Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Попов.   Человек на Луне? Какие доказательства?

6. Летал ли человек вокруг Луны?

«Аполлон – 8»: без пристрелки – в «десятку»?


В предыдущих разделах рассказано о беспилотных «Зондах», запусками которых СССР готовил пилотируемый облёт Луны. Эта долгая «пристрелка» должна была максимально снизить риск для космонавтов, которым предстояло лететь к Луне. В конце 1968 года, чувствуя накал лунной гонки, члены трёх советских «лунных» экипажей А. Леонов, О. Макаров, В. Быковский, Н. Рукавишников, П. Попович и В. Севастьянов направили в высший политический орган власти СССР – Политбюро ЦК КПСС письмо с просьбой разрешить лететь к Луне. Они считали, что с космонавтами на борту надёжность корабля возрастёт. В первых числах декабря космонавты вылетели на космодром, надеясь, что поступит решение о запуске. Однако советское руководство решило не рисковать жизнью людей, провести ещё несколько полётов к Луне в беспилотном варианте [1] и только после этого посылать в полёт экипаж. Но жизнь распорядилась так, что полететь к Луне советским «лунным» космонавтам не пришлось.


Илл.1.«Аполлон-8»: без пристрелки – в «десятку»

а) ракета «Сатурн-5» с кораблём на старте, б) корабль А-8, в) экипаж корабля, г) по сообщению НАСА А-8 сделал 10 оборотов вокруг Луны


21 декабря 1968 года с космодрома Кеннеди впервые стартовала ракета «Сатурн-5» (илл.1а) с кораблём «Аполлон-8» (1б). На борту находился экипаж из трёх человек (1в). Старт «Аполлона-8» состоялся на глазах у нескольких тысяч представителей различных СМИ и при стечении огромного количества зрителей.

Мы уже знаем из раздела 1 о том, что 4 апреля 1968 года неудачно закончились итоговые беспилотные испытания ракеты «Сатурн-5». Многие иностранные специалисты не восприняли серьёзно последовавшее уже 23 апреля решение НАСА не проводить дальнейшие беспилотные испытания ракеты, но в следующий полёт направить «Сатурн-5» с людьми на борту. «Глупость, авантюра…» – такова была реакция на это решение (раздел 1). И, тем не менее, старт состоялся.

По сообщениям НАСА, корабль «Аполлон-8» направился к Луне, совершилвокруг неё 10 оборотов (илл.1 г) с общей продолжительностью 20 часов и вернулся на Землю [2,3].

Очень многое в этом полёте американцы сделали для себя впервые, причём сделали, как бы «с наскока», минуя вроде бы неизбежные промежуточные этапы.

Впервые вообще в практике всех космических полётов посадили людей на ракету, перед этим неудачно испытанную.

Впервые в своей практике, не проведя ни одного запуска автоматических кораблей в сторону Луны с их возвращением на Землю, сразу послали в полёт корабль с экипажем.

И всё прошло прекрасно. Так сказать, без пристрелки попали в «десятку». Как в ковбойских фильмах. У подавляющей части человечества такой успех вызвал восхищение, но у очень небольшой части (тех самых скептиков) он породил вполне определённое недоверие. Они полагали, что реальная действительность сильно отличается от вестернов. Успех в ней приходит не вследствие кавалерийского наскока, чреватого в данном случае катастрофой и гибелью людей, а после постепенного, шаг за шагом, продвижения вперёд от этапа к этапу. Впрочем, они были в подавляющем меньшинстве и даже немного смешны со своими сомнениями на фоне общего восторга одних и уныния других.



СССР отказывается от пилотируемого облёта Луны


На руководителей советской космической программы и политическое руководство СССР информация о полёте «Аполлона-8» оказала шоковое воздействие. Вот что записал тогда в своём дневнике Н. П. Каманин [4]: «Полёт «Аполлона-8» к Луне – событие всемирно-историческое, это праздник всего человечества. Да, у американцев всё идёт очень хорошо, а я не могу справиться со своим настроением – сегодня оно у меня отвратительное».

А вот отрывки из воспоминаний [5] академика Б. Е. Чертока (в скобках указаны страницы по Интернет-ссылке): «21 декабря 1968 года, суббота, хорошая погода, но праздничного настроения не было. В НИИ-88 мы любовались на большом экране стартом «Сатурна-5» с «Аполлоном-8» (152) С нашей точки зрения, этот запуск обесценивал нашу лунную программу уже самим фактом пилотируемого облёта Луны… Полёт по трассе к Луне и вокруг Луны сопровождался многочисленными телевизионными сеансами. Передавались изображения Земли, Луны, интерьера кабины, работа экипажа, обстановка в центре управления полётом… Полёт ”Аполлона– 8” – независимо от последующих полётов к Луне – был крупнейшим за всю историю американской космонавтики успехом, показавшим всему миру, что наконец-то США удалось опередить Советский Союз в космосе. …(162)»

СССР произвёл ещё два полностью успешных запуска беспилотных «Зондов». Один из них («Зонд-7», 8—14.08.69) состоялся всего через две недели после объявления НАСА о первой высадке на Луне, второй – 20—27.10.70. Однако решение послать советских космонавтов в уже проверенных кораблях в облёт Луны так и не состоялось. Ещё два корабля, полностью оборудованные для пилотируемого полёта, так и остались на Земле [1].



Что предъявили астронавты в доказательство полёта к Луне и вокруг неё?


А теперь рассмотрим доказательства НАСА относительно того, что «Апполон-8» действительно стартовал с околоземной орбиты и достиг Луны. При этом не будем изучать упоминавшиеся Б. Е. Чертоком демонстрации изображений интерьера кабины с экипажем внутри, работы экипажа и обстановки в центре управления полётом. Это можно снять и в полёте по околоземной орбите.

Посмотрим, что экипаж пилотируемого корабля А-8 предъявил миру принципиально нового по сравнению с тем, что показали автоматические космические аппараты, со снимками которых мы кратко познакомились в разделах 4 и 5. Что экипаж показал такого, что могли показать только астронавты, если бы они летали вокруг Луны?

Рассматриваемые ниже особенности кино– и фотоматериалов А-8 в значительной мере относятся не только к полёту А-8, но и к полётам других «лунных» «Аполлонов». Познакомимся с тем, что показано на сайтах НАСА о полёте А-8.

Первый сайт «The Project Apollo Image Gallery» [6] (будем называть его главным сайтом) представляет собой как бы комплексный рассказ об этом полёте, где собраны самые лучшие иллюстрации. На нём 106 фотографий.

