Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Харден Дональд.   Финикийцы. Основатели Карфагена

Конец бронзового века

Иллюстрируя зарождение искусства Финикии, начнем с саркофага Ахирама из Библа, относящегося к XIII веку до н. э. и вновь использованному Ахирамом в X столетии, что и подтверждается его финикийской надписью. Рельефы двух длинных сторон изображают бородатого правителя, сидящего на троне с крылатыми сфинксами по бокам и с процессией из семи слуг и почитателей, приближающейся к столу с едой; сверху мы видим фриз из лотосов. Стиль в основном египетский, хотя люди одеты в типичные левантийские туники с поясами. В углах – четыре обнаженные плачущие женщины. Четыре льва поддерживают саркофаг, и еще два лежат по краям крышки, рядом с ними – фигуры бородатых мужчин. На крышке – барельеф царя в полный рост, а по краю идет надпись. Подобные львы часто встречаются в Ассирии и у хеттов, а мужские фигуры – левантийские, как и фриз. Однако лотосы – явно египетские.


Рис. 51. Бронзовая фигурка бога Решефа из Антарада. Высота 0,21 м. Конец 2-го тысячелетия до н. э.


Пластинка из слоновой кости, датированная XIII веком и найденная в той же могиле, что и саркофаг, по стилю сходна с хорошо известными изделиями из слоновой кости из Мегиддо: гребнями, туалетными коробочками, ложками и мебельными инкрустациями, по большей части относящимися к XIII веку (хотя некоторые датируются XII). На всех изделиях прослеживается смесь египетских и левантийских мотивов. Большинство мебели и орнаментов – египетские, хотя изображенные фигуры – азиатские и в основном одеты в местную одежду, а в сценах борьбы зверей, украшающих многие изделия, прослеживается смесь азиатского и эгейского стилей (рис. 52). Обломок примерно того же периода из Минет-эль-Бейды, порта Угарита, с изображением богини и животных еще ближе к эгейскому стилю (а возможно, и выполнен в Эгейском регионе), что ярче всего выражается в юбке с оборками и обнаженном торсе богини. Артефакт доказывает интенсивность эгейской колонизации Северной Сирии, иначе богиня в эгейском одеянии не могла бы появиться на предмете с явно местными характерными чертами.


Рис. 52. Гребень из слоновой кости с изображением собаки, атакующей козерога; глаза животного – инкрустация из стекла. Мегиддо. Высота 0,065 м. XIII или XII век до н. э.


Многие бронзовые статуэтки из Угарита, Библа, Энкоми (на Кипре) и других археологических раскопов конца бронзового века также являются предшественниками поздних финикийских изделий. Некоторые из них найдены на финикийском побережье: например, в Берите (Бейруте) и Антараде (Тартусе) или в Палестине, например в Мегиддо. Это в основном довольно примитивные отливки богов или богинь (местных Баала или Астарты), обычно из тонкого металла, одетых в простые туники или обнаженных. Атрибуты обычно утеряны, но иногда находят отдельные дополнения; позы фигур неинтересны. Однако на площадках конца бронзового века встречаются и более искусно исполненные статуэтки (рис. 51), полностью обработанные со всех сторон. К таким относится фигурка Мелькарта, найденная в море у берегов Сицилии.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
e-mail: historylib@yandex.ru