Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Алексей Гудзь-Марков.   Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв

Юрий Долгорукий снова в Киеве

Наступала осень. После встречи сентябрьского праздника воздвижения креста Господня Русь стала ожидать зиму.
Юрий дал сыну Андрею (Боголюбскому) города Туров, Пинск, Пересопницу. Андрей сел и Пересопнице. Позже этот период в жизни Андрея отзовется в истории ростово-суздальских земель. В жизни ничего не бывает случайного и ничто не проходит без следа.
С началом зимы Русь укрылась снегом, стали подо льдом реки, укатали санями дороги, и князья в городах не могли усидеть спокойно. Зима издревле на Руси была временем жатвы, только не хлебной, а ратной. Накормленные овсом кони храпели по конюшням. Князьям не спалось, их тянуло в походы.
А Русь, укрытая толстым снежным одеялом до крыш, дышала печными трубами и дымоходами курных изб и, казалось, уснула до весны.
Изяслав II стал слать в Пересопницу к Андрею, прося хлопотать перед отцом за волости по реке Горынь. А в Венгрию Изяслав II отправил брата Владимира просить короля «полези же на коне». Венгры стали собираться в зимний поход на Русь. О том стало известно галицкому князю, стоявшему у города Белз. Зная, что венгры прошли Карпаты и взяли город Санок, князь помчался к городу Перемышль. Села вокруг Перемышля уже грабили, а в обозе венгров на санях со связанными руками и ногами сидел посадник из Санока.
Владимир Володарьевич не решился на войну с венграми и поступил так. Князь послал множество золота епископам и придворным венгерского короля. И «оумолвиша короля пойти домови». Король и сам стал подумывать о том, что реки «смерзывають» и лучше «поидемъ домови».
В Венгрию с королем поехал брат Изяслава II Владимир. Князю в Венгрии подыскали невесту «оу бана дчерь».
Отправляя Владимира на Волынь, Гейза II сослался на то, что «явиши црь на мя Грецкыи въставаеть ратью» и зимой и весной король не выступит на Русь.
Изяслав II послал пришедших с Владимиром венгров «на покормъ» к городу Устилуг и принялся хлопотать по организации свадьбы брата и венгерской бановны «н.быс радость велика и веселие».
Зимой Святослав Ольгович увез останки брата Игоря из церкви св. Семена в Копыревом конце Киева в Чернигов и упокоил их в соборе св. Спаса.
Торжества во Владимире-Волынском закончились тем, что Изяслав II вновь отправил брата Владимира в Венгрию за помощью. Владимир в ту же зиму вернулся на Волынь с десятью тысячами венгерских всадников. Вскоре Изяслав II выступил к Киеву.
Он вновь подошел к Пересопнице, где сидел Андрей Юрьевич. Полки стали выше города, по реке, и зажгли «заречеекъ», и тут Изяславу II стало известно, что из Галиции выступил Владимир Володарьевич.
Дружина заволновалась, и Изяслав II произнес: «Вы есте по мне из Рускы земли вышли своихъ селъ и своихъ жизнии лишився». О себе князь сказал, что либо голову сложит, либо «очину свою налезу, и вашю всю жизнь...»
Стеречь Владимир-Волынский остался брат Изяслава II Святополк Мстиславович.
Жители Дорогобужа встретили Изяслава II с крестами и поклонами. Горожане испугались венгров. Изяслав II объяснил, что водит венгров не на своих людей, «но кто ми ворогъ на того вожю».
Перешли реку Горынь и, одолев водораздел с рекой Случь, полки Изяслава II подошли к городу «Коречьску» (Корец). Горожане вышли навстречу князю с поклонами. Князь обошел город и не дойдя до русла Случи, стал лагерем. Впереди были земли Киева.
В то время Владимир Володарьевич послал к Андрею Юрьевичу Василька Ярополковича (кто — неясно), и князья встретились у «Милеска» (быть может, Млинов).
Изяславу II сообщили, что неприятель стоит у него в тылу, у Дорогобужа, и переправляется через Горынь.
Ждать далее было нечего, и Изяслав II решился идти на Киев. Полки перешли Случь и двинулись через «Чертовъ лесъ» к городу Ушица. Стоило полкам и обозам Изяслава II переправиться через реку Уж, как на оставленном берегу появились стрелки галицкого князя. Изяслав II выставил своих стрелков, и начали через реку биться.
Изяслав II из-под стен Ушицы подошел к «Стославли Кринице». От пленного узнали, что галицкий князь укрылся в лесу.
С обоих берегов в Днепр спустили лодки-насады и стали сражаться на воде. Изяслав II, препятствуя переправе Юрия, нарастил лодки досками, и гребцы в них оказались неуязвимы для стрел неприятеля.
Юрий понял, что следует идти к броду, под город Витачев. Вывести ладьи из устья Десны не решились, страшась киевских стрелков, и перетащили ладьи в озеро «Лубеиское» (очевидно, старица Днепра). Из озера ладьи волоком перетащили в «Золотчю» и по ней ввели в Днепр.
Изяслав II без труда разгадал замысел Юрия и стал под Витачевом у «Мирославьскаго села». Юрий решил идти далее на юг, к броду под город Заруб.
Тот брод охранял Шварно «съ сторожи». Первыми брод под Зарубом перешли половцы, а вслед за ними Юрий с союзниками.
Изяслав II стоял «оу Ивана», когда пришла весть о том, что Юрий перешел брод под Зарубом. Черные клобуки поспешили на Рось за детьми и женами, дабы те не попали в руки Долгорукого. С черными клобуками поехал брат Изяслава II Владимир. Черные клобуки — это тюрки, герои степной истории юга Восточной Европы раннего Средневековья — торки, печенеги, берендеи, «кооци».
Изяслав II с Ростиславом и дядей Вячеславом от Витачева отступил к Треполью, а наутро выехал к Киеву через «Брокъ» (бор).
Изяслав II в столицу не вошел, а расположился с «товары» перед Золотыми воротами «оу Язины». Изяслав Давыдович стал но правую руку между Золотыми и Жидовскими воротами Киева, против «Бориславлю двору». Ростислав Мстиславович с сыном Романом стал перед Жидовскими воротами. «Городеньскии Борись» (внук печально известного Давида Игоревича, выколовшего глаза Васильку) закрыл своим полком Лядские ворота Киева.
Между полками князей «на конехъ и пеши» стали тысячи киевлян. Когда столицу окружило вышеописанное войско, появились черные клобуки, двигавшиеся к Киеву от Роси подобно туче. Шли они «с вежами и съ стады и скоты их и мное множество». Тюркская конница опоясала Киев с юга и запада вторым полукольцом.
Объехав полки и установив порядки, Изяслав II так отозвался о шедшем от Заруба неприятеле: «То те не крилати соуть, а перелетевше за Днепръ сядуть же».
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. В.В. Фомина.
Варяго-Русский вопрос в историографии

А.С. Щавелёв.
Славянские легенды о первых князьях

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления

В. М. Духопельников.
Княгиня Ольга
e-mail: historylib@yandex.ru
X