Второй сайт «Apollo Image Atlas, 70mm Hasselblad Image Catalog» [7] сильно отличается от первого и по количеству, и по качеству иллюстраций. Количество иллюстраций на этом сайте гораздо больше, (только от имени астронавтов А-8 их представлено около 860), но их качество настолько низкое, что весь сайт напоминает склад не очень удачных снимков, которые жалко выбросить. Начнём знакомство с главного сайта [6].



Галерея проекта “Apollo” представляет



80% иллюстраций – об астронавтах

Илл.2. Как астронавты шлемы надевают


В предисловии к сайту предлагается познакомиться со 106 уникальными фотографиями. Однако большинство этих фотографий трудно назвать уникальными. Мы видим много схожих и малоинтересных снимков, посвящённым земным будням космонавтов и космических центров. Таков, например, «рассказ» в картинках о том, как астронавты надевают шлемы (илл.2). И это далеко не все снимки про надевание шлемов.

Экипаж представлен в десятках однообразных фотографий (илл.3). Астронавты в синих скафандрах, астронавты в белых скафандрах, астронавты в вольной одежде, астронавты при галстуках, и т. п. Так любящая бабушка показывает десятки почти одинаковых фотографий своего несравненного внука.


Илл.3. На сайте А8 – десятки фотографий экипажа «Аполлона-8»

13% – о ракете

На сайте приведены 14 фотографий ракеты «Сатурн-5». Можно понять гордость создателей такой грандиозной ракеты. Однако около половины этих фотографий дублируют друг друга. Такое впечатление, что и здесь составители сайта стремятся компенсировать нехватку оригинального материала путём повтора однотипных кадров.


Илл.4 На сайте 14 фотографий ракеты и её старта, многие из которых повторяются


Ракета и её старт – это как бы пропагандистская изюминка сайта. Но ведь старт – это только начало полёта. А что рассказано на сайте о самом полёте к Луне и вокруг неё? Увы, информация, представленная на этот счёт, весьма ограничена. Такое впечатление, что акцент на показ эффектного начала пути как раз и призван отвлечь внимание от того факта, что информация о самом полёте и о его результатах поразительно скудна.



7% – космические темы самого полёта


Илл.5 Последняя ракетная ступень S-IVB, отделившаяся от А-8 (повторяется из раздела 5)


Есть на сайте [6] 2 вида последней ступени ракеты на чёрном фоне космоса, якобы отделённой после выхода А-8 на трассу полёта к Луне. Один такой (уже знакомый нам) вид показан на илл.5. Цену таким доказательствам (точнее, её отсутствие) мы достаточно узнали из раздела 5.


Илл.6. Виды полной Земли, снятые:

а) астронавтами А-8 (согласно НАСА)

б) американским спутником АТС-3

г) советской стацией «Зонд-7»


На сайте можно найти 2 вида полного диска Земли. Один из них показан на илл.6а. Красивый снимок! Но ведь мы уже знаем из раздела 4, что, ко времени полёта А-8, НАСА уже имела в своём распоряжении цветные снимки полного земного шара, например, от своего спутника АТС-3 (илл.6б). Рядом, на илл.6в, показан знакомый нам вид Земли, снятый советским «Зондом-7» всего через 8 месяцев после полёта А-8. Как мы видим, снимок илл.6а, приписываемый астронавтам, принципиально ничем не отличается от снимков илл.6б,в, сделанных автоматами…

Есть на сайте также 3 вида Луны и лунной поверхности, два из которых приведены на илл.7 в левой колонке. Они должны свидетельствовать о приближении А-8 к Луне. Но, как отмечалось в разделе 4, ко времени полёта А-8, благодаря только одним «Орбитерам», у НАСА в запасе имелись тысячи фотографий различных участков Луны, снятых с разных расстояний (средняя колонка). Рядом показаны снимки советских автоматических «Зондов» (правая колонка). Как и в предыдущем случае, мы вновь убеждаемся, что снимки, предъявляемые от имени астронавтов (в данном случае снимки Луны) принципиально ничем не отличаются от снимков автоматических аппаратов.


Илл.7. Виды Луны, снятые с разных высот:

левая колонка – астронавтами А-8 (по данным НАСА)

средняя колонка – американскими окололунными спутниками «Орбитер-1 и 5»

правая колонка – советскими автоматическими станциями «Зонд-7 и 8»


Украшением сайта А-8 [6] являются три качественных снимка одного восхода Земли над лунным горизонтом (илл.8). Астронавты, как утверждает НАСА в подписях к этим снимкам, были первыми людьми, которые увидели воочию восход Земли над лунным горизонтом. На память об этом они сделали эти три снимка.


Илл.8. Три снимка Земли над лунным горизонтом, снятые согласно НАСА астронавтами А-8


Но опять мы не должны забывать, что первые снимки Земли над лунным горизонтом НАСА получила от «Орбитера-1» ещё за два с лишним года до полёта А-8 (раздел 4). И советские автоматические «Зонды», летавшие к Луне в то же самое время, когда стартовали «Аполлоны», тоже продемонстрировали прекрасные снимки Земли над лунным горизонтом (илл.9).


Илл.9. Три снимка Земли над лунным горизонтом, снятые автоматическими станциями «Зонд-7 и 8»


Итак, уже в третий раз мы убеждаемся, что очередная серия снимков, предъявленная НАСА от имени астронавтов (илл.8) не несёт в себе ничего особенного по сравнению с тем, что делали в то время автоматические космические спутники и корабли.

Если бы советская пропаганда, была столь же искусной и столь же не скованной рамками условностей, как американская, то при том наборе аргументов, которые НАСА предъявила в доказательство факта полёта астронавтов А-8 вокруг Луны, и СССР мог бы объявить, что советские космонавты летали вокруг Луны. Аргументы в доказательство такого полёта (илл.5,6 и 8) были бы совершенно аналогичны тем, что предъявила НАСА от имени астронавтов «Аполлона-8».



Где же кинофильм о полёте над Луной «от терминатора до терминатора»?


А что же могли астронавты А-8 привезти с окололунной орбиты такого, чего не могли передать на Землю автоматы? Астронавты могли привезти и показать представительный и качественный кинофильм о полёте над Луной. Поскольку для автоматов задача съёмки кинофильма о полёте над Луной была непосильной или, по крайней мере, трудновыполнимой задачей (см. приложение к разделу 4), то демонстрация от имени астронавтов такого фильма имела бы очень большое значение.

