Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Ричард Теймс.   Япония. История страны.

Буддизм

Важность буддизма

История буддизма длиннее, чем история христианства, и это учение не менее сложно с точки зрения доктринальных диспутов и ответвлений. Как и христианство, буддизм оказал серьезное влияние на культуру и традиции своих приверженцев. Без некоторой доли понимания буддизма сложно постичь значительную часть художественного наследия Японии — скульптуру, храмовую архитектуру — и такие своеобразные японские достижения, как искусство аранжировки цветов, садовый дизайн, чайные церемонии, драмы но и боевые искусства, не говоря уже о современной политике и социальных установках (например, предпочитание кремирования умерших).

Японизация буддизма

Буддизм зародился в Индии в VI веке до н. э., он пришел в Японию спустя более тысячи лет через Китай. Япония столкнулась с буддизмом как с религией, уже имевшей тысячелетнюю историю, устоявшиеся традиции художественного выражения и обширный корпус комментариев относительно собственных фундаментальных принципов и манускриптов. Во многом все это передавалось посредством иностранного языка, китайского, либо даже на более отдаленных в лингвистическом отношении и сакральных языках — пали и санскрите. Буддийские убеждения, поведение и иконографию надо было привнести в уже существовавшие религиозные традиции синтоизма и этическую структуру конфуцианства — в этом колоссальном предприятии задействованы были самые выдающиеся интеллектуалы и эстеты, которых когда-либо производила Япония. Успеху их усилий, без сомнения, способствовала тесная ассоциация буддизма с распространением грамотности и другими крупными культурными достижениями.

В ходе этого длительного и весьма сложного процесса в Японии развились такие формы буддизма, которые в настоящее время считаются специфически японскими, — нитирэн и, в меньшей степени, дзэн.

Является ли буддизм религией?

Всякая попытка понять буддизм наталкивается на ряд препятствий — помимо уже упомянутой выше сложности, — не последним из которых является его обширная техническая терминология. Однако первым, и отчасти самым устойчивым, барьером, с которым обычно сталкиваются жители Запада, является тот факт, что христиано-иудейское начало переносит на буддизм свои перспективы и категории, обеспечивающие нормы привычного мышления относительно религии, независимо от того, «религиозны» эти люди или нет. Потребовались определенное время и рефлексия, чтобы прийти к соглашению по поводу религии, которая, в некотором смысле, освобождена от понятия бога в целом, сравнивает спасение с исчезновением, а не с искуплением, и — во многих случаях — безразлична к тому, исповедуют ли ее последователи еще какую-либо веру или нет.

Будда

Слово «Будда» — это не имя, а обозначение состояния бытия того, кто имеет подлинное знание реальности.

Буддизм зародился как учение Сиддхартхи Гаутамы, сына военного правителя небольшого государства на границе современных Индии и Непала. Детали его биографии за двадцать пять столетий иногда причудливо приукрашивались, но основная линия вырисовывается довольно четко. В возрасте двадцати девяти лег он отказался от радостей жизни и роскоши и покинул жену и ребенка в поисках духовного иросветления, которое дало ему озарение о природе конечной реальности. (Этот отказ часто символически изображается в скульптурах Будды как удлиненные мочки ушей, лишенные когда-то украшавших их сережек.)

Следуя инструкциям двух знаменитых мастеров в йогических практиках и других мистических техниках, он вскоре превзошел их и погрузился в шестилетний период серьезного самоотрицания вместе с еще пятью аскетами. Экстремальные практики привели его на грань смерти и к осознанию того, что они являются как саморазрушением, так и самообманом. Отринув умерщвление плоти, он вернулся к прежнему состоянию — ценой потери разочаровавшихся в нем компаньонов.

Гаутама обратился к глубокой и продолжительной уединенной медитации, в ходе которой на него снизошло состояние просветления. Недели рефлексии помогли ему выразить фундаментальные озарения в последовательной доктрине и реализуемой программе жизни. Понимая, что большинство других существ хотя и благословенны, но ограниченны и различаются по способности постичь его послание, он колебался, стоит ли посвящать свою жизнь наставничеству. Тем не менее в итоге Гаутама воссоединился со своими бывшими товарищами, вдохновив их искренностью первой проповеди — Дхармачакра Правартанаа, или о Первом Повороте Колеса Учения.

