Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Кондратов.   Погибшие цивилизации

Вторая колыбель: Анды

Подобно астекам в Мексике инки были самым молодым народом, унаследовавшим достижения своих предшественников — обитателей побережья Тихого океана и Анд. Астеков сравнивают иногда с воинственными ассирийцами, которые унаследовали и развили великие достижения аккадцев-вавилонян; такими же «варварами» были инки, а их «Вавилоном» было знаменитое Тиагуанако и другие города-государства древнего Перу.

Вавилоняне в свою очередь имели предшественников — шумеров, а тольтеки — создателей цивилизации Теотихуакана; творцы Тиагуанако и других культур Южной Америки, расцветших в первые века новой эры, также выросли на почве более древней культуры, названной Чавия, — по архитектурному комплексу Чавин-де-Уантар в северной части нагорья Перу. Убаидцы были первыми поселенцами в Двуречье, они же в союзе с другими племенами заложили основы культуры Элама и, возможно, древнейшей цивилизации долины Инда. «Культурой-матерью» справедливо называют культуру ольмеков, послужившую колыбелью для высоких цивилизаций майя, сапотеков, тотонаков и создателей Теотихуакана. Была ли подобная «культура мадре» в Андской области? Насколько правы исследователи, предполагающие, что в Америке существовал единый центр цивилизации, разделившийся затем на «центральноамериканскую» и «южноамериканскую» ветви?

Какой индейский народ (или, скорее, народы) создал замечательные скульптурные сосуды-портреты культуры мочика и наска, величественные монументы Тиагуанако и Сан-Августина, грандиозное здание-лабиринт Чавина и «величайший художественный стиль древней Южной Америки», как называют искусство этой старейшей из известных нам андской культур? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Раскопки на территории Перу, Боливии, Эквадора и Чили выявили сотни археологических культур, констатируют исследователи. Хронологические рамки существования этих культур, степень распространения, связи между ними, иногда даже их последовательность — все эти вопросы в южноамериканской археологии разработаны еще менее, чем у народов Центральной Америки. Очень часто единичная новая находка опрокидывает существующую схему и заставляет ее перестраивать заново. Вот почему и по сей день многие положения остаются спорными, а древняя история Южной Америки — неясной. Надежнейший способ проникнуть в тайны исчезнувших цивилизаций — прочесть оставшиеся от них письменные свидетельства. Но письмена Южной Америки постигла необычная судьба. Мы расскажем об этом подробнее, ибо история андских иероглифов как нельзя лучше иллюстрирует загадки истории древнейших цивилизаций Нового Света, где и по сей день возможны самые поразительные открытия.

В давние времена, сообщает один из хронистов XVI в., верховный правитель инков собрал в своей столице Куско мудрецов из всех подчиненных ему провинций и стал расспрашивать их о замечательных событиях прошлых времен. Затем он приказал описать жизнь каждого правителя инков, а также земли, которые были завоеваны ими. Было записано и предание о происхождении инков, легенда о потопе и ряд других сказаний и мифов. Тексты были увековечены на огромных полотнищах, наклеенных на большие доски и вставленных в рамы из чистого золота. Доски хранились в особом помещении в храме Солнца. Туда могли входить только некоторые ученые жрецы («амаута»), умевшие читать и объяснять тексты, а также верховный владыка инков. Но вот Куско вместе с храмом Солнца захвачен бандой Писарро. Испанцы удивились, увидев огромные полотнища, на которых были искусно изображены портреты повелителей инков, окруженные загадочными письменами. Но захватчикам было не до письмен (ведь главарь их Франсиско Писарро до конца своей жизни так и не смог научиться писать даже по-испански!). Их внимание привлекло не содержание полотен, а их обрамление — золото! И бесценные памятники письменности разделили печальную судьбу других инкских сокровищ. Рамы были превращены в золотой лом, а полотнища выброшены «за ненадобностью».

Впрочем, не все полотна постигла такая печальная участь: четыре были направлены в Испанию в дар королю Филиппу II. Это произошло в 1572 г. С тех пор потерялись всякие следы этих полотнищ с письменами. В Испанию они не прибыли и не возвратились обратно в Перу. Потонул ли корабль, везший их, или случилось нечто другое? Этот вопрос остается без ответа. Вероятнее всего, полотнища инков покоятся где-нибудь на дне морском, куда отправил их вместе со всем грузом и экипажем какой-нибудь английский или голландский пират.

Потеря тем более горькая для науки, что в Перу не сохранилось более никаких следов инкской письменности. И не потому, что все письмена инков были в «золотой оправе». Нет, здесь скорее виной сами инки, ибо это они «позаботились», чтобы в их империи не осталось ни одного письменного документа, кроме полотнищ, хранившихся в храме Солнца. Дело в том, что при одном из правителей инков началась эпидемия. Тщетно взывали жрецы к богам — эпидемия продолжала свирепствовать. Тогда правитель инков обратился к оракулу главного бога Виракочи: «Как прекратить эпидемию?» Оракул ответил: «Нужно запретить употребление письма». Послушавшись оракула, верховный правитель инков, он же верховный жрец, запретил употреблять письмена в его стране. А когда один ученый жрец, «амаута», ослушавшись запрета, вновь изобрел письмо, его сожгли живьем в назидание другим еретикам.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Хильда Кинк.
Восточное средиземноморье в древнейшую эпоху

Александр Кондратов.
Погибшие цивилизации

Александр Игоревич Ермаков.
Великие полководцы. 100 историй о подвигах и победах

Чарлз Патрик Фицджералд.
История Китая
e-mail: historylib@yandex.ru