Именно так поступили те, кто отправлял в космос первые советские корабли. Гагарин совершил на своём легендарном корабле «Восток-1» всего один виток вокруг Земли. Всего 1 час он был в космосе. Не успел взлететь, а уже пора готовиться к посадке. Не до кино. Но уже во второй полёт вокруг Земли космонавт Г. Титов отправился с кинокамерой. Вот отрывок из описания его полёта [8]:

«6 августа 1961 года был запущен корабль, получивший название «Восток-2», с лётчиком-космонавтом Г. С. Титовым. На корабле была установлена профессиональная кинокамера (кинокамера “Конвас”, использующая 35-мм цветную киноплёнку – А.П.), доработанная для бортовых съёмок. Была выполнена 10-минутная съёмка Земли через иллюминаторы корабля. Объекты съёмки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полёта. Полученная высококачественная съёмка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, была опубликована в центральных газетах и вызвала интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космоса». И всё это было в 1961 году, за 7 лет до полётов «Аполлонов».

Астронавты А-8, по словам НАСА, кружили над Луной 20 часов. Время для съёмки кинофильма было. И, согласно отчёту НАСА [9], астронавты А-8 сняли весьма качественный и пространный фильм о полёте над Луной:

«Четыре кассеты 16-мм цветной киноплёнки были отсняты через иллюминатор. Этого оказалось достаточно, чтобы снять отрезок от терминатора до терминатора. Просмотр фильма показал, что поверхность снята с хорошим пространственным разрешением, а выдержка была подобрана правильно».

Терминатор – это граница между освещённой и неосвещённой стороной Луны. Значит, пока астронавты летели над освещённой стороной Луны, они снимали свой фильм. Названная для А-8 высота окололунной орбиты равнялась 110 км. С такой высоты раскрывается вид примерно на тысячу км от горизонта до горизонта. Весь полёт над освещённым полушарием занимает примерно 1 час. Следовательно, мы вправе ожидать, что НАСА продемонстрирует нам фильм примерно часовой (или около этого) длительности о полёте над Луной. Это была бы захватывающая картина. И, между прочим, на неё должно было уйти несколько десятков тысяч 16-мм кадров. Куда там «Орбитеру» снять такой фильм, если он передавал свои 400 кадров две недели (раздел 4).

Однако упомянутого кинофильма «от терминатора до терминатора» ни автору, ни его коллегам за три года работы над темой «Луны» не удалось обнаружить ни в одном из опубликованных НАСА материалов (передачах по ТВ, видеодисках, видеокассетах, видеоклипах в Интернете).

Ни одного продолжительного киноэпизода о полёте над Луной НАСА широкой общественности не продемонстрировала. Во многочисленных фильмах НАСА имеется очень мало эпизодов, снятых с окололунной орбиты, при этом их длительность не превышает десятков секунд, а подлинность вызывает много вопросов.

Например, в фильме [ф2] есть красивый эпизод на 20—30 секунд, где корабль в своём движении по окололунной орбите пересекает терминатор и переходит с освещённой части Луны на ночную. Это, конечно, не полёт «от терминатора до терминатора», но за неимением большего изучим хотя бы этот короткий эпизод (илл.10) (см. также ролик ив10).



Гипсовая Луна?


Илл.10. Гипсовая Луна?


Вот вдали показалась тёмная граница света и тени, так называемый терминатор. У самого терминатора расположена структура в виде полукольца, отмеченная цифрой 1. Она поможет нам проследить за сменой света и тени. Вот местность вокруг полукольца быстро охватывает темнота. На илл.1а полукольцо 1 находится ещё на освещённом участке местности, а уже через 11 секунд оно погрузилось в почти полную темноту, и только гребни лунных валов ещё освещены (илл.10в).

Столь быстрое потемнение очень любопытно, потому что на Луне ночь сменяет день очень медленно, так как Луна делает один оборот вокруг своей оси за 27 суток. Граница света и тени перемещается по лунному шару со скоростью всего 6 м/с. За 11 секунд она сместится всего на 70 м. И, если за эти 11 секунд тень накрыла ранее освещённый участок лунной местности, то и сам участок должен иметь размеры порядка десятков метров. Однако легко рассчитать, что с высоты 110 км, на которой согласно НАСА А-8 пролетал над Луной, открывается вид с дальностью горизонта в 600 км.


Илл.11. Увеличенный фрагмент илл.10: местность, до этого времени погружавшаяся в темноту, вдруг снова осветилась


Второе противоречие мы видим, сравнивая два соседних кадра: илл.10в и илл.10 г. На кадре илл.10в космический мрак почти полностью окутал всю местность, и вдруг, всего через 0,16 с местность под кораблём снова освещается довольно ярким светом (илл.10 г). Как будто Солнце решило подпрыгнуть над лунным горизонтом и ещё раз осветить местность (илл.11).

Это уж совсем непонятно. Но непонятно только в том случае, если верить НАСА и полагать, что приведённые кадры действительно сняты над Луной. Всё встанет на свои места, если считать, что в объективе киноаппарата не настоящая лунная местность, а её макет – например, гипсовый лунный глобус с вылепленными деталями лунного рельефа. Подобные глобусы Вы встретите практически в любом планетарии или космическом музее. Лунный глобус освещается косыми лучами и проворачивается перед объективом.



Мультфильм на тему «Восход Земли на окололунной орбите»


Познакомимся кратко с тем, как НАСА показывает в своих фильмах восход Земли над лунным горизонтом. На илл.12 показана компьютерная композиция из заставок фильма НАСА о полёте «Аполлона-11» “The Eagle has landed” («Орёл совершил посадку») [ф8]. («Орёл» – это собственное имя лунного модуля А-11). Комментатором по фильму выступает астронавт А. Шепард. Как видим, подход к пропаганде в НАСА – самый серьёзный и можно полагать, что в фильм вошли самые эффектные и качественные кадры и эпизоды из того, что имелось в видеотеке НАСА.


Илл.12. компьютерная композиция из заставок фильма “The Eagle has landed”; начальный и конечный кадры эпизода «Восход Земли» из названного фильма


В фильме есть эпизод длительностью в 13 секунд, который показывает восход Земли над лунным горизонтом (см. сам фильм иф4 и ролик ив11 с обсуждаемым эпизодом на Интернет-сайте книги). Но этот эпизод – не отрывок «кино», а довольно примитивный мультфильм, для создания которого использовано всего 4 различных кадра с четырьмя различными положениями Земли над лунным горизонтом (илл.13). Меняя эти кадры методом «наплыва» следующего изображения на предыдущее, режиссёры НАСА изобразили восход Земли.


Илл.13. Весь же «фильм» о восходе Земли над лунным горизонтом смонтирован из четырёх снимков


Но зачем потребовалась вся эта процедура с наплывом кадров друг на друга? Не проще ли было снять с соответствующей полки НАСА настоящую киноленту с примерным названием «Восход Земли над лунным горизонтом, снятый астронавтами А-11» и использовать из неё подходящий фрагмент? Скорее всего, не было у НАСА такой киноленты, а были только несколько кадров. Вот и пришлось лепить из них «фильм». А снять несколько кадров для такого мультфильма «Орбитеру» вполне под силу (илл.8).