Суть учения Будды обобщается в Четырех Благородных Истинах:

— страдания и конфликты неотделимы от человеческого существования;
— они возникают из-за самомнения и проявления его в желаниях, амбициях и т. д.;
— возможно освобождение от бесконечных реинкарнаций, переход к несуществованию;
— средства к достижению освобождения лежат в методике Восьмеричного Пути.

Восьмеричный Путь — это «срединный путь» между аскетизмом и гедонизмом, требующий от своего последователя стремиться к:

— правильному взгляду (т. е. пониманию космоса и места в нем людей);
— правильной цели (т. е. необходимой моральной энергии для стремления к истине);
— правильной речи (т. е. избеганию лжи и клеветы);
— правильным телесным действиям (т. е. избеганию чрезмерной чувственности, воровства или агрессии);
— правильной жизни (т. е. непричинению вреда другим живым существам);
— правильному усилию (т. е. постоянному старанию культивировать добродетель и избегать порока);
— правильной чувствительности (т. е. постоянному самосознанию);
— правильной концентрации (т. е. медитации для фокусировки собственного сознания).

Присутствовавшие на первой проповеди стали пятью первыми буддийскими монахами, ядром сангхи (сообщество), посвятившими жизнь следованию и пропаганде истины Будды (на санскрите — дхарма).

Сам Будда провел остальную часть жизни учительствуя и умер в возрасти восьмидесяти лет. (Если говорить более строго, считается, что он в итоге перешел в нирвану, вырвавшись из круга перерождений.) После кремации части праха Будды были принесены в различные государства и города, где строились монастыри для защиты членов сангхи.

Буддийская иконография

В раннем буддизме избегали изображать Будду в человеческом облике, возможно, чтобы избежать вопроса о его трансцендентности. Взамен искусство концентрировалось на посвященных ему объектах и их изображениях: ступа (монументы в святых местах, где хранится прах); дерево бодхи (под которым Гаутама обрел просветление); зонтики от солнца (символизирующие его королевский статус и, следовательно, власть) и колесо (обозначающее бесконечный круг реинкарнаций, множественность существований). Вероятно, условные изображения Будды появились во II веке в Индии и включали в себя тридцать две характеристики, благодаря которым можно было узнать Будцу: отметка на лбу; узел-пучок из волос; изогнутый нос; характерные складки у горла и т. д. В изображениях Будды обычно присутствуют формализованные жесты рук (мудра), символизирующие определенные события в его жизни или аспекты его природы.

Самое старое японское изображение Будды датируется 606 годом. В Японии поклоняются различным манифестациям Будды, в зависимости от того, как та или иная секта интерпретирует манускрипты. Среди самых распространенных манифестаций:

Амида — Будда Чистой Земли или Западного Рая;
Якуси — восточный Амида, земное воплощение, целитель;
Мироку — Майтрейя, Будда будущего;
Дайнити Нерай (Вайрочана в санскрите) — Будда великого света, покровитель государства;
Каннон — (Гуан-Инь в китайской традиции) — бодхисаттва Амида, может принимать различные формы (например, иметь одиннадцать голов или тысячу рук) и в наши дни часто воплощается в женском образе «Богини милосердия»;
Дзидзо — тоже бодхисаттва, в образе бритоголового монаха; часто группа из шести монахов, представляющих шесть уровней творения (ангелы, демоны, люди, животные и др.). Святой покровитель нуждающихся в комфорте — детей, путешественников и беременных женщин.

Буддийская этика

Осознавая разные способности людей к восприятию истины, буддизм предъявляет неодинаковые требования к своим последователям. Так, от монахов требуется больше, чем от мирян. Обычно от простого человека ожидают усилий по улучшению собственного характера (подавать милостыню, избегать пороков, насилия и затуманивающих сознание стимуляторов), соблюдению святых дней и праздников и выполнения обязательств перед обществом в качестве студентов, родителей, работников, соседей и друзей. От монахов традиционно требуется жить бродяжничеством, носить выброшенные другими людьми одежды и соблюдать целибат. Современные японские монахи — зачастую весьма образованные люди с искушенными вкусами.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.)
e-mail: historylib@yandex.ru