Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Елена Жадько.   100 великих династий

Поленовы

Ценители старины и русские художники Поленовы бережно пронесли наследие русской культуры через века, дополнив его своими трудами и художественными произведениями. Знаменательным было выступление против крепостничества основателя династии Алексея Яковлевича, яркий след в истории библиографии оставил Дмитрий Васильевич, явлением в живописи были картины его сына Василия Дмитриевича, иллюстрации сказок Елены Дмитриевны тоже стали событием в искусстве.

Основатель династии Поленовых, Алексей Яковлевич, был передовым мыслителем своего времени и первым русским человеком, получившим юридическое образование за границей.

Когда в 1766 году старейшее в России Вольное-экономическое общество объявило конкурс на тему «Что полезнее для государства, — чтобы крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его право простирается», Алексей Яковлевич выступил с работой «Об уничтожении крепостного состояния в России». За свой труд Поленов получил медаль и двенадцать червонцев, но опубликован она была лишь спустя сто лет.

Зато усилиями А.Я. Поленова и С.С. Башилова в 1768 году была опубликована вторая часть Никоновской летописи.

Сын Алексея Яковлевича, Василий Алексеевич, был академиком по отделению русского языка и словесности. Любовь к языку он привил и своему сыну Дмитрию. Дмитрий Васильевич выглядел холодным и надменным господином. Он был статским советником, секретарем Русского археологического общества и чиновником духовного ведомства. А еще он был известен как знаток старославянских рукописей. Поленов издавал труды о русских летописях и по истории Уложенных комиссий XVIII века.

В 1861 году он, как и отец, стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В молодости Дмитрий Васильевич служил в императорской дипломатической миссии в Греции и вывез оттуда коллекцию древностей: обломки античных статуй, черепки ваз и целые вазы из обожженной глины, различные бронзовые изделия и монеты. Позже он служил директором Государственных архивов.

Дмитрий Васильевич был женат на Марии Алексеевне Воейковой, детской писательнице и художнице-портретистке. Мария Алексеевна была женщиной пылкой, восторженной и, как и муж, очень религиозной.

Вся атмосфера в семье была пропитана духом любви к родной истории и искусству. В доме часто собирались профессора университетов, ученые, художники, музыканты.

Их дочь Елена (1850–1898) сначала хотела стать народной учительницей. Она даже выдержала экзамен в 1875 году на звание домашней учительницы и с успехом преподавала на Петербургских ремесленных курсах Н.В. Стасовой.

Но потом она заинтересовалась народным творчеством, изучала в Париже керамическое производство, способы обжига глиняных, фаянсовых и фарфоровых изделий. Елена Дмитриевна создавала рисунки для резной утвари и мебели, близкие к стилю «модерн», и руководила Абрамцевской кустарной мастерской резьбы по дереву.

Она писала акварелью цветы и пейзажи и была первой русской художницей, обратившейся к иллюстрированию сказок. Всего она проиллюстрировала более двадцати народных сказок и прибауток. Лишь половина из них была опубликована, а сама художница увидела напечатанной только одну — «Войну грибов».

Мать, Мария Алексеевна, много времени и внимания уделяла детям, записывала в отдельную тетрадку заметки об их высказываниях и поступках. Именно от нее известно, что Василий Дмитриевич Поленов, знаменитый художник в будущем, уже в два года тянулся к рисованию и постоянно рисовал чем мог и на чем мог.

Отец, со своей стороны, передал Дмитрию глубокий интерес к древним культурам, к изучению русской старины и ее памятников. Помогала ему в этом и бабушка, Вера Николаевна Воейкова, дочь известного архитектора Львова, хорошо знавшая историю и наизусть цитировавшая «Историю государства Российского» Карамзина.

Воспитанный в такой обстановке, Василий Дмитриевич не колебался в выборе профессии, а свои способности доказал, получив золотую медаль при окончании Академии художеств. Наградой от Академии была и поездка в Италию и Францию.

Одновременно с учебой в Академии Василий Дмитриевич слушал курс лекций на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1876 году Василий Дмитриевич добровольцем отправился на серботурецкий фронт и принял участие в освободительной борьбе сербов против турецкого ига. На этой войне он был в качестве художника—корреспондента журнала «Пчела», был награжден черногорской медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест».

Известность к Василию Дмитриевичу пришла после создания им картины «Христос и грешница», вызвали толки полотна «Генисаретское озеро» и «Мечты». Но в историю живописи он вошел как автор пленэрных пейзажей («Московский дворик», 1878), бытовых («Больная», 1886), исторических картин.

С появлением картины «Московский дворик» в русской живописи появился термин «Интимный пейзаж». Это была новая живопись не только по новаторству технических приемов, но и по мироощущению.

Высшим достижением Поленова как театрального художника было оформление пьесы С. И. Мамонтова «Алая роза». Кроме того, он создал многочисленные эскизы для упрощенных типовых декораций к пьесам А.Н. Островского и И.С. Тургенева.

С 1900 года Василий Дмитриевич занимался в Секции содействия фабричным и деревенским театрам при Московском обществе народных университетов, а в 1913 году был избран его председателем. В 1915 году на Красной Пресне по проекту В.Д. Поленова был построен дом для Секции народных театров с декорационными и костюмерными мастерскими.

С 1882 по 1885 годы Василий Дмитриевич преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.

В 1882 году Поленов женился на Наталье Васильевне Якунчиковой, двоюродной сестре Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, ставшей ему не только женой, но и другом, советчиком.

В доме Поленовых на «акварельные» и «рисовальные» вечера собиралась большая компания: мать Василия Дмитриевича Мария Алексеевна, его сестра Елена Дмитриевна, друзья-художники В. Суриков, А. Киселев, А. Архипов, К. Коровин, И. Левитан, братья Васнецовы и др.

Поленов-художник выступал и как автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы, фортепианные пьесы, произведения для хора и др.).

В 1926 году Василию Дмитриевичу Поленову было присвоено звание «Народный художник РСФСР», а в 1927 году он скончался в своем имении, в Борке. В 1931 году Борок был переименован в Поленово.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Муромов.
100 великих авиакатастроф

Генрих Шлиман.
Троя

Николай Непомнящий.
100 великих загадок XX века

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории XX века

Вендален Бехайм.
Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)
e-mail: historylib@yandex.ru