Непрерывный эпизод на 15 секунд


Пропагандисты НАСА, по-видимому, понимали, что только мультфильмами от внимательного зрителя не отделаешься. Наверное, поэтому, в фильме [ф2] есть два любопытных и примерно равноценных эпизода восхода: один на 12 секунд, другой на 15 секунд (см. также ролики ив25, ив26).


Илл.14. 15 секунд на «киноэпизод» о восходе Земли над лунным горизонтом


На илл.14 показаны два стоп-кадра из 15-секундного эпизода. В начале эпизода Земля загнана в самый угол кадра (илл.14а). Едва она успевает оторваться от горизонта менее чем на свои пол – диска, как тут же «упирается» в нижнюю границу кадра и на этом «сеанс» заканчивается (кадр 6б).

В отличие от предыдущего «мультфильма из 4-х кадров» эти эпизоды действительно передают некое непрерывное движение. Однако, по мнению автора, было бы преждевременно углубляться в анализ этого эпизода до тех пор, пока защитники не помогут прояснить вопрос, а что же мы всё-таки видим на его кадрах? Тот набор размытых светлых и тёмных пятен, который мы видим на кадрах илл.14 и илл.15а – это лунная поверхность? А столь же размытый полукруг над горизонтом – это действительно Земля? На удивление низкое качество этих кадров (хотя по легенде НАСА эпизод снят подготовленными людьми на окололунной орбите) затрудняет однозначный ответ на эти вопросы. Для наглядности на илл.15 сопоставляются в одинаковом масштабе фрагмент кадра из рассматриваемого киноэпизода (для удобства сравнения кадр повёрнут) и фрагмент уже известного нам снимка восхода илл.8а.


Илл.15. Качество изображения в рассматриваемом киноэпизоде (а) гораздо хуже, чем на снимке (б)


На фрагменте снимка илл.15б мы видим множество характерных для лунной поверхности деталей, чётко видна Земля с деталями её облачного покрова. О кинокадре этого сказать никак нельзя. И, если принять на веру утверждение НАСА, что этот эпизод снят астронавтами, то, что с ними случилось, когда они отложили фотоаппарат и взяли в руки кинокамеру? Почему они сняли такие плохие кинокадры? И почему так коротки киноэпизоды о полётах над Луной, показанные НАСА: считанные секунды, и это притом, что согласно НАСА, астронавты всех «Аполлонов» сообща провели на окололунных орбитах около 800 часов?

А, если перед нами не кинокадры, а кадры прямой телевизионной передачи с окололунной орбиты, то почему нам не показывают кинокадры аналогичного содержания? Ведь они заведомо должны отличаться гораздо лучшим качеством, чем кадры прямой телепередачи. Прямая телепередача с места событий – конечно, очень интересна и важна в своё время, но, если за ней не следует предъявление результатов качественной киносъёмки, то это не может не наводить на сомнения: кино (или теле-) эпизод такого качества можно сделать и на Земле. Например, с применением того же гипсового глобуса Луны. И тогда он, конечно должен быть коротким: фокусы всегда показывают быстро.

Вот, пожалуй, и все доказательства, которые НАСА предоставила общественности в подтверждение того, что астронавты А-8 (и другие) летали вокруг Луны. Это – снимки Земли (илл.6а), виды лунной поверхности (илл.7, левая колонка), несколько кадров Земли над лунным горизонтом (илл.8), то есть всё то, что НАСА могла получить от околоземных спутников типа АТС-3 и от окололунных «Орбитеров». Их «подкрепляет» киноэпизод о полёте над «гипсовой» Луной (илл.10, 11), мультфильм из 4-х кадров о восходе Земли (илл.12, 13) и два сомнительных однотипных киноэпизода, один из которых обсуждался выше (илл.14, 15). Продолжительность этих «фильмов» на удивление коротка.

В целом, на основании вышесказанного приходится констатировать, что информация НАСА о пилотируемом полёте «Аполлона-8» вокруг Луны не подтверждена. Отсутствие же среди публикаций НАСА упомянутого кинофильма о полёте над Луной «от терминатора до терминатора» при одновременном наличии большого числа коротких и неубедительных «киноэпизодов с орбиты» усугубляет сомнения. Это главный вывод раздела.

Не будем, однако, на этом спешить расстаться с историей НАСА о полёте А-8. Дело в том, что тщательное изучение представленных от имени А-8 снимков восхода Земли над лунным горизонтом, показывает, что они не только принципиально не отличаются от снимков, сделанных автоматами, но, скорее всего, и сделаны автоматическими космическими аппаратами.



На этих снимках – почерк автомата


Один восход Земли на 10 оборотов вокруг Луны

Илл.16. Рисунок облачности Земли – неповторимый автограф времени.

Стрелка указывает на величину и направление смещения рисунка облачности в течение 2 часов из-за вращения Земли


А-8, по данным НАСА, сделал 10 оборотов вокруг Луны. Значит, астронавты должны были видеть восход Земли 10 раз. Но на илл.8 показаны три кадра, относящиеся только к одному восходу. Убедиться в этом очень просто. На орбите, по которой, согласно НАСА, кружился над Луной А-8, один оборот вокруг Луны занимает 2 часа. Предположим, астронавты, сделав кадры илл.8 и совершив на своём корабле полный оборот вокруг Луны, захотят снять восход Земли ещё раз. Землю они увидят уже другой. За два часа земной шар совершит 1/12 часть от своего суточного оборота и покажет другие континенты и другие детали своего облачного покрова (илл.16). А на всех кадрах илл.8 рисунок облачности Земли один и тот же. Следовательно, перед нами три кадра одного восхода Земли.

Почему же астронавты А-8 сделали снимки только одного из десяти якобы виденных ими восходов? Посмотрите, как тепло говорил астронавт Ф. Борман о Земле: «Земля с орбиты Луны. Я видел голубой шарик, на котором осталось всё, что дорого моему сердцу» [10]. Но почему-то, сделав 3 качественных кадра одного восхода, он прекратил съёмку «голубого шарика».

Не запланировано?

Возможно, для предупреждения подобных вопросов была озвучена следующая необычная история:

«Когда командир экипажа, полковник Борман впервые увидел яркий голубой диск Земли, восходящей над лунным горизонтом, и попросил у Андерса фотокамеру, пунктуальный майор ответил кратко: Это не запланировано. С трудом удалось убедить его» [10].


Илл.17. Строгий майор и послушный полковник


Интересно, как это майор Андерс, будучи в подчинении у полковника Бормана, решает: дать или не дать полковнику фотокамеру (илл.17)?

