Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Роль возрастных категорий в обложении податями

Байсин облагались податями в соответствии с установленными для них возрастными категориями. По эдикту 280 г., в Западном Цзинь байсин в возрасте 16-60 лет считались «совершеннолетними», 13-15 и 60-65 лет — «совершеннолетними второй категории», до 12 лет — «малолетними», а после 65 — «престарелыми» (разд. I, А, п. 1). В Северном Вэй байсин относились к «совершеннолетним», по-видимому, с 15 лет, когда их «наделяли» землей и облагали податями, и до 70 лет, когда у них отбирали надел и освобождали от податей, так как именно «совершеннолетние» байсин в условиях изучаемого аграрного комплекса подлежали «наделению» землей и обложению податями в полных размерах.

В Северном Ци, согласно эдикту 564 г., байсин 18-65 лет считались «совершеннолетними», 16-17 лет — «несовершеннолетними» до 16 лет — «малолетними», а с 66 лет — «престарелыми». В Северном Чжоу байсин 18-60 лет, видимо, относились к
«совершеннолетним», поскольку в течение этого срока они облагались податями. По эдиктам династии Суй, до 4 лет байсин считались «желторотыми», до 11 лет — «малолетними», до 18 лет — «несовершеннолетними», в 18-59 лет — «совершеннолетними», а с 60 лет — «престарелыми»; в империи Тан соответственно считали до 4 лет «желторотыми», до 16 лет — «малолетними», до 21 года — «несовершеннолетними», в 21-59 лет — «совершеннолетними», а с 60 лет — «престарелыми» (разд. I, Б, п. 1; I, В, п. 1; I, Г, п. 1). Названные возрастные категории байсин зафиксированы в танских реестрах, найденных в Дуньхуане. В целом в этих реестрах возраст «желторотых» колеблется в пределах 2-3 лет, «малолетних» — 4-17 лет, «несовершеннолетних» — 17-22 лет, «совершеннолетних» — 22-59 лет, наименьший возраст «престарелых» — 63 года. По постановлению 744 г. байсин относились к «несовершеннолетним» с 18 лет, к «совершеннолетним» — с 23 лет [24, цз. 7, с. 136]. А поскольку большинство реестров датируется более поздним временем, в них 16-17-летние байсин зачислены в категорию «малолетних», а 22-летние — в категорию «несовершеннолетних». Правда, отмечались случаи, когда в реестрах 17-летние оказывались в категории «несовершеннолетних», а 22-летние — в категории «совершеннолетних». По-видимому, это объяснялось тем, что иногда местные власти в своих действиях следовали старым нормам. Возможно, они вообще игнорировали установленные нормы и поступали по собственному усмотрению. Поэтому в реестрах можно встретить 20-летнего байсин, включенного в категорию «совершеннолетних».

Но в принципе данные реестров полностью соответствуют нормам, фиксированным эдиктами. В реестрах, составленных до 744 г., 17-летние байсин, как положено, зачислены в категорию «несовершеннолетних», а не «малолетних». А в реестре 769 г. в эту категорию был вписан 24-летний байсин, поскольку по постановлению 763 г. байсин считали «совершеннолетними» с 25 лет [9, цз. 3, с. 36].

В Западном Цзинь обложению предусмотренными эдиктами натуральными податями подвергались мужчины, принадлежавшие к «совершеннолетним» или «совершеннолетним второй категории», а также «совершеннолетние» женщины. Подать зерном с мужчин — «совершеннолетних второй категории» взимались в половинном размере, а с женщин — в еще меньшем размере. Промысловая подать — изделиями прядения и ткачества — согласно тексту эдикта 280 г., взималась в полном размере с хозяйств, возглавлявшихся «совершеннолетними» мужчинами, и в половинном размере с хозяйств, возглавлявшихся мужчинами, — «совершеннолетними второй категории» или «совершеннолетними» женщинами.

