Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Горбунов В.В. Военное искусство населения Лесостепного Алтая в середине I тыс. н.э*

Исследование вооружения из памятников позднего этапа кулайской (III - 1-я половина IV вв. н.э.) и одинцовской (2-я половина IV - 1-я половина VIII вв. н.э.) культур, делает возможным реконструкцию военной организации, тактики и стратегии населения Лесостепного Алтая в обозначенный период (Горбунов В.В., 2003а; 2006).

Военная организация населения кулайской культуры в эпоху «великого переселения народов» может быть намечена лишь в самых общих чертах на основе археологических материалов. Боевое деление кулайского войска, исходя из результатов анализа комплекса вооружения, демонстрирует наличие легкой пехоты и конницы (Горбунов В.В., 2006, с. 93-94). В составе последней имелись отдельные средневооруженные всадники, которые, однако, не формировали самостоятельных отрядов. Военно-иерархическая структура кулайского общества, видимо, была достаточной простой. Ее основу составляло родоплеменное ополчение, в которое входило все боеспособное мужское население (Худяков Ю.С., 1986, с. 124). Тем не менее внутри ополчения уже наметилась определенная градация, связанная с выделением конницы, комплектовавшейся из наиболее зажиточных общинников. Отряды отдельных родов и племен возглавлялись выборными вождями из числа своей знати. Именно они, скорее всего, использовали совершенные железные доспехи, являясь первыми средневооруженными всадниками.

Тактика кулайского войска сочетала комбинированное применение пехоты и конницы. Они использовали дальний бой, пользуясь луками и стрелами, и действовали рассыпным строем. Вести ближний бой такое войско могло только с легковооруженным противником. Хорошая защита военачальников обеспечивала им личную безопасность и эффективное руководство во время боя. Вероятнее всего, в полевом сражении отряды легкой пехоты формировали центр войска, который мог дополнительно укрепляться палисадом или естественными преградами, а легкая конница образовывала авангард и фланги. Всадники завязывали сражение, стремились охватить фланги и выйти в тыл противника, не дать ему совершить аналогичный маневр. Легкая пехота массированным обстрелом должна была срывать вражеские атаки и служить прикрытием для собственной конницы. В целом такая тактика носила характер активной обороны. Она могла успешно осуществляться на местности со сложным рельефом, против равноценного или малочисленного врага.

Стратегия ведения военных действий «кулайцами» в начале «великого переселения народов» была оборонительной и определялась необходимостью сохранения своих земель и независимости от набегов и завоевательных походов южных кочевников. Военная опасность стимулировала перевооружение и реорганизацию тактики, однако данные процессы не были завершены в рамках кулайской общности. Начиная с середины IV в. н.э. военное давление кочевников на территорию Лесостепного Алтая приобретает характер миграции. Из Семиречья сюда продвигается население кенкольской культуры, а из Горного Алтая племена булан-кобинской культуры. Те и другие в военном отношении значительно превосходили «кулайцев», что и определило исход противостояния. «Самодийская конфедерация» (кулайская историко-культурная общность) распалась на отдельные образования, а в районах алтайской лесостепи, при непосредственном участии кенкольского и булан-кобинского компонентов сложилась одинцовская культура (Горбунов В.В., 2003б, с. 38-39; 2004, с. 94-95).

Археологические материалы позволяют более подробно представить структуру военной организации населения одинцовской культуры. Его войско, согласно анализу комплекса вооружения, делилось на легкую пехоту, легкую и среднюю конницу (Горбунов В.В., 2006, с. 95). Количество и сочетание видов вооружения в могилах, а также их соотношение с общим набором инвентаря позволяют выделить среди одинцовских памятников четыре группы воинских погребений.

Первая группа насчитывает 25 объектов, содержащих один или два вида стрелкового и коротко-клинкового оружия. Среди них известны сочетания боевых средств из луков, стрел и боевых ножей. Данные погребения отличает бедный или средний общий состав инвентаря. Их можно сопоставить со слоем свободных общинников, из которых формировалось родоплеменное ополчение. В боевом отношении они комплектовали отряды легкой пехоты и конницы.

Ко второй группе относится пять могил, содержащих от одного до трех видов вооружения, среди которых, помимо стрелкового оружия, присутствуют панцири и мечи. Эта группа имеет бедный или средний общий состав инвентаря, но наличие воинского доспеха и длинно-клинкового оружия указывает на ее профессиональную специализацию. Она может быть отнесена к слою воинов-дружинников, которые в боевом отношении составляли отряды средней конницы.

Третья группа представлена тремя могилами. Она отличается наличием четырех или пяти видов вооружения, среди которых сочетаются панцири, шлем, щит, луки, стрелы, копье, мечи и боевые ножи. Эта группа содержит богатый общий состав инвентаря. Ее можно отнести к слою военной аристократии, командирам дружины и ополчения, которые являлись средневооруженными всадниками.