Качественная фотосъёмка всех восходов (10 оборотов – 10 восходов), не говоря уж о заходах (а их астронавты видели тоже 10 раз), была бы совсем не лишним доказательством того, что корабль действительно кружился вместе с астронавтами вокруг Луны. Но её, оказывается, не запланировали. В это трудно поверить.



От человека ждут репортажа, автоматы же работают молча


Познакомимся ещё с одним эпизодом, промелькнувшим в потоке информации о полёте А-8 и ныне почти забытым.

Само собой разумеется, что автоматы посылают на Землю свои телеснимки без всяких комментариев. Иное дело – человек. Но, как оказалось, когда от астронавтов А-8 ждали рассказа, о том, что они видят с окололунной орбиты, они молчали не хуже «Зондов» и «Орбитеров». «От них требовали комментариев и не получали: слишком переполнены они были зрелищем Луны, чтобы вести радиорепортаж….» – пишет автор [10].

Как-то не вяжется такое поведение с образом трёх опытнейших лётчиков-испытателей, которые по роду своей профессии не имеют права «теряться» в самых экстремальных ситуациях. А тут замолчали сразу все трое. Да и с чего бы такая неожиданность? Ведь Луна не вдруг возникла перед их взором. Три дня она «росла» в иллюминаторах корабля, постепенно раскрывая детали своей поверхности.

А, если уж и нашёл на всех астронавтов такой стресс, то почему он не помешал майору хладнокровно указать полковнику, чтобы тот не тянул руки к фотокамере? О чём говорят такие нестыковки? Возможно, о том, что для НАСА было непросто дать логичное объяснение просачивающимся нежелательным фактам. То восходы снимаются поштучно, то комментариев нет. Ведь это информацию НАСА повторяли американские СМИ, а за ними и автор [10].

А автоматические космические аппараты работают молча и, если предположить, что именно они прислали обсуждаемые снимки, то рассказы о незапланированных восходах и молчащих от переполненности зрелищем Луны асах не потребуются.



Земля уплывает, плохих кадров больше, чем хороших – это не почерк человека


Полковник, видимо, волновался под опекой майора, и это отразилось на результатах его работы. Он сумел снять только три качественных кадра восхода Земли (илл.8). Но одновременно он же (или его товарищ) сделал ещё двенадцать кадров того же восхода, но гораздо худшего качества ([7], раздел А8, снимки от AS08-14-2385 до AS08-14-2396). Четыре последовательных кадра из этой серии представлены на илл.18.


Илл.18. Низкокачественные кадры составляют большинство среди снимков восхода Земли, приписываемых астронавтам А-8. Обратите внимание на то, что Земля от кадра к кадру уходит «из объектива»


Изучим эти кадры. При этом сначала примем объяснение НАСА, что они сделаны астронавтами.

1 кадр за 5 секунд – напоминание о «Рейнджерах»

Восходящая Земля уходит из кадра, и на кадре 18 г видна уже только наполовину. И никакой попытки повернуть объектив вслед за уходящей из кадра Землёй. Уж не забыли ли астронавты про видоискатель? Мы наблюдали подобное явление в разделе 5 и отметили, что человек так не фотографирует. А вот автоматическая камера может «выдать» такой сюрприз, если у неё неустойчиво работает система наведения объектива.

Оценим, с какой частотой сменяются кадры илл.18. Известно, что угловой диаметр Земли на небе Луны равен примерно 2о. Он будет мерилом угловых размеров других деталей, видимых на снимках. Согласно НАСА, А-8 совершал один оборот (360о) вокруг Луны за 2 часа, а, значит, смещался на 1о за 20 секунд. Если астронавтов «подменял» окололунный спутник, то он должен был двигаться примерно по той же орбите и примерно с такой же скоростью. Поэтому и для него Земля восходила бы со скоростью 1о за 20 секунд.

На кадрах илл.18 Земля поднимается на высоту примерно 1о. Значит, между съёмкой этих кадров прошло около 20 секунд. На илл.18 указаны примерные моменты времени, в которые соответствующие кадры сделаны. За нулевой момент времени принят момент, когда был снят кадр илл.18а. Кадры следуют через каждые 5 секунд.

Но именно с такой частотой телекамеры «А» и «В» «Рейнджеров» передавали в «прямом эфире» изображения лунной поверхности (раздел 4). Поэтому вполне вероятно, что кадры илл.18 переданы в прямом эфире с помощью автоматической телекамеры.

С этим предположением вполне согласуется низкое качество изображения на кадрах илл.18.

Не может хороший фотограф делать много плохих снимков и мало хороших

Телекамеры «А» «Рейнджеров» имели угол обзора 23о. Поле зрения камеры, снимавшей кадры илл.18 заметно шире: 40о, что тоже определяется по угловому размеру Земли. Для расширения поля зрения (по площади в три раза) достаточно заменить объектив. Но тогда при той же скорости передачи кадров должно упасть качество изображения (раздел 4). В отличие от снимков «Рейнджеров», кадры илл.18 – цветные. Работа «в цвете» ещё примерно в три раза снижает качество изображения, так как во столько же раз увеличивает количество информации, которую надо передать за те же 5 секунд. В общем, если кадры илл.18 переданы в прямом телеэфире, то их качество должно быть низким.

И оно, действительно, низкое. Достаточно взглянуть на илл.19, где показаны в одинаковом масштабе три увеличенных фрагмента изображения Земли: два – вырезанных из илл.8а и 8б, и один – из илл.18а.


Илл.19. Как можно одним фотоаппаратом делать снимки столь разного качества?


По утверждению НАСА и кадры илл.8, и кадры илл.18 сделаны астронавтами с помощью фотоаппарата. А как может умелый фотограф, работая при одинаковых условиях съёмки, сделать снимки столь разного качества? Получается неувязка. Логичнее считать, что кадры илл.8 и кадры илл.18 получены двумя совершенно разными способами. Отсюда и резкое различие в их качестве.

Но, если считать, как это сказано выше, что низко качественные кадры илл.18 – это результат работы автоматической телекамеры, работающей в прямом эфире, то, как были сделаны качественные изображения илл.8?



Вспомним об «Орбитерах» и фототелевизионном методе


«На минуту» опять доверимся НАСА, и будем считать, что уж качественные-то снимки илл.8 сделаны астронавтами.

Тогда первое, что удивляет, и о чём писалось, это то, что таких качественных снимков всего три и все три относятся к одному восходу Земли, хотя астронавты должны были видеть 10 восходов. А ведь если на окололунной орбите находится человек с фотоаппаратом, то он может «нащёлкать» очень много качественных кадров. Пока плёнка не кончится.

