Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Г. А. Порхунов, Е. Е. Воложанина, К. Ю. Воложанин.   История Сибири: Хрестоматия

Кого считать коренным сибиряком?

Каждый слышал о сибирском характере, сибирском здоровье и т. п. Но попробуйте нарисовать портрет среднестатистического жителя Сибири. Буряты и татары, немцы и ненцы, белорусы и азербайджанцы, украинцы и русские – на обширных просторах Зауралья всем есть место. И при всем многообразии национального спектра – практически полное отсутствие национальных проблем. Во многом это заслуга царской империи, которая отнюдь не была тюрьмой народов. Любопытно, что отношения с инородцами в России строились по схеме, заимствованной у Золотой Орды, – минимальное вмешательство во внутренние дела и полная веротерпимость. За всю историю покорения Сибири было, по сути, всего два случая реальных вооруженных столкновений: Ермака с ханом сибирских татар Кучумом и позже – с енисейскими кыргызами.

Но подавляющее большинство сибиряков все-таки люди пришлые. На две трети – русские, на треть – остальные национальности бывшего СССР – нынешнего СНГ.

Мигранты принесли с собой на новые земли свою культуру, свой язык, свою веру. Сегодня уже далеко не все сибиряки представляют себе, откуда родом были их деды и прадеды. Любопытно, что процесс переселения не носил случайный и статистический характер. По крайней мере, так считают сотрудники Института истории СО РАН.

Самые первые переселенцы, «коренные сибиряки», – это, пожалуй, чалдоны и кержаки. Считается, что эти названия образовались от имен рек их малой родины – Дон и Керженъ (приток Волги). Чалдоны считали себя потомками служилых людей – донских казаков и войска Ермака и резко выделяли себя из среды крестьян. Кержаки были староверами Нижегородской губернии. В основном это выходцы из СевероВосточной России – Пермской, Вятской и Тобольской губерний. «Лесные люди» кержаки часто селились в отдаленных районах гор и тайги.

Почему одна из групп переселенцев назвала себя курганами – неясно. Но корни курганов в Среднем Поволжье – Самарской и Пензенской губерниях. Вятские – мужики хватские – старались селиться наособицу. Мигранты, осевшие в верховьях Оми, на реке Таре, были настоящими западниками (Виленская, Витебская губернии). Мужчин называли москалями, а женщин – московками.

Привычные к землепашеству в экстремальных условиях, переселенцы смогли осушить Васюганские болота – урманы в Северной Барабе. С их приходом вместо неприхотливой ржи здесь начали сеять пшеницу, появились огурцы и помидоры. Интересно, что православные белорусы считали себя русскими. И только католики называли себя белорусами, хотя соседи все равно окрестили их поляками. Новой родиной для них стало Васюганъе.

Украинские поселения с характерными хатами-мазанками и камышовыми крышами возникли на новой батьковщине – в Кулундинской степи. Немало удивлялись приезжие рубленым домам сибиряков: «Люди живут в дровах! Наши-то из кизяков сделаны!»

(Шилов А. Кого считать коренным сибиряком?// Неизвестная Сибирь. Все пути ведут в Сибирь. 2009. № 1. С. 107–113)

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Андрей Низовский.
100 великих археологических открытий

Игорь Муромов.
100 великих кораблекрушений

В. М. Духопельников.
Ярослав Мудрый

Надежда Ионина.
100 великих картин

Гарольд Лэмб.
Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566
e-mail: historylib@yandex.ru