Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Харден Дональд.   Финикийцы. Основатели Карфагена

Резьба по слоновой кости

Знаменитые изделия из слоновой кости из Самарии, Арслан-Таша и ассирийских дворцов в Нимруде и Хорсабаде, хотя и не все выполненные в едином стиле, обычно относятся к более чем вековому периоду с конца IX до начала VII века до н. э. Ученые долго дискутировали, можно ли назвать хотя бы некоторые из них финикийскими и какие из них следовало бы приписать сирийцам (то есть уже арамеям, а не ханаанеям) или ассирийцам.

Некоторые ученые различают две основные группы: финикийскую и сирийскую. В первой, довольно полно представленной находками из Арслан-Таша и северо-западного дворца Нимруда, ярко прослеживается смесь египетских и азиатских мотивов, что присуще финикийскому искусству. Мы можем рассмотреть, например, панель из Арслан-Таша, на которой изображена «женщина в окне» – жрица Астарты. Фигура жрицы – явно ханаанейская, но на женщине египетский парик, а окно поддерживается маленькими колоннами с капителями в виде лотоса. Другая панель, также из Арслан-Таша, еще более египетская по стилю, так как костюм и атрибуты женской фигуры очень похожи на костюм и атрибуты египетской богини Исиды, крылатой, с цветами лотоса в руках, однако здесь же мы видим азиатское древо жизни. Это прекрасный пример использования финикийцами египетских мотивов. Крылатый сфинкс выполнен в чисто азиатском стиле, но также в нем много египетских черт, таких, как двойная корона и головной убор. Этот артефакт – также из Арслан-Таша – является ярким примером ажурной резьбы по кости, обычной в этой группе. Застывшая фронтальная поза составляет странный контраст с изящным динамичным телом сфинкса. С другой стороны, фрагмент с парой мужских фигур, собирающих фрукты, одетых в чисто азиатском стиле, кажется ассирийским, хотя некоторые детали выдают его финикийское происхождение. Также ассирийскими выглядят многие инкрустированные панели ларцов, такие, как прекрасный образец с крылатым быком, словно бодающим большую розетку. Бык здесь выглядит как живой, будто нарисован критским художником.

Все эти пластинки из слоновой кости, вероятно, использовались для украшения мебели финикийскими ремесленниками или в Леванте, или в самой Ассирии.

Сирийская группа, представленная находками из юго-восточного дворца Нимруда и некоторыми другими артефактами с Ближнего Востока и Эгейского региона, состоит в основном из фрагментов маленьких коробочек, мухобоек, гребней и тому подобного. На обломке круглой коробочки видна часть сцены с двумя длинноволосыми женщинами-сфинксами по обе стороны от священного дерева; лицо – явно сирийское и по стилю и по выражению. Сидонская ваза для мазей в форме полой женской фигуры в платье с длинными рукавами, в египетском парике, но с лицом, судя по чертам, скорее ассирийским, чем египетским, вырезана из простой, а не слоновой кости. Рассмотрим женскую головку, вырезанную из слоновой кости. Низкая круглая корона и уложенные длинными локонами волосы также абсолютно сирийские, а лицо явно принадлежит семитской даме того времени. Углубление для шипа свидетельствует о том, что это часть большего предмета. Другая фигурка из слоновой кости – тоже ваза для мазей – одета в длинную подпоясанную тунику, а руки сложены в азиатской манере на обнаженной груди. Эта ваза из Берита – отличное дополнение к вазе из Сидона. Однако в этой группе встречаются головы в чисто египетском стиле.

Из вышеизложенного ясно, что финикийский художник (и также сирийский, если он не был финикийцем, работавшим в сирийском стиле) прекрасно владел материалом и обладал прекрасным чувством композиции, благодаря чему мог свободно изображать сложные сцены на ограниченном пространстве. Великолепна и круглая скульптура, особенно если вспомнить, как неподатлива слоновая кость. Нам трудно ответить на вопрос, были ли эти изображения чисто декоративными или несли религиозную нагрузку. Это относится не только к изделиям из слоновой кости, но и к другим образцам финикийского искусства, включая металлические чаши с чеканкой или инкрустациями, к которым мы и переходим.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Сирил Альдред.
Египтяне. Великие строители пирамид

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки
e-mail: historylib@yandex.ru