Во-вторых, обычно фотосъёмку восхода небесного светила ведут через равные промежутки времени. Однако, кадры илл.8 сняты с очень неравномерными интервалами по времени. Это можно установить по восхождению Земли (1о за 20 секунд). Сначала Земля снята у самого горизонта (илл.8а). Примем этот момент за начало отсчёта времени. Кадр илл.8б снят примерно через 80 секунд. Затем всего через 20 секунд, хотя Земля ещё не успела существенно изменить своё положение, снят кадр 8 в. Почему интервалы времени между кадрами отличаются в 4 раза? И, что любопытно, при этом одновременно и равномерно во времени, через каждые 5 секунд снимается серия из 12 кадров низкого качества (илл.18). Трудно уловить во всём этом здравый смысл, если считать что всё это делает человек на орбите.

И здесь опять вспоминаются возможности автоматов-фотографов (раздел 4). Мы знаем, что фототелевизионный метод, которым «работали» «Орбитеры», значительно менее оперативен, чем метод прямого телевидения, но зато обеспечивает высокое качество изображения. И, если именно этим методом получены три прекрасных снимка илл.8, то тогда становится понятным и их высокое качество, и их малое количество. И работает фототелевизионная аппаратура «в тандеме» с телекамерой, ведущей прямую телепередачу большого количества низкокачественных кадров (илл.18).



Как автоматы могли подменить астронавтов


Предположим, что на окололунной орбите работает спутник – «фотограф восходов Земли». Скорее всего, он был направлен специально, поскольку, если верить НАСА, известные «Орбитеры» к началу полётов «Аполлонов» уже не работали [11]. Заметим, что в 1968 году, когда стартовал А-8, около половины космических запусков в США совершались без объявления их целей. Такие секретные запуски происходили в среднем раз в 10 дней [12]. Включить в этот поток космических стартов запуск нескольких автоматических «лунников» – аппаратов весьма умеренной массы и стоимости, очевидно, не представляло особой сложности. Стоимость запуска одного «Орбитера» составляла около 1/1000 от стоимости программы «Аполлон» [11].

Назовём этот спутник условно «Орбитер-Х». Известные «Орбитеры» получали с Земли определённые команды и исполняли их, например, так они меняли свою орбиту [13]. «Орбитер-Х» также работает в контакте с Землёй.

Он оснащён телекамерой, работающей в прямом эфире. Её назначение – увидеть краешек Земли, как только она покажется над горизонтом, и «сообщить» об этом оператору. Для этой цели подходит камера «А» от «Рейнджера»: у неё более широкий «кругозор» и удовлетворительная частота «докладов» (1 кадр в 5 секунд).

Угол обзора расширен до 40°, чтобы в момент восхода Земля с большей вероятностью попала в кадр. Телекамера работает «в цвете», так как голубое пятнышко Земли над тусклым фоном лунной поверхности оператору заметить легче.

Пока «Орбитер – Х» летит над невидимой с Земли стороной Луны, радиосвязи нет, но телекамера спутника по заданной программе нацелена на то место лунного горизонта, где должна показаться Земля.

Как только спутник выходит из-за Луны, радиосвязь восстанавливается, и к оператору приходят первые изображения. Возможно, он увидит на них Землю близко от центра кадра (илл.18а). Но может увидеть и краешек Земли (илл.18 г). Может ли оператор воздействовать на систему ориентации спутника? По-видимому, не очень. Потому что, если бы мог, то Земля на кадрах илл.18 «держалась» бы в центре.

Вот, например, телекамера прислала кадр илл.18а. Земля не в центре, но и достаточно далеко от границы кадра. И оператор немедленно посылает команду фототелевизионной установке спутника – сделать фотоснимок. Ось её объектива согласована с осью объектива телекамеры. Это обычное техническое решение. Фотографирование ведётся при более узком угле обзора, чем «разведка» (сравните видимый размер Земли на кадрах илл.8 и илл.18). Сужение обзора – дополнительный фактор улучшения качества изображения. Фотоснимок сделан, а проявить его и передать на Землю можно будет позже. Это и будет высококачественный снимок илл.8а.

А можно ли продолжать фотографировать и копить хорошие снимки? Нет, потому что через 15—20 секунд Земля уплывает из кадра (илл.18 б-г). Оператор пока ничего не может поделать (если бы мог – не допустил). Только через 80 секунд Земля возвращается в кадр (в результате ли дрейфа направления оси объектива или какими-то сверхусилиями оператора – мы не знаем). Фототелевизионная установка получает задание сделать ещё две фотографии. Это будут снимки илл.8б и илл.8 в. Больше возможностей для качественного фотографирования восхода система ориентации объектива не обеспечила.

Если автор в целом правильно угадал описанную схему, то становится понятным, почему НАСА представила много низкокачественных кадров восхода Земли на общем «складе» [7] и почему так мало качественных восходов на демонстрационных сайтах «лунных» «Аполлонов» [6,14], куда некачественные снимки не допускаются. Низкокачественные кадры получены высокопроизводительным методом прямого ТВ, а качественные – малопроизводительным фототелевизионным методом.

Так для астронавтов А-8 «Орбитер-Х» обеспечил 12 низкокачественных (илл.16) и всего 3 качественных кадра (илл.8) одного восхода. Для астронавтов А-10 «расклад» вышел похуже: на 40 низкокачественных кадров восхода [7, А-10] им достался лишь один качественный кадр [6, А-10].

Обобщим коротко ситуацию по снимкам восходов для всех «лунных» «Аполлонов». По данным НАСА, 8 «Аполлонов» (от А-8 до А-17, исключая А-9 и А-13) совершили в общей сложности 373 оборота вокруг Луны [2]. На «общем складе» снимков [7] насчитывается около трёхсот низкокачественных кадров восхода Земли. А вот качественных снимков (сравнимых по качеству с илл.8), удостоенных чести украсить сайты [6, 14] раз в десять меньше: в среднем по 3—4 кадра в расчёте на один полёт к Луне. Всё находится в полном соответствии с предположением, что не астронавты, а автоматические фотографы снимали и передавали изученные кадры.



Атлас снимков “Apollo” представляет



Изучая кадры илл.18, мы, по – существу, уже прикоснулись к содержанию упоминавшегося в начале раздела второго сайта – «Apollo Image Atlas, 70mm Hasselblad Image Catalog» [7].

По утверждению НАСА, только от имени астронавтов А-8 на него выложено около 860 снимков. Общее же количество снимков, выложенных на этот сайт от имени астронавтов всех «Аполлонов» превышает 20 тысяч. Так что мы не можем пройти мимо, не «покопавшись» в таком объёмном хранилище.

