Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Игоревич Ермаков.   Великие полководцы. 100 историй о подвигах и победах

Олег Вещий. ум. 912 или 922

   Варяг, князь новгородский и киевский. Основатель Древнерусского государства.



   Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал по существу регентом, поскольку от Рюрика остался малолетний сын Игорь.



   Княжение свое Олег начал в Новгороде и скоро прославился «устройством земли», завоевательной и дипломатической деятельностью: он строил города и устанавливал подати, покорял соседние народы и облагал их данью, пытался заводить дипломатические сношения с Византией, вполне понимая важность их для народа, жившего по великому пути «из Варяг в Греки». Этот период его княжения новгородский летописец называет «те времена и лета Ольговы». В Новгороде Олег княжил три года (до 872 года), а затем начал свое движение на юг, стремясь распространить и закрепить на нем свою княжескую власть. Прежде всего он овладел городом днепровских кривичей – Смоленском, затем Любечем в земле северян. Оба города он закрепил за собой, посадив в них наместников с достаточным гарнизоном. Двигаясь на юг вниз по Днепру, Олег дошел до Киева, в котором, по летописному преданию, княжили отделившиеся от дружины Рюрика мужи его – Аскольд и Дир.

   Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного города, Олег выдал себя за купца, который будто бы направлялся с товарами в Царьград (так на Руси именовался Константинополь). Пригласив Аскольда и Дира на встречу, Олег с помощью дружинников убил их и захватил город. Таким образом, 882 год стал поворотным годом в судьбе восточных славян. Именно с этого времени и начинались хронологические отсчеты в русских летописях.

   Киев Олег сделал своим стольным городом и назвал «матерью городов русских». С присоединением земель, подвластных киевским князьям Олег завладел всем великим водным путем, а чтобы обезопасить его от набегов кочевников, решил утвердить свое могущество в степях. С этой целью им был построен ряд городков и острожков. Укрепив ими свои юго-восточные границы, Олег распространил свое завоевательное движение к востоку и западу от Днепра. Так, в 883 году он за ставил древлян платить ему дань по черной кунице с дыма. В 885 году Олег пошел на северян, плативших дань хазарам и, покорив, обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русской власти пред хазарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действий Олега, радимичи в 885 году согласились давать ему дань, которую они платили прежде хазарам. После многолетней борьбы (по летописи 20 лет) Олег покорил дулебов, хорватов и тиверцев.

   В руках Олега сосредоточилась власть над территорией от Ладожского озера на севере до низовьев Днепра на юге.

   Для защиты рубежей государства по всей протяженности границы были сооружены «заставы» – специальные укрепления, на которых несли службу караулы дружинников.

   В 907 году Олег, собрав многочисленное войско из варягов, новгородских славян, полян, чуди, кривичей, мери, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, сушей и морем двинулся в поход на Царьград. Подобного рода предприятия пользовались сочувствием окрестных племен, связанных торговыми интересами с Русью и Византией. Этот поход Олега, имевший важное значение для дальнейшего развития Киевского княжества, врезался в народную память. Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда расцвечен вымыслом, возвышающим храбрость, а главное – хитрость князя, превзошедшего ею греков.

   Вначале русские войска захватили и опустошили пригороды столицы, а затем Олег применил неожиданную хитрость.

   Он поставил часть своих кораблей на деревянные колеса, и под их защитой дружинники подошли под самые стены. Таким образом, нападавшие оказались неуязвимыми для стрел и метательных орудий и смогли подготовить штурм для остальной части войска.

   Испуганные Олегом императоры греческие, не допуская русского князя штурмовать их столицу, предложили ему путем переговоров придти к мирному соглашению. Олег принял это предложение, и послы его заключили с греками условия, по которым греки должны были дать по 12 гривен на корабль и уклады на те русские города, где сидели Олеговы мужи. На основании этих условий был заключен мир, подтвержденный клятвой обеих сторон. Русские выговорили себе право в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы (месячину) и мыться в банях сколько угодно. Торговать им разрешалось повсюду беспошлинно. Византийские императоры внесли в договор статьи, согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении греческих чиновников, чрез заранее указанные ворота, без оружия, и не более 50 человек сразу, и селиться в месте, указанном правительством.

   В знак нерушимости договора Олег повесил свой щит на городских воротах. Так русские правители продиктовали свои условия могущественной Византийской империи.

   Этот первый договор Олега сохранился не в полном своем составе, а лишь в летописном пересказе. Олег возвратился на родину с богатой добычей, и слава о его удачном походе разнеслась повсюду. Народ назвал князя, победившего хитрых греков, – Вещим.

   В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

   Из текста видно, что в России того времени было много князей, частью славянского происхождения, частью иноземных пришлецов, управлявших целой «волостью». Содержание договора определяет основания для обвинения русского или грека в преступлении. В договоре русские и греки обязывались помогать взаимно торговым кораблям. Договор обязывал выкупать русских и греческих невольников и военнопленных тех стран, куда будут ездить купцы договаривающихся сторон. Согласно договору, русским разрешалось, между прочим, служить у греческих императоров. По заключении договора императоры богато одарили послов и дали приказ водить их по церквям и знакомить с христианской верой. В 912 году послы возвратились в Киев. Есть предание, что осенью того же года Олег ходил на север в Новгород и Ладогу, где и скончался.

   Но главным является то, что это был первый русский князь, существование которого документально подтверждено в летописи.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

У. М.Уотт, П.Какиа.
Мусульманская Испания

Елена Жадько.
100 великих династий

Адольф фон Эрнстхаузен.
Война на Кавказе. Перелом. Мемуары командира артиллерийского дивизиона горных егерей. 1942–1943

Валерий Демин, Юрий Абрамов.
100 великих книг

Дмитрий Самин.
100 великих композиторов
e-mail: historylib@yandex.ru