Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Лица, «наделявшиеся» землей

В периоды Западного Цзинь, Северного Вэй, Северного Ци и Северного Чжоу, согласно действовавшим эдиктам, землей наделялись как мужчины, так и женщины (разд. II, А, п. 1; II, Б, п. 1; II, В, п. 2; II, Г, п. 1). В эдиктах следующего периода — Суй — среди лиц, подлежащих «наделению» землей, упомянуты только мужчины (разд. II, Д, п. 1). В соответствии с танскими эдиктами женщины получали наделы только в том случае, если они оставались вдовами или если возглавляли хозяйство (разд. II, Е, п. 3). Возможно, аналогичные правила существовали и при династии Суй, но они не сохранились в дошедших до нас фрагментах (в виде краткого пересказа) текстов эдиктов. В противном случае аграрные порядки этого времени резко отличались бы от упомянутых выше.

Как свидетельствует раздел эдикта 280 г., где речь идет о податях с земельных наделов байсин, в то время наделялись землей лица, считавшиеся «совершеннолетними первой категории», а также «совершеннолетними второй категории» (разд. VI, А, п. 1). По эдикту 485 г. байсин «наделялись» землей в возрасте старше 15 лет (разд. II, Б, п. 1, 9). В Северном Ци и при Тан байсин получали наделы в 18-летнем возрасте (разд. I, Б, п. 1; II, В, п. 5; II, Е, п. 3). В период Суй право на получение надела имели не только «совершеннолетние», но и «несовершеннолетние» (разд. II, Д, п. 1), к ним относились лица 11—18 лет (разд. I, В, п. 1). Одновременно в этих эдиктах упоминалось о сокращении нормы надела у «малолетних» — 11 лет) в «тесных» сян (разд. I, В, п. 1; II. Д, п. 2), из чего следует, что они наделялись землей. Однако принять это правило за действительное затруднительно, поскольку в другие эпохи отсутствуют аналогии. Возможно, в данном случае речь Шла о «малолетних», считавшихся главами хозяйств. Тем более, что и по танским эдиктам в этом случае они должны были получать наделы (разд. VI, Е, п. 3).

Согласно эдикту 485 г., байсин, достигшие 70-летнего возраста, квалифицировались как «престарелые» и обязывались возвратить свои наделы (разд. II, Б, п. 10, 14). По эдикту 564 г. «престарелые» байсин (с 66 лет — разд. I, Б, п. 1) также должны были возвращать наделы. Возможно, точно такое же положение содержал и эдикт 280 г. Об этом свидетельствует тот факт, что «престарелые» байсин (с 65-66 лет) (разд. I, А, п. 1) вообще не упоминались в разделе о податях с земельных наделов, где назывались другие категории байсин, имевшие наделы (разд. VI, А, п. 1). По-видимому, став «престарелыми», байсин в то время лишались своих наделов. Согласно же танским эдиктам, за «престарелыми» байсин (с 60 лет) (разд. I, Г, п. 1) оставляли их наделы, хотя и в уменьшенных размерах (разд. II, Е, п. 3). По-видимому, и в период Суй «престарелые» байсин, также с 60 лет (разд. I, В, п. 1), сохраняли свои наделы. Во всяком случае, в эдиктах того времени упоминалось о норме наделов для «престарелых» в «тесных» сян, которая была меньше, чем норма наделов для «совершеннолетних» байсин (разд. II, Д, п. 2). Отсюда можно предположить, что им вообще полагались наделы меньших размеров, как это практиковалось в империи Тан.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Коллектив авторов.
История Вьетнама

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
e-mail: historylib@yandex.ru