Обращают на себя внимание многочисленные (их – сотни) ошибки в построении кадра и нацеливании объектива на объект съёмки. Мы уже видели на многих кадрах, что Земля и Луна «прыгают» в кадре и «уплывают» из него совершенно непонятным образом (илл.22,23 из раздела 5 и илл.18 из данного раздела). Трудно поверить утверждению НАСА, что именно астронавты были авторами таких снимков, ведь тогда придётся считать, что они не умели держать в руках фотоаппарат. Ниже показаны другие интересные примеры.

Так, в атласе можно найти 6 последовательных изображений Луны, где, в основном, показана чернота космоса, а Луной кадр заполнен процентов на 5—10 в самом уголке (илл.20).


Илл.20. Снимки атласа «Хассельблад» – работа не астронавтов


В атласе можно найти серии совершенно чёрных кадров (илл.21а). Есть в нём и серии засвеченных кадров (илл.21 б-г). А серия кадров, начинающаяся снимком илл.21д интересна тем, что камера пришла в быстрое вращение.


Илл.21. Снимки атласа «Хассельблад» – работа не астронавтов (продолжение)


Глядя на кадры илл.20 и 21, важно обратить внимание на то, что брак идёт как бы сериями. Это очень странно, если, веря легенде НАСА, считать, что перед нами снимки, сделанные человеком. Ведь как поступает фотограф, если он допустил ошибку: плохо скомпоновал кадр, «поймал» в объектив Солнце и т. п.? Он следующим кадром исправляет ошибку. В атласе же [7] мы видим иную ситуацию. Сделанная ошибка продолжает повторяться, зачастую многократно. Создаётся впечатление, что фотограф ждёт чьей-то команды, чтобы исправиться. Если этот фотограф – астронавт на окололунной орбите, то какой ему смысл ждать чьей-то команды? Он прекрасно подготовлен, и сам знает, как исправить свою ошибку. Нет, это непохоже на работу человека.

И всё становится понятным, если считать, что рассмотренные кадры, представленные в атласе «Хассельблад» от имени астронавтов, на самом деле переданы на Землю по телеканалу в прямом эфире космическими автоматическими аппаратами.

Тогда описанные странности можно понять, как результат несовершенства системы автоматического наведения объектива телекамеры на объект съёмки.

Целыми сериями брак идёт, потому что автоматической камере всё равно, что снимать. Если система ориентации дала сбой, и объектив нацелился не туда, куда надо, то автомат будет продолжать монотонно «штамповать» бракованные кадры, пока команда земного оператора не подправит ориентировку объектива.

Большое количество приведённых в атласе снимков восхода Земли (сотни) и ещё большее количество изображений Земли и Луны (полным планом и участками – их тысячи) – следствие высокой производительности телекамер, передающих изображения в прямом эфире. А низкое качество этих изображений – обратная сторона высокой производительности (раздел 4).

Отметим, что рассмотренные кадры (илл.18, 20, 21 из данного раздела, илл.12, 14,15 и 22,23 из раздела 5), хотя и относятся к материалам, представленным от имени только четырёх «Аполлонов» (А-8, А-14, А-16, А-17), типичны для всего атласа [7]. Объём книги не позволяет привести подобные примеры из коллекции других «Аполлонов».

В чём же была цель создания атласа [7], если он при тщательном изучении вызывает такие сомнения? Могла ли НАСА вообще обойтись без атласа [7] и ограничиться только немногими качественными снимками типа илл.8, приведёнными на сайтах [6,13]? Вот что полагает по этому поводу автор.

Обойтись демонстрацией только качественных снимков, например, того же восхода Земли над лунным горизонтом НАСА не могла. Слишком мало таких снимков было получено от «Орбитеров», и, если ограничиться только ими, то тогда папка с космическими снимками, якобы привезёнными от Луны астронавтами, оказалась бы слишком тонкой. Трудно было бы объяснить докучливым скептикам, почему астронавты так «ленились» на окололунной орбите.

С другой стороны в распоряжении НАСА было множество космических кадров на лунную тему, переданных «Орбитерами» в режиме прямого телеэфира. Эти кадры, однако, отличались низким качеством, которое невозможно связать с легендой о том, что их сделали астронавты, будучи на окололунной орбите.

И тогда НАСА поступила следующим образом. Сотни низкокачественных кадров из прямых телепередач «Орбитеров» были всё же помещены на сайт [7]. И они были представлены именно как результат работы астронавтов, проделанной их руками с помощью прекрасных камер «Хассельблад». А как же НАСА объяснила их низкое качество? Очень просто: НАСА сообщила [17], что при обработке фотоснимков, привезённых астронавтами, применена техническая процедура, резко снижающая качество изображения: от высокого на исходных снимках до весьма низкого на кадрах, выкладываемых на сайт [7]. Один мой уважаемый коллега выразился по этому поводу так: «Согласно НАСА [17] сканирование плёнок камер Хассельблада велось не просто с невысоким разрешением, а беспрецедентно грубо».

Автору не приходилось встречаться в жизни со случаями такого рода. Он сам, его друзья и знакомые, сделав хороший снимок, не сканировали его в свой альбом «беспрецедентно грубо», а, наоборот, старались, устанавливали параметры сканирования такими, чтобы не ухудшить качество обрабатываемого снимка. Поэтому автор не принимает всерьёз такого объяснения со стороны НАСА. Зачем же понадобилось НАСА прибегать к такому объяснению? Вот мнение автора на этот счёт.

Американцы – не те люди, которые экономят на рекламе, а демонстрация многочисленных и одновременно качественных космических снимков «с Луны» была бы очень важной рекламой миссии «Аполлонов». Поэтому, если бы у них действительно были в большом количестве качественные снимки, сделанные на окололунной орбите, то они бы их все и представили на сайтах НАСА. И отсканировали их на «пять с плюсом». Что собственно они и сделали с тысячами малоинтересных снимков о земных буднях астронавтов, включая членов их семей, которыми заполнены сайты НАСА. Следовательно, нет у НАСА того самого множества качественных космических снимков, которые якобы привезли астронавты. А что же у них есть? А есть у них, как отмечалось, небольшое количество качественных, снимков, сделанных по фототелевизионной методике «Орбитерами», и масса изображений низкого качества, переданных также автоматами в прямом телеэфире. Фототелевизионные изображения имеют такое хорошее качество, что они без проблем могут быть выданы за плоды труда астронавтов. Но таких снимков очень мало – десяток-два: этого явно недостаточно для обеспечения легенды их человеческого происхождения. Вот НАСА и пытается представить массу имеющихся у него «прямых» телекадров (тоже автоматического происхождения) за плоды работы астронавтов. Дескать, есть в архивах НАСА оригиналы тысяч качественных снимков, сделанных астронавтами около Луны, но с них сняты низкокачественные копии.

