые возглавлял «доктор Моисеева закона», обычно раввин. Однако окончательно сформировались кагалы, когда польские власти стали взимать с евреев налоги по принципу круговой поруки – то есть не с каждого человека по отдельности, а с общины в целом. Краткая еврейская энциклопедия подчеркивает, что органы самоуправления общин (под именем «зборы жидовске», а впоследствии – кагал) получили официальное признание согласно грамотам короля Сигизмунда II и к концу XVI в. приобрели единообразную структуру.

   Евреи конца XVIII в.

   На польских территориях, как и во всей Европе, евреи законодательно были ограничены в возможности выбирать сферу деятельности. Они могли становиться торговцами или ростовщиками, брать в аренду питейные заведения или иные лавки. Но даже в таких стесненных условиях евреям удавалось не просто выжить, но вести дела более или менее успешно. В чем причина такой несгибаемости? С одной стороны, кагал стал посредником между европейскими правительствами и общиной. С другой – он в своем религиозном изоляционизме выработал принципы ведения бизнеса, которые помогли евреям выжить и преуспеть в неблагоприятных условиях.

   А. Левин. Евреи в местечке

   Старейшины кагала – в первую очередь в число старейшин входили именно раввины – постоянно занимались просветительством и законотворчеством. Именно они, когда добровольно, а когда и силой, насаждали в общинах законы Торы. Как мы говорили в самом начале, именно Священные еврейские тексты стали основным сводом законов, регламентирующим деловую активность верующих.



   Старейшины кагалов заложили этические и религиозные представления о ведении бизнеса в головы своих соплеменников. Помимо собственных трудов по этике и теологии, они изучали и доносили до общины мысли иных мудрецов – знаменитых толкователей из соседних европейских государств. Таким образом, сформировался некий свод законов, регулирующих не только религиозную, но и коммерческую жизнь иудеев. Талмуд, полный прямых религиозных догматов и иносказательных притч, стал главным источником этих законов. Прекрасный пример такой притчи – рассказ о рабби Шимоне бен Шетахе, который легкой наживе предпочел славу Господа.

   Картина Елены Флеровой

   Однажды ученики Рабби Шимона бен Шетаха купили у нееврея осла для своего учителя. В гриве животного они нашли очень ценную жемчужину. С радостью они сказали Рабби: «С этого дня тебе больше не придется изнурять себя (работой)».

   – Почему? – спросил учитель.

   – Мы купили тебе осла у араба (у нееврея), в гриве которого запуталась жемчужина.

   – Его бывший хозяин знал о жемчужине? – спросил Рабби Шимон.

   – Конечно, нет, – ответили ученики.

   – Верните ее.

   Ученики старались убедить раввина: ошибку совершил нееврей (а неевреи того времени не возвращали денег, полученных из-за ошибки еврея), поэтому следует оставить жемчужину себе.

   Рабби Шимон ответил:

   – Вы что, считаете меня варваром? Пусть лучше я откажусь от своей выгоды в этом мире, но люди скажут: «Благословен Бог евреев».

   Так, через иносказание Талмуд призывает евреев не брать того, что принадлежит другому, не покупать и не продавать краденое, относиться к чужому имуществу так же трепетно, как относишься к своему И это только один пример того, как религиозная мысль, наполненная восхвалением Бога, может стать законом практического выживания в мире торговли и бизнеса.

   Несмотря на то что кагалы были ненавистны многим членам общины, которые не относились к старейшинам или их семьям, они заставляли иудеев помнить и чтить Закон. Последствия такой просветительской деятельности скоро стали ясны: евреи, получившие равные с христианами права, быстро сориентировались и составили серьезную конкуренцию коренным жителям по части ведения дел.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дмитрий Зубов.
Стратегические операции люфтваффе. От Варшавы до Москвы. 1939-1941

Вендален Бехайм.
Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)

Николай Скрицкий.
Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945

под ред. Р. Н. Мордвинова.
Русское военно-морское искусство. Сборник статей

Михаил Козырев.
Реактивная авиация Второй мировой войны
e-mail: historylib@yandex.ru