Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Трудовая повинность

Согласно эдиктам, байсин не только облагались натуральными податями, но и выполняли трудовую повинность. В период Тан байсин отбывали ее в течение 20-22 дней в году, в случае необходимости этот срок удлинялся. Продление срока вызывало соответственно сокращение размеров податей цзу и Дяо и даже полное освобождение от них. Но в целом срок отбывания повинности не мог превышать 50 дней в году. Вместо себя байсин могли посылать буцюй отрабатывать трудовую повинность. Им разрешалось также отрабатывать ее не полностью или не отрабатывать совсем, но вносить за каждый неотработанный день определенное количество тканей — подать юн (разд. VI, Е, п. 3).

Отбывание байсин трудовой повинности — «и» или «ли и» — в течение 10-30 дней в году предусматривалось также эдиктами Северного Ци, Северного Чжоу и Суй (разд. I, Б, п. 1; VI, Г, п. 4; VI, Д, п. 2). В дошедших до нас текстах эдиктов Западного Цзинь и Северного Вэй о трудовой повинности ничего не сказано, но в других источниках этих периодов встречаются упоминания о ней. В Западном Цзинь она называлась по-видимому, «государственной повинностью» (гуань и) [19, цз. 606, с. 4а], в Северном Вэй — «и» [8, цз. 110, с. 3а, 7б, 24, цз. 5, с. 46-56; 9, цз. 2, с. 96-10а, цз. 10, с. 16а, 29, цз. 490, с. 46, 56]. В документах Западного Вэй зафиксировано выполнение трудовой повинности со стороны байсин [126, т. 3, с. 134 ]

В материалах династии Суй впервые появляются сведения о подати юн, вносимой теми, кто не мог отработать установленного срока трудовой повинности. Первое сообщение источников о подати юн, датируемое 590 г., гласит, что в том году байсин, достигшие 50-летнего возраста, освобождались от трудовой повинности и, но облагались податью юн [17, цз. 24, с. 13а; 24, цз. 5, с. 10а-106; 9, цз. 2, с. 19а] (очевидно, как и позже, в период Тан, подать эта взималась продукцией домашнего производства). Возможно, до этого отсутствовала практика замены трудовой повинности натуральной податью юн. Трудовую повинность, согласно эдиктам, как и основной комплекс податей, выполняли только «совершеннолетние» байсин.

Материалы, раскрывающие конкретное содержание трудовой повинности, свидетельствуют об отсутствии непосредственной связи ее с обработкой полей. Так, в источниках периода Северных Чжоу говорится об отработке трудовой повинности на строительстве Великой китайской стены [29, цз. 490, с. 7а] и императорского дворца в Лояне [17, цз. 24, с. 106], а периода Суй — об отбывании трудовой повинности на строительстве императорского дворца в Лояне [17, цз. 24, с. 106; 24, цз. 7, с. 66; 29, цз. 487, с. 156]. Среди турфанских находок были обнаружены фрагменты документов, датируемых 678-767 гг., о выполнении трудовой повинности, именуемой «годовой повинностью (суй и), а также о замене трудовой повинности податью юн [126, т. 3, с. 134].
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Екатерина Гаджиева.
Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии

Ричард Теймс.
Япония. История страны.

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза
e-mail: historylib@yandex.ru