Иногда от защитников следует предложение запросить у НАСА эти самые оригиналы. Автор считает, что время для представления таких «оригиналов» давно прошло (лет тридцать назад). Тогда бы такие оригиналы могли многое доказать. А, сейчас с помощью компьютерной графики, можно изобразить практически любой космический сюжет, тем более на лунную тему, поскольку необходимый материал имеется в достатке. Автоматические зонды обеспечили тысячи снимков и лунной поверхности, и Земли в самых разных ракурсах. Можно скомпоновать и восходы Земли над лунным горизонтом, и заходы, и многое другое, в том числе и упоминавшегося во введении «розового слона на Луне». Поезд с доказательствами НАСА давно прошёл.

* * *

Подведём итоги раздела.

Главный вывод заключается в том, что снимки, якобы сделанные астронавтами «Аполлона-8» во время пилотируемого полёта вокруг Луны, принципиально не отличаются от того, что передавали на Землю в то время автоматические лунные аппараты. Поэтому утверждение НАСА о пилотируемом полёте «Аполлона-8» вокруг Луны остаётся не подтверждённым. На этом фоне отсутствие среди публикаций НАСА кинофильма о полёте над Луной, якобы снятого астронавтами «от терминатора до терминатора» и будто бы доставленного ими на Землю, выглядит очень подозрительно.

Кроме того, тщательное исследование снимков представленных от имени астронавтов А-8, а также от имени астронавтов других «Аполлонов» показывает, что они не просто «не отличаются от того, что передавали на Землю автоматы»: очень похоже, что они как раз и сделаны автоматическими аппаратами.



Используемые в разделе печатные источники и сайты Интернета


1. Первушин А. Битва за звёзды. М., «АСТ»,2003, 831 с. (см. с. 334—338)

2. http://www.skeptik.net/conspir/append1.htm – пилотируемые полёты по программе «Аполлон» (на русском)

3. НАСА http://www-pao.ksc.nasa.gov/kscpao/history/apollo/apollo-8/apollo-8.htm – о полёте А-8

4. Н. П. Каманин. «Скрытый космос»: 3-я книга – М., ООО ИИД «Новости космонавтики», 1999 г., 352 с.

http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/kamanin/kniga3/obl-k3.html запись от 21 декабря 1968 года

5. Черток Б. Е. Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка – М.: Машиностроение, 1999, глава 9.

http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/g9.html

6. НАСА http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html («The Project Apollo Image Gallery») раздел А-8 и другие

7. http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/ (apollo image atlas, 70mm hasselblad image catalog),

раздел А-8 http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/mission/?8,см.также на Интернет-сайте книги им1

8. В. Е. Гудилин, «Восток и Восход"» http://www.buran.ru/htm/gud%2018.htm

9. НАСА http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a410/A08_MissionReport.pdf, с.20

10. Я. Голованов, «Правда о программе APOLLO», М.: Яуза – ЭКСМО-Пресс, 2000 г., глава 5, с.с. 112—114 и 121.

http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/golovanov/apollo/06.html

11. http://www.skeptik.net/conspir/append3.htm – исследование Луны автоматич. аппаратами в 1958—76 гг.

В том числе http://nssdc.gsfc.nasa.gov/database/MasterCatalog?sc=1966—073A сведения об «Орбитере-1» (стоимость)

12. http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/ejeg/1969/69.html – сводка запусков КА в США за 1968 г.

13. http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ejeg/1968/68.html

14. НАСА http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/frame.html – apollo lunar surface journal. Самый представительный сайт, посвящённый полётам «Аполлонов». Частью этого сайта является цитированный выше сайт [6]

15. “A Look” – спецвыпуск американского иллюстрированного журнала, вышедшего в августе 1969 года вскоре после

полёта «Аполлона-11» и посвящённого этому полёту. См. на интернет-сайте книги ип1.

16. “Life” – аналогичный спецвыпуск. См. на интернет-сайте книги ип2.

17. http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/apollo/processing/



Ссылки на иллюстрации, используемые в разделе


1. «Аполлон-8»: без пристрелки – в «десятку»

а) http://www.spacearchive.net/img/S68-55420.jpg

б) http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a410/ap8-S68-52189HR.jpg

в) http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a410/ap8-s68-50265HR.jpg

г) схема автора с использованием [9].

Вставка – Черток Б. Е. http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-4/14.jpg

2. [6] далее Аpollo8 далее а) 68-h-1330 б) 68-h-837 в) 68-h-838 г) 68-h-839

3. [6] далее Аpollo8 далее а) s68-52394 б) s68-53187в) s68-49397г)s68-50646

4. [6] далее Аpollo8 далее а) 68-Н-1341 б) ksc-68p-612 в) ap8-s69-15558г) s69-15546

5. [6] далее Аpollo8 далее AS8-16-2583

6. а) [6] далее Аpollo8 далее as8-16-2593 б) http://history.nasa.gov/SP-168/section1.htm в) http://www.mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm раздел zond-7

7. левая колонка [6] далее Аpollo8 далее as8-12-2192 и AS8-13-2225

средняя колонка http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/cla/info/b16/ и б) http://photojournal.jpl.nasa.gov/tiff/PIA00094.tif,

описание http://solarviews.com/cap/moon/coper2.htm

правая колонка http://www.mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm разделы zond-7 и zond-8

8. [6] далее Аpollo8 далее а) as8-13-2329 б) as8-14-2383 в) as8-14-2384

Вставка «Орбитер-1» – фрагмент илл.7 из раздела 4

9. http://www.mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm Zond-7 и Zond-8

10, 11. [ф2]

12, 13. [ф8]

14. [ф2], см. также ролик ив25 на Интернет-сайте книги

15. а) фрагмент илл.14а б) фрагмент илл.8а

16. Фрагмент илл.8б

17. [6] далее Аpollo8 далее S68-50265

18. http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?14 см.AS08-14-2391,AS08-14-2392,AS08-14-2393,AS08-14-2394

19. фрагменты илл.8а, 8б и 18а

20. http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?14 см. as08-14-2455 и следующие

21. а) http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?125 весь магазин

б) http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?131 as16-131-20175 и следующие

в) http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?131 as16-131-20132 и следующие

г) http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?155 as17-155-23690 и следующие

д) http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/magazine/?154 as17-154-23594 и следующие





загрузка...
Другие книги по данной тематике

Льюис Кори.
Морганы. Династия крупнейших олигархов

Росси Джанни и Ломбрасса Франческо.
Во имя ложи

Дуглас Смит.
Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке.
e-mail: historylib@yandex.ru