В Северном Вэй, по эдикту 485 г., подать зерном и продукцией домашней промышленности в полном размере налагалась на каждую супружескую пару байсин, в половинном размере на каждую пару неженатых и незамужних членов семьи. В Северном Ци податями облагались супружеские пары байсин. В периоды Северного Чжоу и Суй в полном размере подати вносили мужчины, состоявшие в браке, а не состоявшие в браке мужчины — в половинном размере. В империи Тан «совершеннолетние мужчины», как состоявшие в браке, так и не состоявшие, вносили подати в одинаковом размере (разд. VI, А, п. 1, 2; VI, Б, п. 1; VI, В, п. 1; VI, Г, п. 2; VI, Д, п. 1; VI, Е, п. 1).

Легко заметить, что если в Западном Цзинь обложению податями подлежали как «совершеннолетние», так и «совершеннолетние второй категории», то в последующие периоды — только «совершеннолетние» байсин. Кроме того, на всем протяжении истории надельной системы в целом прослеживалась тенденция к повышению нижнего возрастного предела категории «совершеннолетних» и понижению ее верхнего предела. Все это, вместе взятое, означало, что тот срок в жизни байсин, в течение которого они несли на себе основное бремя взимаемых податей, в целом сокращался.

Таким образом, в Западном Цзинь они облагались этими податями в 16-60 лет — в полном размере, в 13-15 и 60-65 лет — в половинном размере. В Северном Вэй байсин облагались податями с 15 до 70 лет, а в Северном Ци — с 18 до 66 лет, в периоды Северного Чжоу и Суй — с 18 до 60 лет, а за период Тан — с 21 года до 60 лет. Ту же тенденцию можно заметить и в империи Тан, когда, как мы уже говорили, нижний возрастной предел категории «совершеннолетних» был увеличен сначала до 23 лет, затем до 25, а верхний сокращен до 55 лет [9, цз. 3, с. 36].

На протяжении пятивековой истории надельной системы изменялись, как видим, и другие принципы обложения байсин. В Западном Цзинь осуществлялось индивидуальное обложение податями мужчин и женщин. В Северном Вэй и Северном Ци главной единицей обложения стала выступать супружеская пара байсин. При взимании податей в Северном Вэй не состоявшие в браке также учитывались попарно и вносили подати во вдвое меньшем размере. Вероятно, аналогичного правила придерживались и в Северном Ци. Правда, в тексте эдикта 564 г. этого нет, но все остальные его пункты в основном соответствуют установлениям эдикта 485 г., и, как уже говорилось, аграрные порядки в Северном Ци были в общем тождественны действовавшим в Северном Вэй. В периоды Северного Чжоу и Суй единственным объектом обложения были мужчины, причем не состоявшие в браке вносили подати во вдвое меньшем размере по сравнению с женатыми. Это означало, что в то время перестали облагать податями женщин, не состоявших в браке. А подати, налагавшиеся на состоявших в браке женщин, формально взимались уже не с них самих, а с их мужей. В период Тан всех женщин, как не состоявших, так и состоявших в браке подвергали обложению податями. И все мужчины стали просить подати в одинаковом размере.

Параллельно с этим происходили изменения и в правилах «наделения» землей. В Северном Вэй и Северном Ци наделы давались как мужчинам, так и женщинам. В Северном Чжоу и при Суй землей стали «наделять» только мужчин. Но у тех, кто состоял в браке, площадь наделов была больше, чем у одиноких. Иными словами, в то время на состоявших в браке женщин землю стали давать их мужьям, а не состоявшим в браке женщинам наделов уже не полагалось. И, наконец, в империи Тан мужчины (как состоявшие в браке, так и холостые) «получали» наделы одинаковой площади, а женщин вообще не наделяли землей. Исключение составляли вдовы. Идентичный характер изменений свидетельствовал о тесной связи между «наделением» байсин землей и обложением их податями.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза

Коллектив авторов.
История Вьетнама

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.
e-mail: historylib@yandex.ru