В отдельную четвертую группу необходимо выделить очень богатое погребение тугозвоновского «князя». Из вооружения в нем были найдены лук, стрелы, меч и кинжал (Горбунов В.В., 2006, табл. II.-23). Высокохудожественное исполнение многих предметов, включая меч с кинжалом и ножны к ним, большое число драгоценного металла, тайный характер самого захоронения позволяют отнести его к рангу верховного вождя, главнокомандующего всеми вооруженными силами.

Военно-иерархическая структура одинцовского общества разбивается на четыре уровня: ополчение, дружина, командный состав и военный вождь. Весьма вероятно, что войско комплектовалось в соответствии с принципами азиатской десятичной системы. Это была достаточно развитая организация, превосходившая кулайскую. Наличие института главнокомандующего делало ее более централизованной. Скорее всего, верховный вождь не избирался, а наследовал свою власть, как это было характерно для ведущих кочевых держав. Связь тугозвоновского элитного комплекса с кенкольскими материалами указывает на привнесение данной военной организации в Лесостепной Алтай среднеазиатскими хунну. В полной мере она функционировала на раннем этапе одинцовской культуры (2-я половина IV-V вв. н.э.). Однако достаточно быстрая ассимиляция пришельцев в местной, более многочисленной, самодийской среде (Горбунов В.В., 2003б, с. 39) могла привести к децентрализации военной системы одинцовских племен на поздних этапах существования культуры (VI - 1-я половина VIII вв. н.э.).

Полукочевое скотоводство, составлявшее основу хозяйства у населения алтайской лесостепи, было способно прокормить не менее 40 тыс. жителей (Горбунов В.В., 2007, с. 62). Значительный состав ряда одинцовских могильников и достаточно густая сеть поселений позволяют предполагать, что во 2-й и 3-й четверти I тыс. н.э. общая численность населения могла достигать обозначенной цифры. Следовательно, военный потенциал одинцовской общности мог доходить до 8 тыс. боеспособных мужчин.

Тактика одинцовского войска состояла в комбинированном применении легкой и средней конницы. Легкая конница образовывала авангард и фланги, применяя обстрел противника с дальней дистанции в рассыпном строю. Средняя конница формировала центр боевых порядков, нанося противнику таранный удар с последующим переходом к ближнему бою в сомкнутом строю. Легкая пехота в одинцовском войске, скорее всего, играла вспомогательную роль. Она могла применяться при оборонительных действиях на пересеченной местности, в лесных массивах, при защите поселений и устройстве засад. О численном соотношении легко- и средневооруженных воинов можно судить по сведениям археологических памятников. На девять объектов, соотносимых со средней конницей (26,5%), приходится 25 объектов, соответствующих легкой коннице и пехоте (73,5%), что говорит о преобладании легковооруженных бойцов, а на долю средневооруженных выпадает чуть более четверти всего войска.

Стратегия военных действий «одинцовцев» в процессе формирования их общности носила наступательный характер и была направлена на расширение территории своего ареала в пределах Лесостепного Алтая. Очевидно, одинцовские отряды совершали набеги и походы и в другие районы Верхнего Приобья и Обь-Иртышского междуречья с целью получения добычи и дани, используя свое превосходство в военном отношении. Но уже в VI в. н.э. ситуация на юге Западной Сибири стабилизировалась. Наряду с одинцовской, здесь образовался целый ряд близкородственных культур: верхнеобская - Новосибирское Приобье, саратовская - Кузнецкая котловина, релкинская - Томско-Нарымское Приобье (Горбунов В.В., 2003б, с. 39), уровень развития которых, в том числе и в военном деле, был примерно одинаков. Вооруженные конфликты между ними могли носить кратковременный локальный характер, чередуясь наступательно-оборонительными действиями.

Более существенный очаг военной напряженности в регионе, казалось бы, создавал образование и существование Тюркских каганатов, граница которых непосредственно выходила к ареалу одинцовской культуры. Однако археологические памятники позволяют говорить только о влиянии материальной культуры тюрок (также и в военной сфере) на «одинцовцев», которые явно сохраняли политическую независимость (Горбунов В.В., 2003б, с. 39-40). Очевидно, это связано с распространением владений Тюркских каганатов по естественным для их основателей горно-степным ландшафтам. Центр политико-экономических интересов тюрок также был в стороне от Западной Сибири - на юге. Ситуация кардинально изменилась после падения последнего тюркского государства - II Восточно-тюркского каганата, в 744 г. Тюрки были вынуждены покинуть степи Монголии и одна их группа (племя или несколько племен) продвинулась на север в земли Лесостепного Алтая. Население одинцовской культуры было покорено весьма быстро. Данный процесс отражают памятники археологии новой сросткинской культуры (Горбунов В.В., 2003б, с. 40-41). В военном отношении тюрки явно превосходили самодийские племена юга Западной Сибири.



*Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ (НШ-5400.2008.6 «Создание концепции этнокультурного взаимодействия на Алтае в древности и средневековье»).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана
e-mail: historylib@yandex.ru