Реклама


Новости партнёров

Фрески и мозаики Древней Руси

Если мы задумаемся над тем, чем занималась Древняя Русь, то с лёгкостью сможем выделить три кита: развитие христианства и, как следствие, развитие храмов; развитие письменности; развитие ремёсел.

История повернулась так, что все три этих процесса проистекали без отрыва друг от друга. И, к счастью, до нас дошли несколько отрывков из летописей и берестяных грамот, свидетельствующих о том, как разрасталось и процветало древнее зодчество. Это сейчас руководства о том, как укладывается керамическая плитка, появляются на компьютерах по первому же запросу в поисковых системах. А на то время они были на вес золота.

Надо отметить, что Русь, как и Византия, признавала всего два способа оформления храмов – фрески и мозаики. До настоящего времени сохранилось, правда, только одно свидетельство тогдашнего мозаичного убранства – София Киевская. Что до свидетельств летописцев, то они касались преимущественно освящений храмов (как, например, латинский Понтификал, переведённый славянскими церковниками). Но есть и рукописные документы, рассказывающие о том, как создавались панно из мозаики.

Со слов летописцев, этим зодчие занимались только с благословения церкви. А сам процесс был крайне сложен и передавался из поколения в поколение. Смальту, или цветное стекло, выплавляли в специальных мастерских, добавляя в состав для придания цвета окиси металлов. Когда мозаика была готова, начиналась подготовка церковных сводов. Аршин за аршином их покрывали известью, после чего зодчие наносили рисунок, на который в дальнейшем выкладывали мозаику под неусыпным надзоров митрополии. Размеры мозаичных брусков зависели от размера изображения, его положения в храме и назначения. Лики святых оформлялись с особой тщательностью из мелких деталей, рисунки под сводами позволяли использовать более крупные элементы.

Что до фресок, то они на Русь пришли в 11 веке. В летописях сказано, что над подобной росписью работали целые артели мастеров, главный из которых выбирал сюжеты для работы, создавал композицию, лично наносил рисунок. После этого подмастерья приступали к работе, используя глину и камни. К сожалению, у фресок был очевидный минус по сравнению с мозаикой: они очень быстро выцветали, поэтому почти не дошли до наших дней.



e-mail: historylib@yandex.ru