Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Байсин — «добрый люд» — основная категория непосредственных производителей

Выше было показано, что «наделению» землей в условиях изучаемого нами комплекса аграрных отношений подлежали не только байсин; земельные наделы получали и обрабатывали и различные категории лично-зависимого «подлого люда» — рабы, буцюй и т. д. Однако их удельный вес в сфер аграрных отношений был, судя по всему, несравненно ниже и в качестве главного объекта «наделения» землей и эксплуатации на земле выступали, несомненно, байсин. Это видно прежде всего из самих эдиктов о надельной системе. В разделах о «наделении» землей и о податях речь идет главным образом о байсин; о рабах и других категориях «подлого люда» упоминается в них, как правило, лишь в общем контексте, связанном с байсин.

Показательно также, что в некоторых эдиктах байсин фигурируют в качестве «неназванной» категории «мужчин» и «женщин». Вероятно, считалось само собой разумеющимся, что речь здесь идет о байсин, и ни о ком ином, и, следовательно, «наделение» землей и установление соответствующих податей предусматривались эдиктами в первую очередь для байсин. Добавим, что байсин и минь часто упоминаются в источниках в контексте, связанном с частичным или полным освобождением от податей и повинностей [17, цз. 24, с. 6а—13а; 24, цз. 5, с. 10а-10б; 9, цз. 2, с. 19а; 29, цз. 486, с. 11а; цз. 487, с. 19а; 23, цз. 85, с. 1565; 20, цз. 110, с. 571] или бегством с наделов и уклонениями от податей и повинностей [17, цз. 24, с. 6а]. Ни одна из категорий «подлого люда» в аналогичном контексте в источниках нам не встречалась.

Известно также, что с начала VII в. со стороны государственной администрации стала наблюдаться тенденция к прекращению выдачи наделов на рабов и буцюй и к превращению и тех и других в «добрых» байсин. Если до этого рабы; работали фактически на наделах своих хозяев и вносили государству лишь часть той подати, которую оно взимало с байсин, то теперь, превращая рабов и буцюй в «добрых» байсин, государство должно было получить уже полноценную подать с каждого надела. Это также свидетельствует о том, что главную роль в структуре изучаемого нами аграрного комплекса играл «добрый люд» — байсин. Иными словами, он был главным объектом «наделения» землей и эксплуатации.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 2. Двадцатый век

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru