Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Наталья Юдина.   100 великих заповедников и парков

Алупкинский парк

Алупкинский парк — один из лучших парков Крыма. Он примыкает к населенному пункту Алупка и расположен при дворце, принадлежащем графу Воронцову. Дворец построен по проекту известного английского архитектора Эдуарда Блэра в 1820–1840 годах.

Воронцовский парк в Алупке (как и Софиевка в Умани) принадлежит к числу парков позднего романтизма. К слову сказать, владелец и строитель Выборгского парка Монрепо барон А. Николаи был другом графа М. С. Воронцова (с ним он познакомился в Вене). Поэтому неудивительно, что в том и другом парке главную роль играет естественный скалистый ландшафт.

Граф М. С. Воронцов был крупным землевладельцем: ему принадлежали Алупка, Массандра, Ай-Даниль и Гурзуф. Чтобы находиться ближе к своим южным владениям, граф добился должности генерал-губернатора Новороссийского края и наместника Бессарабии. Алупку он решил превратить в летнюю резиденцию. М. С. Воронцов начал прокладывать дорогу от Симферополя на Южный берег и одновременно приступил к возведению дворца.

Кажется, дворец и прилегающий к нему парк составляют единое целое — так удачно вписываются они в окружающий ландшафт. Однако постройки выполнены в разных стилях. Дворец сооружен в готическом стиле, вход во дворец — в мавританском, ландшафтный парк — в стиле начала XIX века.

В Голубой гостиной дворца размещался домашний театр. Раздвижная дубовая дверь-занавес разделяла гостиную на зрительный зал и сцену.

Самый большой зал во дворце — парадная столовая, отделанная сверху донизу резным деревом. Обеденный стол, рассчитанный на 32 человека, стулья и сервант были сделаны из красного дерева. Лишь декоративный фонтан был выложен майоликовыми плитками и обрамлен шлифованным диоритом да канделябры были выполнены уральскими мастерами из малахита.

В Библиотечном корпусе насчитывалось около 25 000 томов, было собрано множество гравюр и находилась уникальная коллекция старинных географических карт.

Архитектор Э. Блэр поставил перед собой задачу вписать строящийся дворец в окружающий пейзаж. Стены дворца выполнены из серовато-зеленого камня диорита, который брали из естественной россыпи, находившейся на территории будущего парка. При организации парка эти нагромождения скал не стали сносить — они органично вписались в оформление как декоративный элемент.

Воронцовский дворец выдержан в английском архитектурном стиле XVI века — стиле Тюдоров, переходном стиле от поздней готики к эпохе Возрождения (элементы средневековых замков еще присутствуют в архитектурных сооружениях, но отмечается тенденция к сооружению роскошных дворцов).

Северный фасад дворца, обращенный к горе Ай-Петри, выполнен в стиле поздней готики. Его башни, плоские кровли, шпили отчасти напоминают средневековый замок и гармонично смотрятся с острыми вершинами Ай-Петри. Во дворец въезжали через ворота, сделанные в виде арки с лоджиями по сторонам; над аркой помещались гербы Воронцовых и Браницких.

С восточной стороны дворца были возведены стены с бойницами, башни на Главном и Библиотечном корпусах, въезд также был украшен двумя декоративными башнями. В оформление южного фасада Алупкинского дворца включены элементы восточной архитектуры. Портал в виде глубокой ниши, обрамленной двойной подковообразной аркой с орнаментальными рельефами. По фризу портала шесть раз повторяется надпись на арабском языке: „И нет счастья, кроме посланного от Аллаха“. Логическим завершением портала является так называемая Львиная терраса с лестницей, украшенной шестью мраморными львами, изготовленными в Италии (Львиная терраса расположена по оси портала). Здесь можно видеть льва спящего (эта скульптура считается лучшей из всех в художественном отношении — подушечки лап зверя кажутся мягкими, а его губы будто бы посапывают во сне), льва просыпающегося, льва, стоящего на страже. Вторая и третья террасы соединены полукруглыми лестницами, а четвертая, самая широкая, примыкает к приморской дороге, связывающей все участки Нижнего парка.

Парковый комплекс занимает около 40 га. Здесь гармонично сочетаются рельеф и растения, огромные нагромождения скал, водные потоки и архитектурные сооружения.

Алупкинский парк строился с 1830 по 1846 год садовником Кебахом. Парк, примыкающий к морю, можно условно разделить на три участка. Центральная часть — от дворца до моря — украшена беломраморными вазами, скульптурой, фонтанами, скамьями. Здесь много декоративных растений: например, коралловое дерево с крупными красными цветами; индийская сирень, цветущая с середины лета до поздней осени розовыми цветами; олеандры, огромные магнолии с белыми ароматными цветами; гинкго двулопастный с листьями в виде веера; земляничные деревья; кипарисы различных пород; пальмы; сосны с наклоненными к югу кронами, гигантские секвойи и др. Из самшита, лавра благородного, вечнозеленой калины сделан красивый стриженый бордюр.

Скалы на берегу моря в центральной части парка тоже выполняют роль декоративного элемента. Самая большая скала, с видовой площадкой, называется скалой Айвазовского.

В верхней части парка преобладает регулярная планировка: в композицию парка включены насаждения, которым придается форма полушария, пирамиды, бордюра, четырехугольника, и других причудливых видов. Эта часть сада выполнена в итальянском стиле. Западный участок Нижнего парка на прибрежной полосе решен иначе — в пейзажном стиле. Так, за строго выдержанной линией насаждений неожиданно перед глазами путника открывается „хаос“ скал с разбросанными в беспорядке соснами.

Неотъемлемой частью Алупкинского парка стала вода, она привносит в парк дух романтизма. Здешние пруды наполнены прозрачной проточной водой. Радуют взор стенные фонтаны: фонтан-раковина, фонтан Мира и миниатюрная копия Бахчисарайского фонтана слез. Множество ручьев и каскадов, бурно низвергающихся с различных высот, создают ощущение свежести и прохлады.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Александр Кондратов.
Погибшие цивилизации

Николай Николаев.
100 великих загадок истории Франции

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории XX века

Николай Непомнящий.
100 великих загадок Индии

Генри Бэзил, Лиддел Гарт.
Решающие войны в истории
e-mail: historylib@yandex.ru