Список книг по данной тематике

Реклама

Эллен Макнамара.   Этруски. Быт, религия, культура

Одежда и прически

Одежда, которую носили этруски, как правило, шилась из тканого полотна – шерсти или льна, ниспадала свободными складками, как было принято в античном Средиземноморье. Тленный материал, к сожалению, утрачен для нас, но о стиле одежды этрусков упоминается в работах некоторых античных авторов; кроме того, в нашем распоряжении есть этрусские фрески и памятники. В VII веке до н. э. женщины облачались в подпоясанные туники, достигавшие лодыжек, некоторые носили прямоугольные накидки, застегивающиеся на плечах. Волосы заплетались в длинные косы, ниспадавшие на спину. Мужчины были гладко выбриты, носили волосы средней длины и часто изображались в длинных туниках, иногда украшенных рисунком.

Памятников VI века до н. э. больше, они показывают, что мода стала ближе к эллинской. Мужчины иногда, следуя греческой традиции, носили лишь набедренные повязки или накидки, обернутые вокруг бедер, – этот обычай сохранялся и в более поздний период, но полностью обнаженными изображались лишь атлеты и мальчики-слуги. Взрослые мужчины носили длинные туники до лодыжек, а мальчики – короткие плотно облегающие тело туники с короткими рукавами, которые могли быть белыми или цветными и иногда украшались каймой. Поверх туник они набрасывали очень короткую накидку, ставшую, по всей видимости, прототипом трабеи, которую носили в Риме жрецы и всадники во время торжеств и церемоний. К VI веку до н. э. накидки этрусков удлинились, теперь они доходили до коленей; похожие одеяния можно увидеть на плакальщиках, изображенных на стене гробницы Авгуров. Этот тип накидки называют тебенна. В этот период мужчины отпускают волосы, завивают их в локоны, носят бороды.

Как женщины, так и мужчины носили яркие разноцветные шарфы или шали, покрывавшие руки и плечи или завязанные на талии. Обычный наряд женщин – длинные туники с короткими рукавами, иногда с каймой, а также накидки, некоторые с прорезями для рук. Волосы свободно падали на плечи длинными локонами. Иногда на лбу носили повязку, из-под которой выглядывал аккуратный ряд завитков. Во второй половине VI века женщины заимствовали головной убор, так называемый тутулус, но, как правило, этруски не покрывали голову. Из Ионии в Этрурию пришли сандалии из черной или цветной кожи с загнутыми носками, их носили и мужчины и женщины. Некоторые виды сандалий привязывались к ноге ремешками, другие шнуровались спереди, такие сандалии можно увидеть на фигуре женщины с саркофага из Черветери. Этрусские сандалии были хорошо известны в античном мире; до нас дошли такие сандалии из дерева с бронзовыми подошвами (рис. 33).



Рис. 33. Сандалии с бронзовыми подошвами.


В ранний классический период мужчины начали коротко стричь волосы, бороды стали редкостью. Тебенна, окрашенная в яркие цвета, стала длиннее, она уже закрывала колени. Яркие накидки носили даже рабы. Женские прически стали короче, теперь они едва прикрывали уши и часто укладывались на шею завитками. На некоторых изображениях мы видим женщин с очень светлыми, вероятно искусственно осветленными волосами. Женщины носили накидки как у мужчин и легкие длинные туники в эллинистическом стиле – часто без рукавов и подпоясанные над талией. Волосы укладывались в элегантные высокие прически, удерживаемые лентами (рис. 31,a).

Мужчины по-прежнему носили короткие волосы, бороды практически совсем исчезли. Тебенна стала еще длиннее, почти до лодыжек, и более широкой. На фреске III века до н. э. из гробницы Щитов в Тарквинии музыканты одеты в длинные белые накидки, а одеяния членов семьи Велка украшены черной или красной каймой. В гробнице Франсуа борющиеся воины также одеты в туники с каймой, а Вел Сатис облачен пурпурную тунику. К этому времени этруски стали все больше перенимать римский образ жизни; статуя Оратора уже одета в тогу и в высокую кожаную обувь, крепившуюся четырьмя ремешками; такая обувь являлась предметом одежды римского сенатора.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ю.Н. Воронов.
Тайна Цебельдинской долины

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов

Карен Юзбашян.
Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв.

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря
e-mail: historylib@yandex.ru