Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Ершова.   Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка

Что такое «Белый лом»?

   История, приведшая к обнаружению «Белого дома», начиналась весьма грустно: в 1997 году пришло известие о том, что в районе озера Кондорес уакерос разграбили пять чульп. Гром грянул, и правительство Перу забеспокоилось о том, чтобы хотя бы зафиксировать оставшееся от грабителей. В долину реки Уабайяку была выслана экспедиция «National Geographic», состоявшая из телеоператора, фотографа, альпиниста и археолога Петера Лерче. Экспедиция горестно регистрировала одну за другой разграбленные чульпы. И когда, казалось, уже не оставалось надежды на обнаружение нетронутого памятника, Лерче обратился за помощью к местному шаману. Тот с помощью священных предметов выяснил у духов, что на недоступной скале существует нетронутая чульпа. Как ни странно, общение с местными колдунами и шаманами в археологических и этнографических экспедициях – явление почти обыденное. И от этих местных идеологов, как бы мы к ним ни относились, зачастую даже зависит успех поисковой экспедиции.





   Илл. 102. Так выглядит погребение чачапойя. Мумию замуровывали в своеобразный вертикальный «саркофаг» из глины, камня и травы. Высота такой фигуры достигала 2,5 м. «Тело» и рельефно выполненное «лицо» покрывали красно-белой росписью. Несколько фигур устанавливали в ряд в нишах скальных поверхностей «лицом к народу»

   Илл. 103. Для захоронений предпочитали использовать природные горные пещеры и укрытия



   Сооружение располагалось под скальным выступом, в отгороженной нише, на высоте примерно 200 м в отвесном 300-метровом скалистом ущелье. Добираться туда пришлось, спускаясь сверху при помощи альпинистского снаряжения. Как же сюда добирались чачапойа? Внешняя стена, сложенная из белого камня и глины, имела прямоугольную форму, что и дало сооружению название «Белый дом». Потолок был обозначен деревянными балками. В стене располагалось квадратное отверстие. Заглянув внутрь, удалось увидеть большие деревянные копья, прислоненные слева в углу, зеленоватый шар, напоминавший булаву, что указывало на погребение отважного воина. Почти напротив отверстия располагалась мумия – она как бы сидела внутри конуса из палок, обвернутых толстой веревкой. Всего здесь оказалось пять «конусов» с мумиями. Поверхность скалы за мумиями была покрыта росписью, в которой различались красные круги, напоминающие глаза.

   …Около 1470 года инки вторглись с юга на земли чачапойя, и те, пытаясь сохранить независимость, были вынуждены мигрировать в недоступные места. Примечательно, однако, что оккупанты освоили не только хозяйственные территории ушедших чачапойя, но и стали использовать их могильные сооружения, в которых археологи теперь обнаруживают предметы, принадлежащие обеим культурам.

   Любопытно, что при государстве инков продолжали существовать и древние племенные модели мира. Так, у боливийских индейцев аймара антропоцентрический принцип переносился даже на устройство поселения. Оно складывалось из пространств трех двойных общин, распределенных антропоморфно: голова, туловище, ноги. Но это не просто архаическая схема устройства поселка – антропоморфизм постоянно подчеркивается в повседневной жизни членов всех трех общин и особенно в ритуальной практике.

   Одним словом, культурное наследие, доставшееся инкской империи, было настолько богато и разнообразно, что с трудом подчинялось общегосударственной и религиозной схеме.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Роман Светлов.
Великие сражения Востока

Рудольф Баландин.
100 великих богов

Михаил Шойфет.
100 великих врачей

Александр Мячин.
100 великих битв

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
e-mail: historylib@yandex.ru